РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Азбука грамотного потребителя

Открываем новую рубрику «Азбука грамотного потребителя»

У читателей «Орской хроники», особенно людей пенсионного возраста, возникает множество проблем из-за отсутствия правовой грамотности в вопросах потребления. А это очень широкая сфера. Ведь едва ли не каждый шаг человека связан с потреблением. Любые услуги, которые мы получаем (коммунальные, медицинские, торговые и так далее), – все это и есть потребление. Присылайте вопросы для этой рубрики ее ведущему – журналисту Виктору Базилевскому.

Не угодите в сети мошенников!

В адрес специалистов по защите прав потребителей отдела торговли администрации г. Орска поступают обращения орчан, столкнувшихся с тем или иным видом недобросовестных практик заключения договоров купли-продажи дорогостоящих товаров (косметика, посуда и т. д.). Что нужно знать потребителю, чтобы не угодить в такую неприятную ситуацию?

– Как это бывает? – начинает рассказ Ольга ТИГАШОВА, начальник Управления по перспективному развитию и работе с предприятиями малого и среднего бизнеса, торговле и наружной рекламе администрации г. Орска. – С потенциальными клиентами по телефону связываются сотрудники колл-центра и уговаривают посетить семинар, посвященный, например, здоровому питанию и образу жизни. Получив согласие, сотрудники центра просят клиента захватить с собой паспорт. Посетители оставляют его на входе якобы для формирования клиентской базы. В ходе семинара проводится презентация наборов посуды, которые впоследствии и предлагается купить. При отсутствии нужной суммы сотрудники оформляют кредит.
К сожалению, схема мошенничества продумана достаточно хорошо, а оформленные кредиты юридически трудно оспорить, с чем и связано процветание «салонных» схем.
Подобные договоры часто сознательно заключают с использованием факторов, которые отвлекают внимание потребителей, не дают им сосредоточиться, реально оценить потребительскую ценность и нужность предлагаемых товаров и услуг, соотнести их со своими финансовыми возможностями. Стоимость товаров, как правило, во много раз превышает финансовые возможности клиентов.
Уже придя домой, после общения с родственниками и близкими людьми и ознакомления с ценами на аналогичные товары многие потребители пытаются расторгнуть заключенные договоры, на что, как правило, получают категорический отказ со стороны продавца.
В соответствии со статьей 25 Закона РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года человек вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. В случае если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы.
Вместе с тем Постановлением Правительства РФ № 55 от 19 января 1998 года утвержден Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену или возврату по основаниям, указанным в статье 25 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Согласно пунктам 3 и 6 вышеуказанного Перечня в редакции Постановления Правительства РФ № 568 от 22 июня 2016 года парфюмерно-косметические товары; изделия и материалы, полностью или частично изготовленные из полимерных материалов и контактирующие с пищевыми продуктами (посуда и принадлежности столовые и кухонные, емкости и упаковочные материалы для хранения и транспортирования пищевых продуктов, в том числе для разового использования), не подлежат возврату или обмену на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации.
Советуем не торопиться с принятием решения о покупке, оставив себе время для оценки потребности в использовании предлагаемых товаров и наличия финансовой возможности их оплаты, в том числе с учетом мнения членов семьи. Не подписывайте предлагаемые документы (договор, соглашение, заявления, анкеты, акты, спецификацию на товар, заявление на получение кредита и т. п.), не прочитав и не поняв предварительно их содержание. Следует иметь в виду, что, подписывая кредитный договор (заявление на получение кредита, график погашения кредита и т. п.), вы связываете себя договорными обязательствами с банком. А это означает необходимость последующего погашения суммы кредита и уплаты процентов даже в том случае, если продавцу или исполнителю заявлено требование о расторжении договора и возврате денежных средств.
Приобретать товары рекомендуется в специализированных магазинах, так как там созданы условия для ознакомления с товаром и спокойного выбора.

***

Как получить компенсацию за некачественные услуги ЖКХ

– Все проблемы со стороны ЖКХ, с которыми сталкивается потребитель, можно разделить на две категории: некачественные услуги или же полное отсутствие каких-либо услуг в течение определенного времени, – консультирует Роман КРЕМЕННОЙ, руководитель юридического агентства «Защитник». – Закон утверждает, что жильцы не обязаны оплачивать некачественные услуги, тем более платить за услуги, которые предоставлены не были. В законодательстве предусмотрены механизмы, позволяющие провести перерасчет и не платить за некачественные услуги. Однако, к сожалению, исходя из практики, пока не было (действенного) механизма, позволяющего получить компенсацию за вред, который был нанесен коммунальщиками.
Чтобы не платить лишнее, нужно «напомнить» коммунальщикам о необходимости провести соответствующие вычеты из суммы, указанной в счете, путем подачи претензии. Согласно законодательству первым делом нужно зафиксировать нарушение нормативов и сообщить поставщику. Для этого необходимо вызвать представителя организации (можно по телефону или лично написать заявление). В заявлении обязательно следует указать фамилию, адрес и изложить суть претензии. Диспетчер в свою очередь должен зафиксировать обращение, присвоить заявлению номер, а также по требованию заявителя сообщить свою фамилию, инициалы и номер, присвоенный заявке.
В том случае, если заявка оформляется письменно (напомним, что заявка в телефонном режиме также считается официальным обращением), лучше написать два экземпляра: один передать представителю компании, а на втором попросить поставить отметку о принятии заявления. Этот экземпляр будет служить доказательством, если дело дойдет до судебного разбирательства.
Дальше согласно закону в течение ближайших двух суток представитель компании – поставщика услуг должен прибыть по адресу и составить акт, в котором отражено текущее состояние предоставляемой услуги. В акт заносится факт нарушения, время и место, документ оформляется в двух экземплярах, один из которых остается у заявителя (также в качестве доказательства).
Не исключено, что у потребителя и представителя компании могут быть разные мнения по поводу качества услуги, поэтому потребитель может прибегнуть к услугам независимой экспертизы. Впрочем, представитель поставщика может (по разным причинам) и не появиться для составления акта или откажется фиксировать нарушение. В этом случае недовольный клиент может собрать подписи свидетелей, которыми могут выступить соседи, не меньше двух человек, и обратиться в организацию по защите прав потребителей (Роспотребнадзор, общественные организации в прокуратуру, Государственную жилищную инспекцию, региональную службу по тарифам, органы местного самоуправления).
После того как акт о нарушении составлен и зафиксирован, необходимо составить требование об устранении несоответствия нормативам, а также требование компенсировать неустойку. Если компания – поставщик услуги отказывается проводить перерасчет, нужно обратиться в суд, после принятия соответствующего решения поставщик будет обязан уменьшить счет согласно действующим нормативам и положениям. При отказе компания-поставщик обязана в письменной форме аргументировать причину отказа в перерасчете – этот документ, в сущности, и является основанием для возбуждения дела.

***

Добро пожаловаться

Чем занимается Государственная жилищная инспекция? С какими вопросами можно туда обращаться?
Н. Бурковский.


Государственная жилищная инспекция создана как орган защиты людей в жилищной сфере. Раньше эти функции выполняли органы народного контроля и другие организации, куда люди могли пожаловаться на те или иные нарушения.
За время своего существования инспекция успешно добивается соблюдения законов в жилищной сфере, приведения жилого фонда в соответствие с правилами и нормами технической эксплуатации.
Главная задача ГЖИ – контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, за использованием и сохранностью жилищного фонда. Кроме того, ГЖИ осуществляет контроль за наличием и соблюдением договоров между собственниками государственных или муниципальных объектов ЖКХ, производителями услуг и потребителями, проведением конкурсов на обслуживание и капитальный ремонт домов государственного и муниципального жилищных фондов.

***

Надо ли платить за балкон и лоджию?

Входят ли балкон и лоджия в отапливаемую площадь? А ванная комната и туалет?
Н. Сорокина.


В статье 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех его частей, включая помещения вспомогательного использования, предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг (постановление Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года) при расчете размера платы за отопление учитывается общая площадь жилого помещения.
Таким образом, балкон и лоджия не входят в отапливаемую площадь жилого помещения, а ванная и туалет входят.

Материалы по теме

Азбука грамотного потребителя

Открываем новую рубрику «Азбука грамотного потребителя» У читателей «Орской хроники», особенно людей пенсионного возраста, возникает множество проблем из-за отсутствия правовой грамотности в вопросах потребления. А это очень широкая сфера. Ведь едва ли не каждый шаг человека связан с потреблением. Любые услуги, которые мы получаем (коммунальные, медицинские, торговые и так далее), –...

Спрашивали – отвечаем

«Дальневосточный гектар». Как его получить? Слышал по телевидению, что любой россиянин может бесплатно получить гектар земли на Дальнем Востоке. А как реализовать это право и каковы условия этой акции? Н. Мысливко. – С первого февраля текущего года у жителей Оренбургской области появилась возможность получить в пользование «дальневосточный гектар», – рассказывает Винера Калимуловна МЕЛИХОВА,...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.