РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Сто баллов: быть или не быть

Череда разнообразных реформ коснулась многих сфер современной жизни. Разумеется, они просто не могли пройти стороной мимо одного из самых больных мест нынешней России - образования. Разговоры о предстоящих переменах ведутся давно. Уже сделаны первые шаги по введению единого государственного экзамена после окончания средней школы, по переходу от одиннадцатилетнего к двенадцатилетнему обучению. А не так давно министр образования РФ В. Филиппов заявил о необходимости упразднения пятибалльной системы оценки знаний учащихся и внедрении более расширенной шкалы. Например, десяти- или даже стобалльной. Несомненным является тот факт, что во всех этих начинаниях для родителей первостепенное значение имеет влияние предлагаемых преобразований на жизнь их детей. Будут ли эти изменения способствовать совершенствованию, повышению результативности работы школы. Или же принесут дополнительные проблемы и трудности. Возникновение дискуссии вокруг необходимости отказа от старой, доброй пятерки среди соответствующих чиновников, скорее всего, можно объяснить их прозападной ориентацией. Ведь ни в одной из зарубежных стран никогда не существовало пятибалльной системы оценки знаний. К активным стремлениям перенести на российскую почву реалии западного образа жизни можно относиться по-разному. Но когда эти попытки начинают затрагивать наиважнейший столп последующего развития нашей страны, стоит остановиться и задуматься: так ли необходимы подобные изменения, каковы их причины, цели, а главное, насколько они своевременны.В соответствии с Законом РФ “Об образовании” (ст. 13, разд. II, п. 2.2.) «каждое образовательное учреждение имеет право самостоятельно выбирать систему оценки знаний учащихся». С 1990 г. в Орске на базе средней школы № 32 проходит эксперимент, в рамках которого в качестве оценки ученикам предложена стобалльная система. Директор школы Л. Устиченко объясняет этот шаг следующим:
- Еще двенадцать лет назад пятибалльная шкала контроля и оценки знаний учащихся вызывала большие трудности и нарекания у педагогов. Пятибалльная система оценок не позволяла точно замерить и дифференцировать знания учеников. По сей день во всех педагогических инструкциях трудно понять границу между характеристиками каждого из пяти баллов. В них говорится: «Балл «5» ставится в том случае, когда учащийся исчерпывающе знает весь программный материал, отлично понимает и прочно усвоил его; балл «4» - учащийся знает весь материал, хорошо понимает и прочно усвоил его; балл «3» - учащийся обнаруживает знание основного материала; балл «2»- учащийся обнаруживает незнание большей части материала...». Даже если оставить в стороне нечеткость и расплывчатость всех формулировок, здесь, на наш взгляд, существует другая, более серьезная проблема: почему шкала оценивает не прирост знаний (ведь человек совершенствуется от незнания к знанию), а убывание? В связи с этим, нами было принято решение в качестве альтернативы избрать стобалльную шкалу.
Вообще, пятерка уже неоднократно испытывала на себе воздействие со стороны самых разных реформаторов. В 1918 г., с приходом советской власти, тогдашний нарком просвещения А. Луначарский подписал постановление, отменяющее применение балльной системы оценки знаний. Однако такая практика привела к резкому снижению последних, росту недисциплинированности учеников и плохой посещаемости. Поэтому в 1935 г. в школе вновь появились пять баллов, но в несколько модифицированном варианте. Знания учащихся оценивались посредством словесных характеристик «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и т. д. Эта мера не помогла. И тогда в 1944 г. в школу вновь возвратились цифровые - 5, 4, 3, 2, 1. К настоящему моменту пятибалльной системе насчитывается около 180 лет.
Учителя школы № 32 прежде чем принять решение о переходе на стобалльную систему оценки знаний учащихся, рассмотрели все ее плюсы и минусы. Ими было изучено огромное количество специальной литературы. Представители педагогического коллектива побывали в московской «школе самоопределения» А. Тубельского, в которой вместо традиционных отметок используются развернутые оценочные характеристики. Познакомились с опытом зарубежных школ. Основной аргумент, который предъявляют учителя - невозможность объективно оценить познания учащихся, уложившись в пять баллов. Ведь все дети отличаются друг от друга способностями, темпераментом, ответственностью в подготовке учебных заданий. Поэтому пятерка пятерке рознь. Устиченко приводит такой пример...
-На уроке литературы для получения отличной отметки учащимся задано выучить наизусть шесть стихотворений А. Блока. В результате один ученик выполняет полученное задание в пределах нормы, а другой дополнительно читает наизусть поэму Блока «Двенадцать». Как учителю быть в этой ситуации? И в первом, и во втором случае нужно ставить пятерку. Но справедлива ли такая оценочная уравниловка по отношению к более старательному ученику?
-Кроме того, на сегодня реально существуют лишь две отметки - «3» и «4». Это связано с тем, что единицы в школах не ставят давно. На твердую пятерку учится очень маленький процент детей. А двойку в современной школе почти официально ставить запрещено. Сам В. Филиппов в одном из прошлогодних номеров «Комсомольской правды» сказал об этом в своем интервью. Таким образом, выходит, что педагоги должны уложиться в своих оценках даже не в пять, а всего лишь в два балла. «Из всего этого и получается, что стобалльная шкала - самая оптимальная”, - говорит Лидия Игоревна.
Чтобы читателю стало понятнее, постараюсь объяснить схему, по которой работает школа № 32. Итак, 100 баллов включают в себя три пятерки - это 100, 90, 80 баллов; три четверки - 70, 60, 50; три тройки - 40, 30, 20; балл, равный двойке - 10, и также есть 0, отражающий полное отсутствие каких-либо знаний по тому или иному предмету. Среди этой дифференциации такая «тройная» пятерка, например, предполагает: 100 - превосходно, 90 - отлично, 80 - небрежная пятерка. В итоге, у учителя появляется возможность быть более объективным, а ученику иметь полное представление о том, насколько он владеет тем или иным предметом.
Еще одно «за» в пользу подобной оценки то, что она позволяет ребенку чувствовать себя комфортно, не бояться плохой отметки. Ведь все мы знаем по себе, что, идя в первый класс, дети горят желанием учиться. Но вот получена первая «двойка», и в сознании ребенка появляется мысль, что он хуже других. Плохая отметка становится своеобразным символом второсортности. Поэтому расширенные границы стобалльной системы делают ее более щадящей для детской психики, позволяют оценить такие показатели, как прилежание, мотивы, трудолюбие.
Конечно, к любым нововведениям нужно привыкнуть. Но уже сейчас можно говорить о том, что основным минусом подобной системы является то, что пока существует пятибалльная оценка знаний, и педагоги, и дети волей-неволей будут вынуждены градировать 100 баллов по пятерочному эквиваленту. Кстати, Министерство образования уже делает первые шаги по преодолению этого недостатка. Единый государственный экзамен, в котором 32 школа принимала участие в прошлом году, оценивается по стобалльной шкале.
Тенденции очевидны. Действительность такова, что среди стран постсоветского пространства Украина и Беларусь уже перешли на десятибалльную систему обучения.

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.