РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

В простой избе иконы плачут, вот только что все это значит?

На Крещение Господне репортер «ОХ», накинув хламиду потеплее и нагрузив котомку посудой для святой воды, направился в село Державино, что в Бузулукском районе, о котором в наших краях давно уже слагают легенды. Якобы, там – самое близкое к Орску место, где мироточат иконы и происходят чудеса исцеления. Творится это в избе крестьянки Ефимовой. От увиденного и услышанного в Державино наш автор по сей день пребывает в большом душевном смятении и скорби.Чтобы добраться до деревни Державино – родины поэта Гаврилы Романовича Державина, надо проехать с полсотни километров по трассе Бузулук–Бугуруслан, а после топать пешком восемь верст по задуваемой вьюгой и заносимой снегами степной дороге. Обуревает страх, и чувствуешь себя песчинкой в безбрежном белом океане, над которым бродят низкие облака. Особо боязно, когда над горизонтом всходит кроваво-красный диск солнца. Лишь через два часа ускоренного марша заметил я сквозь снежное марево купол храма, а чуть позже показалось и само село.

МУЖИКИ ПОВЕДАЛИ О ПОТАЙНЫХ КАПЕЛЬНИЦАХ
Некогда Державино процветало, там был колхоз «Октябрь». Ныне от него осталось лишь ржавое название, приваренное к стеле, да контур легендарного крейсера «Аврора», знаменитое носовое орудие которого развернуто в сторону развалин коровников и свиноферм. Всюду разруха и запустение. Народ, кто смог, разъехался. Осталась примерно тысяча человек - самые стойкие. Живут, в основном, за счет огородов. Наверное, надо поразмыслить над тем, не стать ли Орску и Державину побратимами. За два дня я то и дело сталкивался с бывшими орчанами, бежавшими на вольную природу от пыли городской и снискавшими счастье на почве фермерства, или же коренными державинцами, близкие родственники которых живут в Орске.
Мужики там словоохотливые и весьма ласковы в обращении с незнакомцами. Меня встретили дружным матом и для начала назвали дураком. Дело было возле памятного знака с портретом великого поэта. Там стояла живописная группа поросших мхом бородачей в телогрейках, у которых я спросил путь к дому Ефимовых.
- Ну, ты смотри,.. чо! По пурге к Ольке Ефимовой уже ходить стали. Ты сам-то откуда? Из Орска, говоришь?! У нас тут многие из Орска живут, но вроде бы все мужики, как мужики, по степи без дела не таскаются. Разве что на охоту…
- Вы не так меня поняли. Я же с целью познания сюда прибыл. Хочу иконы посмотреть, которые кровоточат и мироточат…
Вслед за моим признанием из уст жителей родового имения Державиных раздался такой ядреный мат, что я удивляюсь, как Гаврила Романович на портрете не покраснел. Отматерившись, повеселевшие селяне влепили мне посконную мужицкую правду:
- Какие, на хрен, иконы?! Ольку давно уже разоблачили. Она сама все подделала: к иконам сзади прицепила капельницы и пустила через них масло. В другие иконы шприцем масло закачала, оно и проступает через бумагу. А такие дураки, как ты, чудо ищут. Какое у нее, на хрен, чудо?! С чего?! Вон она, смотри сам, рядом с церковью живет. В церкви ничего не мироточит, а у нее – мироточит. Ее мать сейчас с этими иконами всюду разъезжает. Бизнес у них. Они, …, деньги лопатой гребут, а мы бедствуем. Иди-ка ты отселе, мил человек, пока метель не поднялась…
Мне сделалось грустно, но, глянув на часы, сообразил, что в церкви наверняка должна идти служба, и направился к храму, дабы перетолковать обо всем со священником. К тому же, Ефимова должна быть непременно в церкви, там сговориться обо всем будет проще.

В ХРАМ - НИ НОГОЙ!
Церковь на селе заложил сам Г. Державин, что говорит об исторической значимости храма. Но в нашем государстве все устроено не по-людски. У нас могут воздвигнуть за большие миллионы никому не нужных бронзовых истуканов в столице, а памятники христианской культуры в глубинке будут погибать. Взять хоть державинский храм. Я вошел в него и обомлел. Мыслимо ли: в церкви холоднее, чем на улице! Приход беден, прихожан мало, священники часто меняются, долгое время священника не было вовсе. Из-за невыплат недавно храм чуть не разморозили. Там каким-то чудом еще с державинских времен сохранились остатки фресок. Иногда кусочки умирающей красоты откалываются и падают на пол. Старушки плачут, поднимают их и целуют. У меня самого комок к горлу подкатил, когда я все это увидел…
Служба закончилась. Появление нового человека среди молящихся вызвало закономерный интерес со стороны как прихожан, так и иеромонаха отца Никандра.
Батюшка спросил меня:
- Вы кто будете?
- Простой христианин. Приехал из Орска с целью познать чудо мироточения икон, которое происходит в доме Ефимовых. Думал застать ее на службе в храме – праздник все-таки.
- Вас кто-то благословил на эту поездку?
- Нет.
- Вы к Ольге заходили?
- Нет пока. Я по дороге сельчан повстречал. Они мне сказали, что все эти мироточащие иконы – сплошной обман. Но почему тогда в серьезной прессе пишут, что чудо признано церковью? И которая здесь Ольга?
Отец Никандр посмотрел на образа, помолчал. И затем ошеломил меня еще больше, чем мужики возле памятного знака:
- Я здесь недавно. Об Ольге знаю. История странная. При мне она в церковь не приходила ни разу. Никаких указаний на счет нее перед отъездом в Державино не получал…
- То есть в церкви она вообще не показывается?!
- Нет.
- Скажите, отец Никандр, святые отцы все-таки признали ее иконы мироточащими?
- Где-то признают, а где-то к этому относятся с большой осторожностью.
- Да разве такое бывает?!
- Понимаете, Ольга поддерживает контакты с Самарской епархией, но не с оренбургской.
- А почему на Руси так часто стали мироточить иконы?
- То Господь плачет о грехах наших. Вы посмотрите, что вокруг делается!
- Новосибирские ученые полагают, что все это – обман, церковь таким образом заманивает прихожан и привлекает спонсоров…
- Евангелист Матфей говорил: «Чего не понимаешь, тому можешь только дивиться, а отвергать его не дерзай».
- Действительно, что могут мироточить картонные иконы?
- Это так. Мироточение икон – чудо Божие. Например, официально зарегистрированы факты мироточения икон царственных мучеников. Тогда мироточили не только деревянные иконы, но и пластиковые и даже фотокопии!
И во время службы, и после, общаясь, ловил себя на мысли, что этот небольшого роста иеромонах не похож на тех священников, которых мне приходилось встречать во время странствий. Его глаза! Печальный взгляд, кажется, скользил куда-то в неведомую даль, мимо собеседника, мимо прихожан... Потом я узнал, что отцу Никандру всего 25 лет. Он учился на каменщика, был призван в армию. Воевал в Чечне. Попал в плен. Освободился. И ступил на путь служения Господу. Судьба, однако…
Батюшка спросил, не останусь ли я на ночную службу и не помогу ли на крестном ходе, ибо прихожане в большинстве своем немощны?
- Останусь с радостью, мне бы только до вечера куда-то приткнуться. Боюсь, до начала службы превращусь в ледышку, как ваша водонапорная башня…
Тут же отыскался прихожанин, который получил от батюшки благословение принять у себя в избе путника. Я по привычке полез в карман за паспортом, удостоверением, справкой с места жительства, семейной фотографией и аккредитацией от Реймера, дабы показать, что не бандит. Но документы мои смотреть никто не стал. При расставании иеромонах посоветовал расспросить об Ольге тех, кто с ней близок и с церковью не порвал. Тут началось самое интересное.

ОТ ГИБЕЛИ СПАС НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ
До ночной службы времени было изрядно, поэтому, следуя совету батюшки, я выведал в подробностях скорбную историю Ольги Ефимовой. Жила она с мужем–кавказцем, матерью, да двумя дочками. Чудеса в ее доме начались года четыре назад. Смотрели по телевизору иностранный фильм. Вдруг что-то заискрило, вспыхнуло, да ярко так , как от сварки! Думали – телевизор взорвался. Бежали на двор всей семьей, позвали мужиков на подмогу. А после смотрят: засветилась икона Николая Чудотворца. Упали Ольга с матерью на колени, стали истово молиться. Поняли – это знак свыше и решили в тайне от мужа-кавказца девочек окрестить. Горец об этом прослышал, рассвирепел, стал браниться на своем языке и надумал Ольгу по обычаю предков зарубить. Взялся за топор. Ольга уже приготовилась смерть принять. Но тут вновь осветилась их бедная изба, Николай Чудотворец ослепил кавказца и отвел от Ольги топор. Душегуб в страхе бежал из Державино куда глаза глядят. А у Ольги вдруг стали мироточить иконы – то на одной капельки появятся, то на другой. Принялась она иконы покупать, стали ей иконы дарить. На самых обыкновенных картонных софринских иконках миро выступало! О чуде сообщили в епархию. Прибыло церковное начальство и, как уверяли меня очевидцы, в руках отца Леонида икона Христа Спасителя стала мироточить. Ольге пришла бумага: пускать к себе всех паломников, никому не отказывать. И началась в Державино веселая жизнь: из Самары целыми «Икарусами» народ привозили, странники, пилигримы и прочий люд шел в дом Ефимовых днями и ночами. Закровоточил Спаситель: сначала кровь проступила там, где был надет терновый венец, и струйки потекли по лицу, потом – на пробитых гвоздями ладонях. И даже с бронзового креста стекало миро! Для его сбора установили специальный желобок. Иногда хозяйка позволяла людям ставить возле ее икон свои – и те вдруг покрывались капельками!
Закончилось все для Ольги худо. На нее вдруг разом обрушились несчастья. Один буйный гость услышал потусторонние голоса и принялся душить хозяйку. Та его оттолкнула, а сама спаслась от гибели в огороде. Пришельца для профилактики побили цыгане. Но это не помогло - вокруг стали виться какие-то темные личности. А деревенские невзлюбили Ольгу, чей дом в одночасье превратился в место паломничества и кто-то из зависти пустил слух о том, что чудо она сотворила сама с помощью пипеток да шприцев! Один злодей даже украл икону Николая Чудотворца и распотрошил ее, чтобы эти пипетки найти. Ольга долго плакала, хотела заявить в милицию о пропаже, но изуродованную икону обнаружили ребятишки в заброшенном колодце. К тому же вышла распря с церковью. У Ольги попросили икону в храм хоть на праздник, но она, разобиженная на державинцев, ее оклеветавших, не дала. Все эти тягостные обстоятельства подкосили женщину и она превратилась в затворницу: в дом никого пускать не стала, а иконы ее мать возит по Руси. Я во что бы то ни стало решил в этот дом попасть.

ДЕРЖАВИНСКАЯ ЗАТВОРНИЦА
Не лгали мне мужики, повстречавшиеся на околице: от церкви до дома Ефимовых расстояние еще меньше, чем от редакции «ОХ» до Преображенского храма. Из окон Ольгиных видать храм, из храма виден дом Ольги. Но что-то или кто-то стоит преградой на том коротком пути. Затворнице, которая общение с внешним миром свела к минимуму, помогает по хозяйству богообразный мужчина по имени Леонид, который ввиду большого христианского праздника вызвался мне пособить. Отпер калитку, удержал собак, и я прошел к двери. Постучал. Мне открыла круглолицая, по-деревенски одетая женщина, по лицу которой было видно, что она сильно хворает. Пустила на порог.
- Ольга, я приехал из Орска на Крещение Господне, дабы воззриться на ваши мироточащие и кровоточащие иконы…
- Икон у меня нет и не будет. Прошу вас, не беспокойте меня!
- А где же иконы? Их ваша мать увезла?
- Оставьте меня в покое! Будьте вы человеком!
Сказано это было с такой болью, что я извинился и отступил. Леонид сказал:
- Она много страдала за эти годы, чего только ни натерпелась! Ее здесь так обижали! К ней едут со всей страны, но она живет затворницей…
- Я ничего не понимаю! Почему ее мать возит иконы по Руси, тогда как храм по соседству рушится и денег в кассе нет? Почему не передать хоть одну из многочисленных мироточащих икон в родную державинскую церковь – ведь паломники и меценаты тогда внесут свою лепту в восстановление святыни!
И тут Леонид изрек фразу, которая в какой уже раз за один день повергла меня в шок:
- А почему она должна кому-то передавать иконы? Это ее частная собственность.
От такой политэкономии я обалдел и спешно выбрался со двора, забыв даже о собаках. На улице играли чернявенькие девчонки – Ольгины дочки. В отличие от мамы они оказались приветливыми, и мы мило поболтали. На прощание они улыбнулись в мой объектив. А как удалось получить право на эксклюзивное фото Ольги с иконой кровоточащего Спасителя, которая у нее все-таки есть, пусть останется моей маленькой журналистской тайной.

СТРАННАЯ ПЛОШКА
- Что же здесь творится-то, Господи? - размышлял я после встречи с Ефимовой, окончательно запутавшись и придя в полную растерянность. Снова выручили добрые прихожане. Мне показали темный лик Христа, на котором проступало миро. Я видел его следы. Мне дали плошку, в которую миро стекало. Ее достали из запыленного буфета времен безбожия и сталинских репрессий. Явственно ощутил тонкий, приятный запах. С позволения хозяев протер плошку, хорошенько помыл водой, снова протер насухо. Запах не улетучился.
- А если с «Кометом» ее промыть? – спросил я.
«Комета» не было, зато нашлось хозяйственное мыло. Намылил тряпку, протер… Есть запах! Когда после ночной службы в плошку налили святой воды для освещения избы, запах стал намного сильнее. Как сие объяснить – не знаю.
Два дня я провел в Державино как истинный паломник. Я побывал в каком-то ином, неведомом мне ранее мире! Жил, спал, ел у совершенно незнакомых мне людей, которые по нынешним лихим временам даже не спросили у меня документы. У меня там вообще никто никаких бумаг не спрашивал! На обратную дорогу дали харчей. Когда пытался расплатиться за хлопоты, обиделись. Но я все-таки внес деньги. На восстановление храма. Кстати, перед крестным ходом отец Никандр благословил меня идти во главе процессии с фонарем. И я вновь был потрясен до глубины души! Но столь почетную миссию принял с огромной благодарностью. Право слово, бывшее родовое поместье Державиных имеет какую-то особую притягательность и неповторимую ауру. Имею огромное желание
вновь побывать там.
Но не с целью изысканий, а
для успокоения души.

Фото автора.

Материалы по теме

В простой избе иконы плачут, вот только что все это значит?

На Крещение Господне репортер «ОХ», накинув хламиду потеплее и нагрузив котомку посудой для святой воды, направился в село Державино, что в Бузулукском районе, о котором в наших краях давно уже слагают легенды. Якобы, там – самое близкое к Орску место, где мироточат иконы и происходят чудеса исцеления. Творится это в...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.