РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Родительский калейдоскоп

В октябре педагоги отметили День учителя. По традиции школы приглашали педагогов-ветеранов на чаепития и концерты. Их опыт бесценен, доброта бесконечна, а любовь к детям и урокам неискоренима. Молодым выпускникам педвузов есть чему поучиться у послевоенного поколения советских учителей, и мы даем сегодня эту возможность на страницах нашей рубрики.

Гибель мухи,
Или заповеди школьного историка

Т. Власенко, которая готовится отметить 70-летний юбилей, каждую ночь «дает уроки в холодном поту». Татьяне Федоровне до сих пор снятся логические цепочки, которые она всегда предлагала ученикам для лучшего усвоения знаний.

Учительница истории и обществознания родилась в Хмелевке, юность провела в Белошапке, а затем еще подростком самостоятельно отправилась в орскую школу № 8 продолжать образование. Здесь пришлось поплакать над математикой.
– Ее вела грозная Елизавета Львовна, – вспоминает Власенко. – Она только поднимала свои очи – и все жухли. Задачи не поддавались, приходилось слушать объяснения по нескольку раз. А потом как «третий глаз» открылся! Меня стали сажать на контрольных за учительский стол, чтобы я никому не решала.
Закончив школу, Таня вернулась в деревню, в 17 лет встала к учительскому столу и больше от него не отходила. Директор сказал: «Вот поймешь, что школа – это твое, тогда и будешь поступать в институт». Так Власенко стала Танькой Федоровной, а чуть позже один родитель окрестил ее Федор Татьяныч за серьезный подход к воспитанию его сына. Море было по колено – юная учительница вела все: химию, немецкий и русский языки… А еще хорошо пела, режиссировала вечера, ездила с концертами по деревням. Через год поступила на литфак, закончила, отправилась с супругом в Набережные Челны, затем получила специальность историка и осела в Крыловке на 10 лет. Наконец, с 1984 по 2006 год вела историю и обществознание в школе № 28.
– Пытались меня забрать в методкабинет, но я там не прижилась, – рассказывает Татьяна Федоровна. – Я учитель, поэтому просила отпустить меня к ученикам. Историй в памяти – тысячи. Помню осенний урок и звенящую в тишине муху. Наконец слабенький в познаниях мальчик не выдержал: «Да хлопните же ее кто-нибудь!» Муха мешала ему слушать, и это была первая «почетная грамота» для меня. Помню девочку и ее громкое «стоп!» на уроке. Останавливалась... и начинала снова.
Т. Власенко уверена, что основной заповедью современных молодых учителей должна быть любовь к детям, уважение к личности. Порой молодежь стремится отвечать хамством на хамство, а это недопустимо.
– Однажды и меня послали к «нехорошей маме». А ведь это целая дилемма – как правильно поступить при этом. Так вот, взяв минутную паузу, я сказала ученику, что выросла в деревне и материться умею, но... не имею права. К тому же ругательное слово некрасиво. Говорю ему: «Я тебя прощаю. Но если захочешь услышать мое мастерство – наедине продемонстрирую». И он задумался... Уважайте учеников! Представьте, бежит по коридору первоклассник. Боже, как ему страшно: его оторвали от матери, посадили в огромный класс... А там фурия. Нельзя так, любите его, как своего ребенка.
Второй заповедью была и остается связь с родителями.
– Не было такой семьи, у которой бы я не побывала в гостях, – смеется Татьяна Федоровна. – Самовары готовили все. С родителями мы были друзьями. После того как побываешь в доме ученика, сразу другими глазами смотришь на него.
Третья заповедь очевидна: учителя должны знать свой предмет не «на пять, а на ять», чтобы ответить на любой вопрос. Тогда в классе не будут шушукаться и смеяться над глупыми ошибками.
В-четвертых, учитель должен постоянно учиться, всю жизнь «спать с учебниками», записывать интересные вещи. А воспитывать нужно не только словом, но и каждой деталью своей одежды.
Скромность, юмор... Что еще важно? Наверное, не бояться просить у детей прощения.
– Сегодня «убрали» из урока голос учителя, его проникновенное слово, – вздыхает Власенко. – Дети могут 45 минут смотреть кино. Зачем? Это можно и дома. А задача учителя – связать предмет с семьей, сделать так, чтобы любовь и боль истории прошли через каждого ребенка. Шутка, но моими техсредствами обучения были... пальцы.

***

Бумажная медаль была лучшей наградой

В. Емельянова – тоже 70-летняя юбилярша. Валентина Герасимовна – бессменная вожатая, а затем заместитель директора по воспитательной работе школы № 35. При ней начинались игры КВН, процветала работа дружин, клубов по интересам, пионерская и комсомольская организации, работа с ветеранами.

– Дети были очень активные. Мы собирали металлолом, макулатуру, помогали совхозу «Заречный» сажать, полоть и собирать урожай, – вспоминает Емельянова. – Сельчане доверяли только нашей школе, и однажды за ударный труд ребят наградили телевизором. Активисты ковали кадры для школы – выпускники возвращались уже вожатыми. Сами рисовали грамоты, медали, дипломы, раскрашивали их... Помню, на шашечном турнире мальчику не хватило бумажной медальки, ее заменили шоколадкой, так он плакал – хотел медаль. На следующий день пришлось ее рисовать и торжественно вручать.
Валентина Герасимовна с болью говорит об утраченном – ученических субботниках, трудовом воспитании. Дети убирали улицы, сажали деревья, были дежурными в классах, мыли полы.
– Никому от этого плохо не было, а вот когда появились технички, мне это казалось диковинкой. Сейчас страшно представить, чтобы дети убирались на телевышке, собирали тяжелый металлолом, таскали огромные трубы…
Радовали спортивные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья», сдача норм ГТО, турслеты, походы, «Зарница»... Участвовали родители, дети, учителя.
– Здоровье детей – это все-таки главное, – отмечает Емельянова. – Сейчас эти традиции продолжаются. И это замечательно. А вот кружков и секций бесплатных сейчас мало. Раньше мы каждому находили дело по душе, никто не оставался без внеурочного увлечения и поручений. Каждый мог стать «начальником» в спортивном, культмассовом, трудовом секторе. Это стимулировало учеников.
Валентина Герасимовна подвела итог своей многолетней работы на областном конкурсе воспитательных систем. Проект получился масштабным и стал лучшим в номинации «Самобытность школы».
– Школа должна воспитывать в детях активную жизненную позицию, неравнодушие, – уверена Емельянова. – Быть отличником – это не самое главное. Хорошо, что и сегодня талантливые, творческие, деятельные педагоги в школе есть.

***

Двойной педстаж в память об отце

80-летняя Т. Яковлева выучила всю округу второго участка в районе школы № 50. Первые ученики уже на пенсии, да и последние обзавелись детьми. Многие помнят добрейшую Тамару Андреевну, ходят в гости и даже «лечат».

– Да, есть ученица, которая договаривается, чтобы меня в больнице подлечили, присылает лекарства, – рассказывает Яковлева. – Я любила детей, никогда не повышала на них голос, не ругала. Захожу в класс и молчу – они привыкли и быстро успокаивались. Ребята всегда слушались, можно сказать, за юбку держались. На переменах кричали, конечно, но это детская потребность.
Тамара Андреевна решила стать учителем как дань отцу, который в деревне до войны вел младшие классы. Погиб сельский учитель на фронте в 29 лет. Дочь обещала заработать двойной школьный стаж – себе и папе. Так и вышло: почти 50 лет учитель младших классов подарил детям – сначала в селе, потом в городе.
– В деревне ребята очень трудолюбивые, все умели делать, поэтому сначала, переехав в Орск, я удивилась, что на субботниках ребята не умеют деревья белить. А уважение какое было! Иду по селу, совсем еще девчонка, а старики с лавочек приподнимаются и кланяются. И в роддом ко мне почти каждый родитель приходил.
Тамара Андреевна хранит фотографии классов. Меньше сорока человек на них нет. Какие счастливые детские лица на этих снимках – сияют радостью! А переживания перед открытыми уроками живы до сих пор. Когда Яковлева получала награды за педагогический труд, нужно было перед гороно отчитаться – дать показательные уроки. Тогда в класс собиралось по 30 – 40 педагогов. Но «зрителей» не замечала, все внимание отдавала детям. А однажды после сильных переживаний у доски развилась ишемия – два месяца пришлось провести на больничной койке.
– В современную школу я бы, наверное, не вписалась, – вздыхает Тамара Андреевна. – Здесь уже компьютеры, аппаратура разная. Да и учебники я как-то посмотрела – какие каверзные задания! Даже родителям порой не под силу. Сейчас я бы мамам и папам посоветовала все-таки не забывать о детском чтении. Не знаю, как сегодня, а мне с родителями всегда везло, помогали во всем.

***

По информации председателя городского профсоюза работников образования Т. Сизовой, всего в Орске чуть более тысячи ветеранов педагогического труда.

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.