Прописные истины
- Люди нашего города
- 15-02-2003
Золотая свадьба. Праздник трогательный и, как ни грустно, редчайший.
Супруги Фокша счастливы - в воскресенье стукнет 50 лет, как их судьбы переплелись в одну. Нет, за полвека они не измучили друг друга придирками, капризами, ревностью. Их семейное счастье - это жизнь душа в душу.Петр Семенович в свои неполные 70 лет - красавец-мужчина. Уверенность движений выдает в нем военного, прямота взгляда - человека советской закалки. Мягким голосом он рассказывает о своей жизни, жене и детях, но с первых же слов ясно, кто в доме хозяин. С ним домочадцы всегда чувствовали себя, как за каменной стеной.
Петр и Юлия познакомились на вечеринке, которую организовала молодежь Гудрона в далеком августе 1951 года. Молодой человек, вчерашний выпускник Актюбинского железнодорожного училища, приехал в Орск по распределению. И вот его вместе с товарищами по общежитию пригласили для знакомства местные девушки. Среди них была и Юлия, тогда – стрелочница на железной дороге.
Два года они дружили. Мечтали о будущем и боялись разлуки, которую принесет с собой призыв в армию. Поженились, и расставание показалось легче, и годы разлуки пролетели как будто быстрее.
- Родились у нас Николай, потом Наташа и Тома, - вспоминает Юлия Михайловна. - Трудно очень приходилось: оклады маленькие, а ребятишки растут. Да все так жили, что говорить… Со временем зарплату подняли, ввели надбавки за воинское звание.
Заходит речь о работе, и Петр Семенович вносит в комнату увесистую папку. Раскладывает на столе документы – грамоты, аттестаты об образовании, дипломы.
- Родились мы в тяжелое время, - качает он головой. – Я на свет появился в 1933-м, тогда голод был страшный! В колхозе из моих ровесников никто больше не выжил. Пришлось бы быть единственным учеником в классе, но я к семи годам и читать, и писать выучился, поэтому сел за парту раньше. Как ни убеждала учительница, что мне еще рано в школу, я стоял на своем: “Анна Семеновна, учиться хочу!”. Окончил четырехлетку, а мать и говорит: “Что без дела сидеть? Иди снова в школу”. Таким образом, я в четвертом классе два года отучился.
А как выучился, пошел Петр в колхоз, и трудодней у него погуще было, чем у мужиков некоторых. Однако время послевоенное – опять нужда в ворота стучит. Подался тогда парень в город, как говорится, на поиски лучшей доли. Кстати, на училище, которое давало лишь специальное образование, Петр не остановился. Одновременно он окончил пятый класс в “вечерке”, а уже после армии, в Орске, получил аттестат о среднем образовании. Мечтал стать учителем, но опоздал с поступлением в пединститут, и по совету учителей отправился в Оренбург, где успешно окончил филиал Всесоюзного юридического заочного института. И это еще не все! В 70-х Петр Семенович поступил в университет марксизма-ленинизма орского горкома КПСС на отделение журналистики. Последнее образование пригодилось ему, когда задумал написать книгу об истории ЛОВД на станции Орск. Между прочим, о службе в милиции он не задумывался сначала, и когда на первом курсе получил направление от партии в линейный отдел, предположить не мог, что уйдет на пенсию майором, заместителем начальника ЛОВД.
У Юлии Михайловны трудовая жизнь сложилась иначе. Образование ее ограничивается четырьмя классами, карьера – должностью конторщицы. У этой женщины другое призвание - она хранительница домашнего очага. А семья была немаленькой – в квартирке до конца своих дней жили теща и свекровь, а позже – племянники-школьники.
- Дед у меня заботливый, - улыбается Юлия Михайловна. – В милиции работал с утра до ночи, но обязательно выкраивал время для ребятишек. А уж они в нем души не чаяли! Время к обеду – бегут встречать папу. И сейчас не забывают о нас. Надо ли ремонт сделать, на огороде помочь – обязательно соберутся, быстренько работу закончат, с которой мы возились бы долго.
Сейчас у супругов Фокша трое детей, пятеро внуков и правнук. Семья эта не разбита на поколения, а держится единым целым. Старики прибаливают – все-таки годы берут свое, а на Петре Семеновиче сказывается участие в тоцких учениях 1954 года.
- Иногда просыпаюсь утром и думаю: и не жили, а век прожили, - с грустью произносит Юлия Михайловна. – Детство выпало на войну, а выросла, началась круговерть: дети, работа, огород… - Но тут же в глазах ее снова загорается огонек. - Петя тогда поддерживает: “Крепись, нельзя падать духом, не так ли сама мне говоришь?”.
- А часто ли у вас ссоры случались? – спрашиваю.
Посмотрев с улыбкой друг на друга, супруги отвечают:
- Не было никогда такого. Зачем нам ссориться? Некогда, - смеются. – Конечно, случалось, поворчим друг на друга, но чтобы крик или драка - не дай Бог – до такого не доходило. Дети никаких семейных скандалов не знали.
- В чем же секрет? – пытаюсь найти ответ. – Ведь должно же быть что-то особенное, питающее вас, не известное другим людям…
- Секретов нет. Есть то, что называют прописными истинами: уважение к старшим, сохранение семейных традиций. Своих родителей мы чтили беспредельно, детей научили тому же. В нашей семье все - опора и защита друг другу. Уважать надо и совсем незнакомых стариков – каждому из них ты обязан в той или иной степени. Эту аксиому мы усвоили с детства, собственным примером воспитали детей и теперь бед с ними не знаем.
…Шагая по улице с книгой о ЛОВД, подаренной Петром Семеновичем, все вспоминала эту удивительную пару. И думалось мне: ведь эта семья - эталон. Как все просто у них – уважение, традиции предков. Все держится на этих самых прописных истинах, которыми очень удобно бравировать в споре и на которых, оказывается, можно строить жизнь.
Фото Григория Горбунова.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024