РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Родительский калейдоскоп

В преддверии Международного дня инвалидов пройдут мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья. В Орске число таких малышей, к сожалению, растет. Если на 1 января их было 880 человек, то к началу учебного года количество увеличилось до 1050, инвалидов среди них 92. Дошкольники посещают 27 детсадов, действуют 60 групп компенсирующей направленности. Кроме того, по сравнению с 2015 годом в 4,5 раза увеличилось число детей, обучающихся по специальным коррекционным программам на дому. Как специалисты помогают особым малышам развиваться и какие советы дают родителям?

Любите детей такими, какие они есть

Мы побывали в детском саду № 1 компенсирующего вида для квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников.

Садик был перепрофилирован в ноябре 1987 года, тогда коррекционная работа начиналась с небольшим числом малышей. Сейчас здесь 6 полных дошкольных групп, 94 воспитанника, а в этом году была впервые открыта и группа временного пребывания для детей, которые по состоянию здоровья не могут постоянно находиться в коллективе без родителей.
– После поступления ребенка в детский сад дефектологи-олигофрено-педагоги, логопеды и воспитатели проводят его полное обследование, после чего составляется индивидуальный маршрут развития, а на детей-инвалидов – программа реабилитации, – рассказала заведующая детским садом № 1 Л. Максимова. – Чем раньше начать работу, тем более высоких результатов в коррекции можно достичь. У нас существуют и бесплатные консультации для родителей, не знающих с чего начать, куда идти, где в городе могут квалифицированно помочь малышу, в развитии которого заметно отставание от сверстников.
Детский сад посещают дети с ЗПР (задержкой психического развития), синдромом Дауна, аутизмом, нарушением двигательной активности, дефицитом внимания... Вся работа строится на индивидуальном подходе к ребенку.
– Нужно принимать своих детей такими, какие они есть, любить, – уверила дефектолог С. Ефанова. – Не завышать требования, не сравнивать их друг с другом, но, самое главное, не винить в проблемах ни ребенка, ни себя, не закрываться в четырех стенах, ограничивая общение. В городе есть специализированные службы, которые могут помочь. Но бывает и такое – мама приходит с шестилетним ребенком и говорит: «Не знала, что с ним что-то не так, никуда не обращалась, надеялась, что проблемы возрастные и сами собой рассосутся». А ведь были первые звоночки, повод задуматься. В таких случаях лучше как можно раньше проконсультироваться со специалистами. Даже получение статуса инвалида дает большие возможности в лечении и реабилитации, в том числе финансовые.
Методическая база детсада полностью укомплектована развивающими пособиями, игрушками, тренажерами для физических занятий и другим оборудованием.
Родители могут проконсультироваться по телефону 23-38-63.

***

Если малыш не просится на ручки

Об аутистах в последнее время говорят не только как об общемировой проблеме. Этот диагноз поставлен и нескольким юным орчанам. Что же такое аутизм?

– Обычно наиболее ярко аутизм проявляется в возрасте 3 – 5 лет, – рассказывает дефектолог детсада № 1 И. Зайцева. – Но, чтобы помочь детям-аутистам, важно как можно раньше начинать специальную коррекционную поддержку. В раннем детстве важнейшим признаком наличия аутических черт является избегание физического контакта с родителями: малыш не просится на руки, не отвечает на улыбку взрослого. Ребенок может не отзываться на обращение, не смотреть на говорящего с ним.
Эмоциональный облик аутичных детей очень разнообразен: это может быть особая отрешенность или, наоборот, тревожность, страхи. Они часто бывают избирательными в еде. Изменение привычных стереотипов, распорядка также вызывает беспокойство. Ребенок может бурно реагировать на смену коляски или изменение привычной одежды родителей.
У некоторых детей уже в самом раннем возрасте возникают стереотипии (например, повторение одних и тех же слов, привязанность к одним и тем же маршрутам, долгое однообразное раскачивание). Речевое развитие аутичных детей тоже свое-образно, речь может запаздывать в своем формировании, первые слова могут быть необычными («лампа», «трактор»), в речи могут формироваться штампы, обращают на себя внимание особые интонации. И, конечно, надо обязательно обратить внимание на однообразную игру ребенка с предметами.

***

Томатис стимулирует мозг

В развивающий Центр «Понимашки» прибыл специалист из Тольятти, прошедший обучение во Франции по методу Томатиса.

Как рассказала А. Славгородская, директор центра, данный метод позволяет воздействовать на необходимый участок мозга, стимулирует работу всего мозга, развивает его способность к эффективной обработке информации. Так, томатис-терапия успешно применяется при нарушениях речевого и психоречевого развития, заикании, ДЦП, а также гиперактивности, аутизме и аутоподобных нарушениях развития, депрессивных, тревожных состояниях у детей и взрослых, нарушениях координации движений любого происхождения.
Здесь работает и дефектолог. Основная цель занятий – социализация детей с аутизмом. Содержание уроков направлено на активизацию, поддержку и восстановление жизненных сил и повышение психологического комфорта. Детский педагог-психолог проводит индивидуальные занятия в классе Монтессори.
Группу желающих попасть на диагностику набирают по телефону 317-717.

***

Под угрозой речь

Понятие «ЗПР» используется по отношению к детям со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы. У детей данной категории не наблюдается специфических нарушений слуха, опорно-двигательного аппарата, зрения, они не являются умственно отсталыми.

Многие родители не придают значения тому, что ребенок начал позднее заниматься с предметами, самостоятельно ходить, позже говорить. Малыш постоянно возбудим, быстро утомляется, часто капризничает. В детсаду педагоги обращают внимание на то, что он не усваивает программу, не активен на занятиях, легко отвлекается, не удерживает внимание, плохо запоминает материал... Но экспериментально доказано, что под влиянием лечебно-коррекционных мероприятий задержка претерпевает существенную динамику.
– Мне приходится встречаться с двумя противоположностями в родительском отношении к ребенку, – делится дефектолог-логопед детсада № 1 Е. Кулагина. – Первые – сверхобеспокоенные родители, которые, когда ребенок в 2 года не говорит развернутыми предложениями, бьют тревогу. Вторая группа родителей – упорно не замечающие проблем в развитии, только когда врачи однозначно «ставят задержку», они обращаются к специалистам. Иногда я сталкиваюсь с настолько запущенными случаями! Приходится горько говорить родителям, что помощь запоздала, теперь можно лишь немного адаптировать ребенка к жизни в обществе. Успокоим сначала сверхпугливых: рамки норм развития достаточно гибкие, но, если отклонение значительно, обязательно бить тревогу. Процент отклонений в речевом развитии особенно высок среди мальчиков. Существенную роль играет наследственный фактор. Часто приходят матери с пятилетним ребенком, который практически не говорит. Спрашиваю, чего они ждали так долго. Пожимают плечами и рассказывают, что, мол, свекровь говорит, что отец ребенка заговорил только в 4 года и сразу предложениями, и ничего. Но это значит лишь то, что генетическая предрасположенность есть. Ждать, что все «само пройдет», крайне безответственная позиция!

Рекомендации дефектолога С. Ефановой

1. Если у вас трудности в общении с ребенком, не спешите обвинять его в этом. Возможно, у вас разные типы функциональной организации мозга, а значит, по-разному воспринимаете, чувствуете, то есть дело не только в нем, но и в вас. Он не плохой, а просто другой. Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить.

2. При первых неудачах не нервничайте и не нервируйте ребенка. Пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотрите в будущее с оптимизмом. Помните: для ребенка чего-то не знать, чего-то не уметь – нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать.

3. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать.

4. Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.

5. Никогда не забывайте, что мы еще очень мало знаем о том, как ребенок превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока недоступны нашему пониманию. Поэтому придерживайтесь принципа: «Не навреди!».

***

С 1 сентября в школах города начал действовать Федеральный государственный стандарт для детей с ОВЗ. В Орске создана доступная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, 11 школ (№ 4, 5, 6, 31, 37, 88, 54, 38, 52, 26, 50) готовы инклюзивно обучать детей с ОВЗ.

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.