РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Закон и мы

В России возрождается институт добровольных народных дружин. Полицейских, патрулирующих городские улицы, снова стали сопровождать гражданские, только теперь их отличительным признаком является не красная повязка на рукаве, а металлический нагрудный жетон с личным номером... Чем российские дружинники отличаются от советских? Какую пользу они могут принести профессиональным стражам порядка? Кто может вступить в ДНД? Об этом мы поговорим в очередном выпуске нашей постоянной юридической рубрики.

«Сначала всегда бывает непросто»

Организацией добровольных народных дружин и координацией их деятельности в нашем городе занимается координирующий штаб. Его секретарь В. Коптев встретился с корреспондентом «ОХ» и ответил на ряд вопросов.

– Владимир Иванович, скажите, сколько дружинников в Орске сегодня?
– Пока 55 человек. Этого, конечно, недостаточно, территория города очень велика... Но я думаю, что скоро их станет гораздо больше. Сейчас самая крупная дружина – 30 человек. Это казаки из Орского хуторского общества (командир дружины Хитун). Также у нас существуют три районные дружины: Октябрьская, Ленинская и Советская. Они укомплектованы гражданскими сотрудниками опорных пунктов полиции. Еще 16 казаков, уже из Орского городского казачьего общества (командир дружины Семянников), внесены в региональный реестр, вот-вот получат свои удостоверения и выйдут на патрулирование.
– Рабочая молодежь пока остается в стороне?
– На нее мы возлагаем большие надежды. Проводились встречи с директорами предприятий, и почти все идут нам навстречу, соглашаются, что работа такая необходима, но возникают трудности организационного и финансового характера. Согласно закону каждый дружинник должен быть застрахован от несчастного случая. Стоимость страховки – около 400 рублей. Кто даст деньги? Город? Да, закон позволяет закладывать в бюджет деньги на такие расходы, но бюджет уже утвержден, его сейчас не пересмотришь. Предприятие? В принципе, это вовсе не великие деньги, многие директора не против их выделить, но они должны согласовать решение с акционерами. К тому же дружинников следовало бы как-то поощрять, если не премии им выписывать, то хотя бы давать отгулы. Это опять же требует разработки положения, согласования с акционерами и так далее. Поэтому дело движется не так быстро, как нам хотелось бы. Но это только начало, а сначала всегда бывает непросто.
– А учебные заведения дружин не создают? Студенты, воспитанники спортивных школ…
– Те, кому больше 18, могут вступить в дружину. Мы сейчас прорабатываем этот вопрос с вузами. Я больше скажу: и средние школы могли бы поучаствовать! Конечно, не детей на охрану порядка отправлять, а их родителей. Скажем, если отцы из родительского комитета пару раз в месяц будут вечерком обходить школьный двор и прилегающие к нему улицы, бутылок и шприцев станет валяться на земле меньше, а дорога на учебу станет для их детей безопаснее.
– Каковы функции дружинников? Не должны же они задерживать преступников?
– Для этого есть полицейские. Дружинники могут помогать им. Например, когда патруль проверяет один двор, они идут в два соседних, высматривают, кто там себя неподобающе ведет, кто выглядит подозрительно. Охват получается более полным… К тому же дружинники могут выступать в качестве очевидцев. Вы же знаете, как часто бывает: виновный, чтобы отвертеться от наказания, начинает обвинять полицию в жестоком обращении… А тут свидетели есть, поэтому задержанный не станет придумывать небылицы.
– Что нужно делать гражданам, которые хотели бы создать дружину?
– Первое – провести собрание в своей организации, создать народную дружину, выбрать командира, подать уведомление в горадминистрацию. Затем – уведомление в городское Управление МВД. После проверки кандидатов в члены дружины (на наличие судимостей и так далее – она проводится по линии полиции) пройти инструктаж. Получить удостоверения, знаки народного дружинника – и можно приступать к работе. Если у кого-то возникнут еще вопросы, я готов ответить на них по телефону 25-31-06.

Выдержки из закона 44 ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»

– Народные дружинники при участии в охране общественного порядка могут применять физическую силу для устранения опасности, непосредственно угрожающей им или иным лицам, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости в пределах, установленных законодательством РФ.
– Воспрепятствование деятельности народного дружинника или внештатного сотрудника полиции в связи с их участием в охране общественного порядка либо невыполнение их законных требований влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ.


***

В вечерний рейд идет народная дружина

Чтобы увидеть дружинников в деле, журналист «ОХ» напросился на совместное дежурство полицейских и казаков. Командование обеих структур позволило представителю прессы поучаствовать в очередном вечернем рейде по улицам поселка Степного.

Сбор назначен в опорном пункте полиции на улице Краснофлотской. Когда подхожу на место, на крыльце уже ждут четверо казаков. За командира – старший вахмистр (по-армейски – старший прапорщик) Евгений Милюшкин. Он не кадровый военный, погоны снял, демобилизовавшись со срочной службы три десятка лет назад. Теперь вот снова надел их, но уже не с сержантскими лычками, а со звездами. Самый младший из дружинников – Егор Каминский, ему всего 18 лет. Парень ждет призыва и рассчитывает, что казачья служба поможет ему достойно подготовиться к службе армейской…
– Спецсредств-то вам не выдают? Нагайки хотя бы, – шучу я.
– Нагайки есть, это не спецсредства, а по форме положено, – серьезно отвечает старший. – Но на дежурство их не берем – незачем.

Из «опорки» выходят два полицейских – участковый Мурат Хусанов и инспектор по делам несовершеннолетних Татьяна Миллер. Разбившись на группы, мы отправляемся прочесывать дворы поселка.
– Сейчас еще не совсем отлажен механизм, как нам с дружинниками взаимодействовать. Но, вообще, они нам, конечно, помогают, – говорит по пути участковый. – Например, те же дворы проверить. Один я сколько за вечер обойду? А с ними дело быстрей движется.
Тут подбегает один из казаков: его товарищи неподалеку мужичка обнаружили, пьяный барахтался на обочине… Идем на место, видим картину: немолодой мужчина стоит, куртка и брюки в свежей грязи. Покачивается, мычит что-то. Казак-дружинник его за локоть придерживает, чтобы снова не свалился.
– Идем в опорный, – решает Мурат. – Оформим протокол. Это хороший знакомый, уж раз в неделю с ним точно видимся…
В пункте участковый заполняет бланк – административная статья 20.21 «Появление в общественных местах в состоянии опьянения». Дружинники расписываются в нем как очевидцы.
– Ребята, отведите его к пэпээсникам, пусть в отдел отправят, – просит участковый двух казаков. – А мы еще пройдемся, чтоб времени не терять.
Пьяного уводят. Утром он предстанет перед мировым судьей, получит заслуженный штраф – и до новых встреч... А мы продолжаем «прогулку» по району. Постепенно добираемся до грязной улочки, застроенной старыми бараками. Здесь обитает одна неблагополучная семья, которую необходимо навестить Татьяне.
– Нам-то помощь дружинников очень нужна, – говорит она. – Инспектора в основном девчонки. Приходишь в такой вот дом, а там пьяная компания, ничего уже не соображают люди. Оскорблений порой наслушаешься, некоторые и руками размахивать начинают… А если сопровождает кто из мужчин, смирно себя ведут.
Но здесь сегодня спокойно. У ворот играют с новым велосипедом чумазенькие, но веселые дети, мальчик и девочка. Из подслеповатых окон выглядывают женские лица.
– Мать пьет, к тому же судимость у нее за угрозу убийством, – объясняет участковый. – С мужем в разводе. Тот деньгами помогает детям, вот и велосипед купил, наверное… Но деньги тут не задерживаются. Она уж и квартиру, и машину пропила. Дети на бабушке, можно сказать. Она хорошая, но болеет сильно. Заглядываем сюда частенько, то я, то инспектор. Проверяем, не побиты ли дети, есть ли для них продукты, одежда..
Сегодня мать трезвая. Разговаривает приветливо, шутит даже. Дом захламлен старой облезлой мебелью. Занавески, покрывала сальные, стены захватанные. В воздухе чувствуется тяжелый затхлый запах. С потолка свисает густо облепленная мухами липкая лента – с прошлого года, что ли? Впрочем, все необходимое для детей есть. Разве что, может, заботы и внимания маловато… Татьяна оформляет протокол, обещает вскоре заглянуть еще. В это время во дворе казаки болтают с детьми, рассматривают новый велосипед.
– Так, сейчас зайдем к охотнику, проверим, как он оружие хранит, – решает Мурат.
Отправляемся по новому адресу, по пути заглядывая во дворы и переулки. От охотника – еще адресок, еще…
Когда рейд заканчивается, на улице уже темнеет. Полицейские отправляются в опорный пункт оформлять бумаги. Казаки расходятся по домам.
– Нравится эта работа? – спрашиваю у старшего.
– Тут дело не в том, нравится или нет. Она нужна, а значит, надо выполнять. Казаки всегда служили – и на войне, и порядок обеспечивали. Вот и мы стараемся, чтобы в городе получше, поспокойней жилось…

Материалы по теме

Закон и мы

В России возрождается институт добровольных народных дружин. Полицейских, патрулирующих городские улицы, снова стали сопровождать гражданские, только теперь их отличительным признаком является не красная повязка на рукаве, а металлический нагрудный жетон с личным номером... Чем российские дружинники отличаются от советских? Какую пользу они могут принести профессиональным стражам порядка? Кто может вступить...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.