Свое дело
- Экономика
- 29-10-2016
Как открыть бизнес в разгар мирового кризиса? Как получить помощь от государства на развитие дела? Можно ли новичку вклиниться в уже занятый рынок и потеснить матерых конкурентов? На что следует в первую очередь обратить внимание начинающему предпринимателю? Ответы на эти и другие вопросы мы попытаемся найти в очередном выпуске нашей традиционной бизнес-странички.
Из психологов – в животноводы
Ляззат Шинбергенова родилась и выросла в Орске. Она всегда считала себя сугубо городской жительницей – в деревне если и бывала, то проездом. И профессию получила самую что ни на есть городскую – отучилась на психолога. Но жизнь выкинула фортель: стала Ляззат фермером...
– Я теперь даже не в селе живу, это хутор. Два домика, базы для скота – и больше нет ничего, только степь. Но мне там нравится, – с улыбкой говорит она.
Когда Ляззат вышла замуж за парня, выросшего на том самом хуторе в Домбаровском районе, она и не думала, что покинет город. Но потом его родители решили оставить тяжелый крестьянский труд, перебрались в Орск, а хутор опустел.
– Мы долго не решались взяться за дело, – рассказывает она. – Но потом жалко стало: есть земля, техника, есть возможность работать на себя… И мы рискнули. Сначала было очень тяжело, но постепенно я втянулась, стала понимать, что к чему.
Как-то раз Ляззат услышала, что государство помогает начинающим предпринимателям. Новоиспеченные фермеры отправились в бизнес-инкубатор, составили бизнес-план, подали заявку на участие в конкурсе… и, к своему удивлению, получили заветный грант. На государственные деньги Шинбергеновы купили нескольких телят.
Шло время, ферма росла и развивалась. Но все же оставалась маленьким, чисто семейным предприятием. И молодые супруги, уже разобравшиеся, что к чему в сельском хозяйстве, решили расширяться.
– В нашем регионе хорошие природные условия для развития овцеводства, – рассказывает Ляззат. – Но нужно угадать с породой. Мы выяснили, что идеальный вариант – это эдильбаевские курдючные бараны. Они довольно крупные, а главное – крепкие, хорошо переносят и морозную зиму, и жаркое засушливое лето. Спрос на баранину в нашем регионе хороший, места для выпаса у нас достаточно... В общем, было ясно, что дело выгодное. Но, как всегда, возникла проблема – нехватка средств. За помощью мы снова обратились к государству.
Шинбергеновы приняли участие в конкурсе минсельхоза «Начинающий фермер». Согласно новому проекту они должны были не только снабжать жителей восточного Оренбуржья свежим мясом, но и создать на своем хуторе 4 рабочих места. Забегая вперед, скажем, что они выполнили оба условия. Но, конечно, не обошлось без проблем.
– Могу дать совет новичкам: рассчитывайте все как можно тщательнее, старайтесь предусмотреть каждую мелочь, – делится Ляззат. – Мы, например, все деньги направили на покупку племенного скота. И только потом поняли, что сглупили: побочных расходов оказалось куда больше, чем мы предполагали. Ведь животных на ферму доставить надо, а это деньги, и немалые. Ну хорошо, доставили… А корм? Баран не машина, в гараж не поставишь и не забудешь. Пришлось брать кредиты. Если б сразу все предусмотрели, было бы куда легче, а так пришлось на своих ошибках учиться.
И наука пошла впрок. Сегодня на хуторе, который совсем недавно пустовал, помимо людей – хозяев фермы и работников, – обитают 3 десятка коров и более 4 сотен овец. Жизнь там кипит: строится новая скотобаза, потому что на старой животным уже тесно; приобретается техника, засеваются поля…
– Заниматься сельским хозяйством у нас можно, главное – не действовать на авось, а опираться на трезвый расчет, – считает Ляззат. – Господдержка – это очень хорошо и важно, но прежде всего нужно правильно оценивать собственные силы и ставить правильные задачи.
***
Бизнес – жестокая игра... но интересная!
– В детстве я был уверен, что стану юристом, – рассказывает Руслан Елембаев. – Успешным адвокатом, например. Или следователем. После школы пошел в юридический колледж, потом в академию. Но как-то сестра вручила мне книгу Ричарда Брэнсона. Там рассказывалось о том, как основать успешный бизнес. И эта книга все изменила.
Для начала Руслан устроился в известную компанию торговым агентом.
– Это очень важный опыт, – говорит он. – Приезжаешь в магазин, предлагаешь свой товар. Как добиться, чтобы приняли твое предложение? Нужно уметь договариваться с людьми, располагать их к себе…
Но такую работу, по его признанию, Руслан рассматривал именно как источник предпринимательского опыта. Главной целью было открытие собственного бизнеса.
– Идея возникла, в общем-то, спонтанно, – рассказывает он. – Как-то в компании стали обсуждать, пельмени какой фирмы вкуснее. И я вроде бы в шутку предложил провести исследование. А потом увлекся этой идеей.
Итоги исследования оказались предсказуемыми: народ предпочитает продукцию натуральную, без добавок. Отсюда возник другой вопрос: а можно ли, не прибегая к «химии», создать прибыльный бизнес? Теоретические расчеты показали: можно. Настала пора переходить к практике.
– Сначала все не клеилось, – рассказывает Руслан. – Помещение под цех я никак найти не мог. То мне предлагали неприспособленные здания, то подходящие, но по неприемлемой цене. Но не зря говорят, что, если настойчиво двигаться к своей цели, она сама сделает шаг навстречу. И вот нашелся отличный вариант. Но для старта производства нужно было много денег – больше, чем мне удалось накопить.
Начинающий бизнесмен обратился в бизнес-инкубатор, где ему помогли оформить пакет документов для участия в конкурсе. Оригинальный проект пришелся по вкусу членам комиссии. Получив грант, он добавил к государственным деньгам кредитные и приобрел оборудование – промышленную мясорубку, аппарат для замешивания теста, камеру глубокой заморозки. Затем он принял на работу 2 лепщиц, получил необходимые документы и взялся за выпуск продукции.
– Сейчас мы производим по 150 килограммов пельменей в неделю, – рассказывает начинающий бизнесмен. – Но это только начало. Главная задача – заработать репутацию. Пока у тебя нет раскрученного бренда, к твоей продукции будут относиться скептически…
И Руслан раскручивает бренд. На месте его застать сложно – все время в разъездах. Отдыхать пока некогда. Да, бизнес уже работает, приносит прибыль. Но застывать на месте сейчас, считает он, нельзя – если не будет движения вперед, начнется откат назад.
– Может, это звучит слишком самонадеянно, но я планирую выйти на федеральный уровень. Почему бы нет? Думаю, можно потеснить других производителей, а со временем и обогнать их. Не боги горшки обжигают.
На этом пути молодому человеку попадается много препятствий. Иной раз проблемы обнаруживаются там, где не ждешь – таковы суровые законы бизнеса.
– Иногда бывает, приду домой, весь в проблемах – и апатия нападает. Для чего я бьюсь, зачем? Можно же работать по найму. Риска меньше, стабильности больше... Но потом приду в себя – нет уж, бросать нельзя. И снова с головой в ту же круговерть! Зато когда одержишь какую-то небольшую победу, сил сразу прибавляется. Бизнес – это азарт, жестокая игра, но интересная!
***
Самое трудное – начать
Открыть свой бизнес с нуля – дело непростое. Как это сделать? Разумеется, универсального сценария не существует. Но некоторые общие рекомендации все-таки есть. С просьбой помочь нашим читателям советом мы обратились к Н. Цветковой, заместителю директора орского бизнес-инкубатора.
- Определитесь с видом деятельности. Чтобы двигаться к цели, необходимо эту цель определить. Превратить в бизнес лучше то, в чем вы разбираетесь. Рынок, на который вы входите, должен быть понятен и знаком.
Трезво определите перспективы. Начиная бизнес, представьте, каким он должен стать через три месяца, через полгода, через год. Запишите мысли в блокнот. Они станут чем-то вроде плана развития, на который предстоит ориентироваться.
- Подумайте, какую форму выбрать: ООО или ИП? Сначала лучше поработать как ИП, окунуться в мир проблем, который называют предпринимательством. К тому же сэкономите деньги на регистрации и прочих затратах, неизбежных в случае с ООО.
- Еще до начала регистрации определитесь, какая система налогообложения больше подходит вашему бизнесу.
Решите, будете ли вы создавать бизнес в одиночку или наберете команду. Но будьте осторожны: не стоит приглашать в дело людей только потому, что они являются вашими друзьями.
- Не стесняйтесь пользоваться советами юриста. В процессе развития бизнеса неизбежно будут возникать препятствия правового характера. Наладьте постоянную связь с человеком, который может ответить на сложные вопросы.
- Изучите конкурентов, ознакомьтесь с их ценами. Подумайте, сможете ли вы предоставить клиентам более выгодные условия: по цене или качеству товаров (услуг).
- Обдумайте, как будете рекламировать свое дело, еще до того, как ваш бизнес будет готов к запуску. Используйте для этого социальные сети и рекламные объявления.
- Оцените свои финансовые возможности. Весьма вероятно, что фактические затраты окажутся больше запланированных. Имейте в виду: необходим хотя бы небольшой запас прочности!
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024