РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Музыкальная пауза

Наверное, один из самых волшебных музыкальных инструментов – саксофон. Джазовые композиции, звучащие из него, легко поднимут настроение и заведут танцпол, а лиричные мелодии способны убаюкать, поэтому их не рекомендуют слушать за рулем. Конечно, это произойдет, только если инструмент будет в руках настоящего профессионала.
Сейчас живая музыка – это своего рода роскошь, а музыканты на вес золота. Услышав саксофониста в кафе «Снежана», захотелось посвятить сегодняшний выпуск нашей рубрики именно живому звуку.


Его называют орским Бутманом
А все начиналось с отлынивания от уроков...

Виртуозного орского саксофониста А. Пограницкого мне посчастливилось поймать между выступлениями. Музыкант просто нарасхват: утром играл в Ясном, вечером его ждут в Новотроицке, а сейчас ему звонят по телефону и спрашивают, свободен ли он 30 декабря…

Кто бы мог предположить, что мальчишка, который начал заниматься в школьном оркестре исключительно для того, чтобы отлынивать от уроков, станет таким популярным артистом и его будут называть орским Бутманом?
– Я к музыке не имел никакого отношения. Когда нашему классу предложили записаться в оркестр, никто особенно не заинтересовался. А когда сказали, что будут от уроков освобождать, то многие сразу загорелись. И я в том числе… В итоге больше 40 лет уже играю, – смеется Александр Николаевич.
Тогда он начал играть на теноре, музыка настолько затянула юного Александра, что он продолжил обучение в студии, освоил кларнет, а потом стал участником ансамбля «Камертон», руководителем которого был В. Кишвардай.
– Он нас, 14-летних пацанов, подтянул к себе, – вспоминает саксофонист, – чтобы мы по улицам без дела не шатались, собрал коллектив, привил всем настоящую любовь к музыке. Тогда-то я впервые и взял в руки саксофон. Литературы не было, учиться играть приходилось, что называется, методом тыка... Но через 2 – 3 года мы уже были лауреатами различных конкурсов.
Ансамбль радовал не только орчан – ребята активно гастролировали. Когда выступали в колхозах во время уборки урожая, приходилось ночевать в сельских клубах и спать прямо на сцене, для чего музыканты возили с собой матрасы и одеяла.
Конечно, такое было лишь в самом начале, ансамбль быстро развивался. Но на какое-то время Пограницкому пришлось его покинуть: призвали в армию. Служить довелось на флоте в штатном профессиональном оркестре. Это был большой опыт и практика: играть приходилось каждый день без каких-либо послаблений.
Вернувшись со службы, Александр Николаевич продолжил выступать с «Камертоном», а после организовал свой коллектив – «Движение».
Время снова внесло свои коррективы в размеренную жизнь музыкантов. В 90-е годы стали закрываться Дома культуры, работать стало негде, и саксофонист был вынужден уйти в автомастерскую. Тем не менее об инструменте не забывал, дома обязательно играл для себя. Позже жизнь, как говорится, стала налаживаться, артист вновь стал зарабатывать на жизнь музыкой.

Сейчас он желанный гость на свадьбах, корпоративах и прочих банкетах. Играет и медленные лиричные мелодии, и зажигательный джаз. А за один вечер может выступить в четырех разных заведениях!
Сегодня его слушают в элитном ресторане, а завтра он играет на крыше многоэтажки или в обычном орском дворе, создавая волшебную атмосферу для влюбленных, которые решили пожениться. Что может быть прекраснее, чем предложение руки и сердца под чарующие звуки саксофона летней ночью?
Словом, абсолютно для любой аудитории музыкант подберет нужную мелодию.
– Композиции я пишу сам, а также перекладываю для саксофона известные песни, – делится он. – Их нужно сыграть немного по-другому, по-своему подать, но в то же время не коверкать. И, конечно, выступая, нельзя стоять как мумия. Я всегда растворяюсь в музыке, куда-то улетаю, отключаюсь... Это мне помогает правильно подать произведение. В этом и есть артистизм и профессионализм.
И еще профессионализм в том, чтобы уметь играть тихо. Например, саксофонист репетирует каждый день дома минимум 2 часа, чтобы не терять формы. И настолько тихо играет в своей комнате, что в соседней его может быть и не слышно. А вот генеральному прогону композиции радуются уже все соседи.
Пограницкому предлагали жить и работать в Перми, Москве, Сочи... Но он всегда отказывался в пользу Орска. А жители других городов, куда приезжает с выступлениями, удивляются, что в нашем городе есть настолько талантливый человек. Однажды он просто покорил спонсора одного концерта – и тот подарил ему «Ниву» за талант и искусство.
– Я не могу без музыки, – признается Александр Николаевич. – Постоянно в голове прокручиваю мелодии, думаю, как бы их подать. На компьютере работаю тоже только в музыкальных программах, которые сейчас хорошими помощниками стали. А начинающим музыкантам скажу, что главное – любить музыку и свой инструмент. Остальное придет. Да, нужны усидчивость, труд, упорство. Никогда нельзя опускать руки, если что-то не получилось. Нужно идти к своей цели, всего можно достичь!

***

Дайте шанс живому звуку! Таланты есть, но их негде реализовать

Почему же в городе так мало живой музыки? Не хватает музыкантов? Или им не хватает профессионализма? Или не каждый может позволить себе купить инструмент? За ответами, ценами и советами направляемся в «ОрскМузШоп», известный орчанам как «Джамбо».

– Аккордеоны, баяны, саксофоны стоят сейчас сотни тысяч рублей, – говорит помощник руководителя магазина А. Гузь. – Если за рубежом семьи приобретают инструменты, с удовольствием играют, то для нас это, увы, роскошь.
Желающие играть стараются найти инструмент подешевле, приобрести с рук. В музыкальных школах и колледже искусств можно получить хорошее образование. Но тут встает другая проблема: свой талант негде реализовать. Кто-то заказывает живую музыку на корпоративы, свадьбы и прочие праздники, но всегда старается пригласить опытного музыканта, виртуозно владеющего инструментом. Только где набраться этого опыта, если в городе нет вокально-инструментальных ансамблей?
– Последнее десятилетие нашей культуре практически не уделяется внимания, – продолжает директор магазина «ОрскМузШоп» Н. Васильев. – Средства не выделяются, мероприятия не проводятся. Вот в соседнем Новоорске, например, целых 5 коллективов, которые каждый год устраивают фестивали, ездят с концертами по району и за его пределы... Так что тут дело даже не в том, что Орск – провинциальный город. У нас просто на культуру закрыли глаза, поэтому многие талантливые орские музыканты давно уехали отсюда.
Живой звук – большой труд не только исполнителя, который должен отдать всего себя произведению и публике, но и организаторов мероприятия.
– Нужно уметь создать определенную атмосферу, правильно выставить свет и озвучить инструмент, правильно подать, обработать, – делится Андрей.
– И должно быть хорошее оборудование, – соглашается Николай Александрович. – Нужен специалист, который этим будет заниматься. И еще один нюанс – в тех заведениях, где планируются выступления музыкантов, сначала делают ремонт, а потом пытаются установить аппаратуру, не нарушая дизайна. Только должно быть наоборот: сначала следует расположить аппаратуру исходя из акустических данных помещения, затем привязывать к этому все остальное.
Однако же вся аппаратура стоит немалых денег, далеко не каждое заведение сможет позволить себе такое. Но при желании найдется выход из ситуации: световое и звуковое оформление можно взять напрокат. Сейчас техника шагнула далеко вперед, небольшое оборудование дает хороший звук, так что переживать за интерьер не стоит.
– Можно организовать любое по масштабу мероприятие, – уверяет Николай Александрович. – Не нужно ничего везти из Москвы или Челябинска, все есть в Орске. Заранее оговаривается, какое оборудование нужно артисту, мы его правильно устанавливаем, консультируем по всем вопросам вплоть до того, сколько энергии требует оборудование.
Забот, конечно, много, поэтому чаще всего живое звучание инструментов заменяют фонограммой. Но, как ни крути, живой звук – это живой звук. Это особая энергетика, атмосфера, дающие совершенно другое восприятие музыки, в котором раскрывается все ее богатство.

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.