Загазованный рай. Сказка или возможное будущее?
- Экономика
- 08-01-2003
Не секрет, что территория нашего города признана зоной экологического бедствия. Благодаря высокой степени концентрации промышленного производства ядовитые выбросы предприятий ежедневно «обогащают» атмосферу практически всеми элементами таблицы Менделеева. Загрязнение окружающей среды отражается, прежде всего, на здоровье. Растет число заболеваний органов дыхания, нервной и эндокринной систем. У 4-5-летних детей врачи обнаруживают острую язву желудка, семилетние школьники страдают от повышенного артериального давления, восьмиклассники – от неврастении. Все, богатые и бедные, стали жертвами технического прогресса. Скоро повторим судьбу мамонтов… Чтобы этого не произошло, надо заботиться об охране природы не на словах, а на деле.ПРОШЛОЕ
- В природоохранной сфере действовала система, в основе которой лежал принцип целевого расходования средств, отчисляемых промышленными предприятиями за негативное воздействие на окружающую среду, - рассказывает главный специалист отдела охраны окружающей среды О. Кныш. – Орск одним из первых вошел в эксперимент по методу Обалкина и создал внебюджетный экологический фонд. 10% средств, перечисляемых предприятиями, уходили в федеральный бюджет. Оставшаяся сумма поступала на расчетный счет администрации и делилась следующим образом: 30% - в областной и 60% - в городской бюджеты. Часть средств можно было оставлять на предприятиях для проведения природоохранных мероприятий, как на самом производстве, так и в близлежащих районах, подвергшихся техногенному воздействию. Выделялись деньги на экологическое воспитание, образование, благоустройство города и другое. Мы проводили санитарную очистку русла Елшанки, поддерживали в надлежащем состоянии Зауральную рощу, облагораживали парки.
Город мог заботиться о своем «здоровье» до 2000 года. Принятый Бюджетный кодекс упразднил внебюджетные фонды, в том числе и федеральный экологический фонд. А отчисления за негативное воздействие были приравнены к налогу, который предприятия должны были платить в консолидированный бюджет. А у бюджета свои первоочередные задачи.
В 2001 году Орск перечислил за «больную» экологию 37 млн. 610 тыс. рублей, а получил около 3 млн. В 2002 году на природоохранные мероприятия было направлено 12 млн. 136 тыс. целковых, в то время как из областного бюджета вернулось всего 1 млн. 316 тыс. рублей. За деньги орчан улучшалось экологическое состояние в других регионах. Чудно… Рано или поздно законное беззаконие должно было прекратиться. Наконец 28 марта 2002 г. Верховный суд РФ признал недействительным постановление правительства «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия». Платежи были отменены с 4 июня 2002 г. «без оснований для возврата налогоплательщикам денежных средств, уплаченных в бюджетную систему РФ».
Новый Федеральный закон «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» только готовится. Когда он «созреет»? Трудно сказать.
НАСТОЯЩЕЕ
Государство растеряло рычаги контроля за загрязнением окружающей среды. Спасение утопающих традиционно стало делом рук самих утопающих. Несколько месяцев назад в администрации был создан отдел охраны окружающей среды. Звучит обнадеживающе. Как специалисты намерены защищать природу и какими обладают полномочиями? Попытаемся узнать у начальника отдела В. Бережного.
- Виктор Юрьевич, как Вы оцениваете сложившуюся в городе экологическую ситуацию?
- По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения, 23% всех заболеваний и 25% случаев рака обусловлены воздействием окружающей среды. Поэтому рост заболеваемости детского и взрослого населения нашего города не удивителен. Первое место в списке занимают болезни органов дыхания, чувств, нервной системы. Частота патологических нарушений у новорожденных в 1,5–3 раза выше, чем в других городах области. Стихийная застройка Орска, хаотичность размещения дорог, промышленных объектов, высокий уровень индустриализации – все это привело к напряженной экологической обстановке.
Среди крупных предприятий–загрязнителей можно назвать ЮУНК, ОНОС, ТЭЦ–1, ЮУМЗ, «ОРМЕЗ», ОЗЦМ и др. На экологическую обстановку северо-западной части города влияют выбросы ОХМК, завода хромовых соединений, цементного завода Новотроицка. К примеру, ОНОС «обогащает» воздух углеводородами, ртутью, ОХМК – сернистым газом, оксидом азота, диоксидом углерода, токсичными соединениями коксохимического производства. Комплексный индекс загрязнения воздуха в городе выше допустимой нормы и среднего значения по стране. Высокое загрязнение обусловлено превышением уровня ПДК по пыли и оксиду углерода в 1,3 раза, диоксиду азота - в 1,8 раза и фенолу - в 2,7 раза. Как правило, примерно 17% отобранных проб не соответствуют стандартам качества воздуха. На постах наблюдения за атмосферой в районах Старого города и 240 квартала регулярно «высвечиваются» алюминий, свинец, марганец и др. тяжелые металлы. Не секрет, что все они накапливаются в почве, а значит, «удобряют» фрукты и овощи. Наиболее подвержена воздействию вредных веществ северная часть города, в частности, п. Никель, Первомайский, Октябрьский. Значительное изменение ландшафта можно наблюдать в промзоне предприятий ТЭЦ–1, ОНОС, ЮУНК. Шлакоотвалы, свалки являются самостоятельным источником загрязнения атмосферы. Шлаконакопители, карьеры, полигоны и другие места складирования мусора занимают 22,3% площади города или 1500 тыс. га, не считая организованных мест складирования мусора.
- Опасное наследство вам досталось. Набор полномочий отдела позволит повлиять на сложившуюся ситуацию?
- Думаю, да. На нас возложены контрольные функции. Будем работать с действующими природоохранными структурами, постараемся выработать городскую экологическую политику и на ее основании разработать ряд мероприятий.
- Но депутаты уже утвердили разработанную экологическую программу, и что толку? Нет денег - нет и действий…
- Средства на природоохранные мероприятия, действительно, не выделяются. Но мы надеемся на скорейшее принятие Федерального закона «О плате за негативное воздействие на окружающую среду». Согласно проекту 50% платежей будет оставаться в муниципалитете. Оставшуюся часть поделят федеральный и областной бюджеты. А пока у нас есть время, чтобы досконально изучить сложившуюся в городе ситуацию. К примеру, чтобы достроить очистные сооружения, необходимо 50 млн. рублей. Нужны ли очистные сооружения городу в таком объеме или стоит направить средства на реконструкцию ныне действующих сооружений? Будем определяться. Необходимо провести исследования влияния на природу автотранспорта. Может, стоить разгрузить центральные магистрали, расширить ул. Новосибирскую, отремонтировать ул. Станиславского? Есть желание обязать владельцев «Газелей» установить на машинах катализаторы. В планах на будущее - создание общественной организации, проведение городского форума, в котором примут участие предприниматели, руководители предприятий города, представители различных служб, ежемесячный отчет в СМИ об экологической ситуации в городе. Не стоит забывать и об экологическом образовании. Мы постараемся организовать проведение цикла лекций для школьников, студентов.
- Неужели простите долг областной администрации?
- Вопросом экологических отчислений занимался заместитель мэра Н. Кондрашов. Он не раз направлял письма в областную администрацию с просьбой вернуть положенные городу средства, но безрезультатно. В других областях все намного проще. На уровне субъекта Федерации приняты законы об охране окружающей среды, которыми предусмотрено распределение средств: 50% - в местный, 30% - в областной и 20% - в федеральный бюджеты. В Оренбуржье такого закона нет. За прошлый год только ЮУНК перечислил в областной бюджет 28 млн. рублей. Администрация писала письма губернатору, полномочному представителю президента РФ, но деньги на природоохранные мероприятия в город так и не вернулись.
БУДУЩЕЕ
Остается надеяться на активность орчан в ЗС и закон, который позволит финансировать экологические программы. Впрочем, не все разделяют всеобщий оптимизм. Как сообщает Масс–Медиа, руководители РАО «Бумпром» даже собрали по этому поводу первое Всероссийское совещание представителей экологических служб, предприятий, научных, проектных организаций целлюлозно-бумажной промышленности. Чем же обеспокоены акционеры? А тем, что проект Закона «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» предусматривает значительное увеличение финансовой нагрузки на промышленные предприятия отрасли. По предварительным расчетам, отчисления вырастут в 10 и более раз. Платежи за нормативное и сверхнормативное загрязнение среды предлагается взимать с прибыли предприятий. По мнению оппонентов, закон не предусматривает целевое расходование экологических средств, корректировку экологического платежа в связи с осуществлением важнейших природоохранных мероприятий, отменяет дифференциацию величины экологического налога в зависимости от загрязнения окружающей среды. Будут ли потрачены собранные деньги только лишь на улучшение экологического состояния – вопрос спорный.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024