РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Солдат вернулся с фронта…

В канун 55-летия Великой Победы в Отечественной войне в «Орской хронике» были опубликованы воспоминания журналиста М. Лылова о своих ратных делах под заголовком «Фронтовая семья». А как же сложилась дальнейшая жизнь в родном Оренбуржье? Об этом – наш сегодняшний рассказ.…Станция Халилово. Ноябрь 1950 года. До родного села Воскресенка - девять километров. Зашел к знакомым, поставил чемодан и отправился на почту, чтобы сообщить о своем местонахождении и попросить, чтобы приехали за мной.
После семи лет службы в рядах Советской Армии мне было положено три месяца отдыха. Но уже через месяц, когда пришли партийные документы, гвардии старший сержант предстал пред очами первого секретаря Халиловского райкома партии.
НАЧАЛО
- Чем думаешь заниматься, кандидат в члены партии? – спросил он.
- Думаю, в Медногорске устроиться на работу, место уже обещали.
- А какие документы привез из армии?
- Военный билет и удостоверение внештатного корреспондента газеты группы советских оккупационных войск в Германии.
- Интересно. Ну-ка дай посмотреть, – на время задумался он. – Ты хоть знаешь, что не только член партии, но и кандидат в члены не может без воли райкома или горкома принимать какое-либо решение о трудоустройстве? Я предлагаю две должности: начальника районного планового отдела или ответсекретаря районной газеты. Опыт по этой части у тебя, вижу, кой-какой имеется. Подумай неделю и приходи с решением.
Так я стал ответсекретарем районной газеты «Октябрьское знамя». В штате два человека – редактор и я. Выходила газета раз в неделю на двух полосах. Мне сказали: добывай информацию, организуй статьи и другие материалы. Одним словом, вперед!
На первых порах было сложно, поскольку редактор, он же бывший секретарь райкома партии, не очень-то владел газетными жанрами, да и семейные дела отвлекали. Я же, напротив, был холостой, а потому с головой окунулся в новую работу. Прошло несколько месяцев, и я почувствовал себя более уверенно. Нашел помощников на районном уровне, в местных колхозах и совхозах. «Были бы факты и цифры, а канву изобразим», - так думал я. И действовал. Стал внедрять в газету критику с шаржами на руководителей отстающих организаций и предприятий. Что тут началось! Посыпались жалобы в райком и райисполком. Но когда начинали проверять факты, они, как правило, подтверждались. В результате ряд руководителей остался «без портфелей» (в чем помог райком партии), а оставшиеся стали куда более почтительно относиться к районной газете.
Но одновременно возникли и личные проблемы. Женился. Через год родилась дочь. Семью надо было обеспечивать всем необходимым. Заикнулся было насчет поступления в совпартшколу для повышения образования – получил отказ, хотя я уже был секретарем парторганизации редакции и райкома партии. Отказали потому, что женился на дочери бывшего военнопленного. Ну, что ж, думаю, надо идти другим путем!
УЧЕБА
Представьте себе, целый год посвятил подготовке к сдаче экзаменов экстерном за среднюю школу. Подготовился, заплатил за это 200 рублей (хотя оклад в то время составлял 83 рубля в месяц). Вместо семи предметов школьной программы, которые сдавали абитуриенты, пришлось сдать 18. Зато на экзаменах получил всего лишь две тройки! И тут же поступил на заочное отделение филологического факультета русского языка и литературы Орского пединститута.
И опять вмешалась партия. Утвердили на должность заместителя редактора Тюльганской районной газеты, где в августе 1961 года стал членом Союза журналистов СССР. И вновь - преобразования. Из 36 районов Оренбуржья создали восемь производственно-территориальных объединений. И я в одночасье оказываюсь в редакции новой газеты «Сельская новь», которая обслуживала территорию от Кваркено до Кувандыка, а базировалась в Орске. Стал заведующим отделом культуры и писем. Обычно я проезжал за сутки 300-500 километров на машине, собирая данные, а затем за 2-3 дня выдавал по тысяче и более строк в газету. И так – из месяца в месяц. Зато с помощью партии в течение месяца получил квартиру в Орске и чувствовал себя нормально во всех отношениях.
Через два года перерыва восстановился в пединституте. Взял трудовой отпуск, затем - академический и с головой ушел в учебу. Через два отпущенных мне месяца сдал экзамены за четвертый и пятый курсы института и вышел на госэкзамены. Одолел и эту преграду. Однако накануне выпускного вечера был вызван в обком партии. Предложили на выбор четыре района, где требовались редакторы газеты. А я взял и отказался. Принципиально! У меня было жилье, честно заработанное, дети учатся, жена трудится… Зачем все ломать? Но и передо мной в долгу не остались. Тут же отказали в праве на журналистскую деятельность.
ЖИЗНЬ НА ЗАВОДЕ
Орский машиностроительный завод. Взяли старшим инженером-куратором над двумя цехами по производству буровых замков. Начальник производственного отдела внятно объяснил должностные обязанности. Вроде бы понял, всеж-таки не дурак, но когда пришел в цеха, то мнение о моем таланте резко изменилось. Оказалось, одно дело отличать рожь от пшеницы или просо от гречихи, а совсем другое – один сорт металла от другого. Уж не говорю о механической и термической обработке бурзамков, технологии их производства и других производственных процессах... После долгих раздумий все-таки принял решение – не паниковать!
Регулярное посещение заводской техбиблиотеки, откровенные беседы с рабочими и мастерами сделали свое дело. Через полгода начальник производства стал без ухмылки давать любые задания, зная, что они будут выполнены. Даже директор завода признал во мне специалиста по бурзамкам и поручал составлять документы в наше министерство.
Через два года директор завода назначил меня начальником бюро производственного отдела по специзделиям. Только, было, почувствовал себя, как говорится, в своей тарелке, как последовало новое назначение – заведующий отделом кадров.
Коммуникабельность и настойчивость в достижении поставленной цели позволили вскоре подписать у директора несколько бумаг, о содержании которых он не все знал, но, однако, верил, что это - на благо предприятия. В итоге - три учебных класса в новом заводском помещении, оснащенных необходимым оборудованием, не говоря уже об отдельных кабинетах для начальника отдела и двух инженеров. Зайдя однажды в наш комплекс, директор завода В. Железнов воскликнул: «Невероятно! На моем заводе - такая учебная база! Молодец, Лылов!».
РОДНАЯ СТИХИЯ
Судя по всему, руководство не хотело отпускать меня с предприятия, но воля партии предопределила новый выбор: меня перевели в «Орский рабочий» на должность заведующего партийным отделом. Между прочим, с окладом, который был значительно ниже заводского. Но я никогда не жалел об этом. Как говорится, судьба… Через два года, в 1975-м, стал заместителем редактора газеты. На протяжении более десяти лет готовил для городской газеты полосы и развороты «Служу Советскому Союзу» по военно-патриотическому воспитанию. Опубликовал десятки, если не сотни очерков и зарисовок об участниках Великой Отечественной войны и тружениках тыла, об их встречах с рабочими на предприятиях и детьми в учебных заведениях, о пребывании раненых в госпиталях Орска… Эта многотрудная работа получила достойную оценку. ЦК ВЛКСМ наградил меня Почетной грамотой, которая бережно хранится до сих пор. К тому же, одним из первых в восточном Оренбуржье получил звание «Заслуженный работник культуры РСФСР».
Много личного времени тратил на общественные дела. Возглавлял внештатный отдел по печати горкома партии, на заседаниях которого заслушивались отчеты редакторов той или иной многотиражки (а их в городе было восемь). Заседания, как правило, были выездные. И это, действовало положительно: росли тиражи и качество изданий, мастерство редакторов и сотрудников низовой печати, а в результате – общий престиж многотиражек. Любые общественные поручения, разумеется, выполнялись бесплатно.
ЗАСЛУЖЕННЫЙ ОТДЫХ
Уйдя на пенсию, возглавил общественную приемную «Орского рабочего». Восемь активистов-пенсионеров помогали орчанам, как могли. Например, вместе с жителями п. Форштадт добились проведения газа в дома. Настойчиво боролись с бюрократизмом местных чиновников, работали с письмами читателей, всегда старались выяснить истину и помочь обездоленным. И, конечно же, старался не прекращать творческую деятельность. Постоянно пишу в родную городскую газету на самые различные темы. Особенно, на мой взгляд, удались материалы об участниках Великой Отечественной войны накануне 55-летия Победы. В подтверждение тому - престижная премия Союза журналистов.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ЛИЧНОМ
Прожил с женой Прасковьей Ивановной в любви и согласии более пятидесяти лет, сыграли «золотую» свадьбу. Вырастили двоих дочерей – Татьяну и Людмилу, двоих внуков – Константина и Юрия. Они честно отслужили в Российской Армии, я несколько раз навещал каждого из них, морально поддерживая в тяжелое время. Старший – Константин, например, за два года стал старшиной пограничных войск. Я горжусь им. Он работает и учится в институте. У меня есть правнучка Вика (его дочь). Ей нет еще и пяти лет, а мы с ней играем в шахматы (расставляет она самостоятельно), домашний теннис, ведем философские разговоры…
Одним словом, если и достиг в жизни каких-то высот, то лишь с помощью родных. Конечно же, я рад тому, что сделал, но, с другой стороны, хотелось бы сделать на благо землякам еще что-нибудь в оставшиеся дни жизни.
Михаил ЛЫЛОВ,
ветран войны и труда.

Материалы по теме

Солдат вернулся с фронта…

В канун 55-летия Великой Победы в Отечественной войне в «Орской хронике» были опубликованы воспоминания журналиста М. Лылова о своих ратных делах под заголовком «Фронтовая семья». А как же сложилась дальнейшая жизнь в родном Оренбуржье? Об этом – наш сегодняшний рассказ.…Станция Халилово. Ноябрь 1950 года. До родного села Воскресенка - девять...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.