РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Закон и мы

Наступило лето – пора жаркая не только в прямом, но и в переносном смысле. Работы прибавилось и у тех, кто обеспечивает соблюдение прав несовершеннолетних: в школах каникулы, в детсадах ремонты… Ребятня зачастую предоставлена самой себе. Конечно, если семья благополучная, дети будут сыты-одеты, да еще и с пользой проведут время – наберутся сил и здоровья к новому учебному году. А если в семье не все ладно, есть повод для вмешательства со стороны государства. Сначала это постановка на учет, а там и до изъятия ребенка и лишения родительских прав недалеко...


«Цветам жизни» необходимы уход и забота

В рейд по неблагополучным семьям отправляется межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних Ленинского района. В ее составе – главный специалист отдела по делам несовершеннолетних администрации Ленинского района С. Бабич, специалист по работе с семьей Комплексного центра соцобслуживания населения Л. Климова и инспектор по делам несовершеннолетних капитан полиции О. Трошина. 

Первый адрес – четырехкомнатная квартира во вполне приличном доме. 

 – Сигнал к нам поступил из поликлиники: грудную девочку мать принесла на прием, сама была нетрезвой. Надо проверить, – объясняет инспектор. 

На наш стук долго никто не реагирует. Наконец дверь открывается, на пороге стоит женщина с кудрявой малышкой на руках. Оказывается, что это бабушка. Мама, которая якобы злоупотребляет спиртным, на работе. 

 – Да что вы, дочка не пьет совсем! – ужасается бабушка. – Наговаривают на нас… 

Сама она выглядит нормально, но в квартире ощущается душок неблагополучия: пахнет въевшимся в стены табачным дымом, залежалой одеждой. Члены комиссии проходят к детской кроватке, заглядывают в шкаф, холодильник. Живет неполная семья (отца у ребенка нет) небогато, но всем необходимым девочка вроде бы обеспечена. 

 – Денег не хватает, планируем эту четырехкомнатную разменять на двушку, – говорит, провожая нас, бабушка. – Чуть ли не вся дочкина зарплата на коммунальные платежи уходит… Но ребенок для нас – святое, мы ж его любим…

Участники рейда обещают заглянуть попозже и проверить еще раз, насколько сильна эта любовь. А сами направляются по следующему адресу: есть в районе общежитие, где на каждом этаже по нескольку семей, состоящих на учете. 

Когда мы поднимаемся по темной, разящей кошками лестнице, капитан светит под ноги фонариком. В его рукоятке поблескивают два электрода – это еще и электрошокер. 

 – Порой приходится в такие комнаты заходить, где толпа пьяного народа, – объясняет женщина. – Бывает, что и за ножи хватаются… 

У первой же двери, в которую мы планировали зайти, в коридоре курит молодая женщина. 

 – Мусор вышла вынести, – торопливо объясняет она и, спрятав сигарету, ведет нас в комнату. 

Грудной ребенок агукает в кроватке, сама мама, похоже, спит прямо на полу: на некрашеные доски брошена куча тряпья. В ней играют, гоняясь за хвостами, два котенка. 

 – Только что покормила дочку! – отчитывается женщина, не дожидаясь вопросов. – Сейчас гулять пойдем!

После короткой беседы выходим и стучимся в другую дверь.

 – Кто? – раздается из-за двери веселый голос. 

 – Комиссия.

– Ой, а у нас тут бардак! – дверь открывает веселая мама, за подол ее держат две девочки лет 3 и 5. 

 – Честно говоря, другого и не ожидали, давно знакомы-то, – в тон отвечают проверяющие. 

Заглянув в холодильник, обнаруживаем полбуханки хлеба, початый пакет майонеза... И больше ничего. 

 – Валя (имя, как и имена других героинь, изменено)! Ну как это понимать?! На часы посмотри, детей кормить давно пора! Ты понимаешь, что доиграешься, останешься без детей?! – возмущаются члены комиссии.

 – На карточке деньги есть, пойду сниму сейчас и куплю еды, – враз посмурнев, бурчит женщина. – Что вы ко мне пристаете? Посмотрите, как другие живут!

 – Каждый день смотрим – работа такая.

 – Вон, к Наташке мужики ходят каждую ночь! А я со своим мужем живу!

 – Никто и не говорит, что Наташка – идеал. Но у нее хоть дети сытые, а у тебя?

Заполняем бумаги, прощаемся с притихшими девчонками и идем в следующую комнату.

 – С этой семьей мы давно знакомы, – говорит по пути Светлана Тимофеевна. – В свое время еще ее мать на учете состояла, теперь вот и дочь… Династия. У той, к кому сейчас зайдем, четверо детей. От двух отказалась, двух воспитывает. 

Выглядит эта комната страшнее, чем обе предыдущие. Потеки на стенах, гнилые полы. Штукатурка отваливается слоями, в дырах виднеется кирпичная кладка. На разложенном диване спит мужчина, по комнате бродят чумазые мальчик и девочка в засаленной одежде. Что удивительно, на подоконнике среди разного хлама и грязной посуды стоит шикарный плазменный телевизор – купили в кредит, чтобы хоть через экран на красивую жизнь смотреть… 

Но есть в этом же общежитии и другие примеры. Следующую дверь открывает опрятная женщина. Комната чистая, с приличным ремонтом. Телевизор плохонький, зато окно пластиковое. Дети сидят за столом, хлебают суп. 

 – Папа на работе, – важно изрекает мальчишка и снова берется за ложку. 

Выясняется, что на контроль женщина попала как осужденная за причинение тяжкого вреда здоровью. Не детей она тогда избила, но теперь приходится постоянно доказывать, что является хорошей матерью. 

После этого еще несколько адресов, несколько дверей, за которыми живут разные семьи, находящиеся на учете. По словам специалистов, их работа – это не только проверить, в каких условиях дети живут сейчас, но и помочь или дать острастку родителям: чтобы не забывали о своих обязанностях, чувствовали, что находятся под постоянным контролем… 

***

Собачий поводок как орудие воспитания

На днях Ленинским районным судом был вынесен приговор в отношении матери, которая не просто не исполняла родительских обязанностей, но и издевалась над своей 10-летней дочерью. 

В школу девочка, по словам педагогов, ходила в грязной неглаженой одежде. Часто оставалась голодной. Когда в доме были яйца, девочка сама жарила яичницу для себя и 6-летней сестренки, когда была крупа – варила кашу. Но частенько не было и этих элементарных продуктов… 

Но самое страшное впереди. В материалах дела сухим юридическим языком перечисляются жуткие факты. Вот пьяная мать, недовольная тем, что ребенок недостаточно быстро реагирует на ее распоряжения, в подъезде дома бьет дочку по лицу – так, что ногтем раздирает щеку. На этом месте остается рубец – отличное «украшение» для девочки. Вот она же, снова пьяная, начинает воспитывать дочь в своей квартире. Хватает собачий поводок. Мощный поводок для крупной собаки – не тряпочный ремешок, а тяжелая цепь… Итог – «рубцы на наружной поверхности левой голени». Вот родительница (даже и уточнять не нужно, в каком состоянии она была – в своем привычном, нетрезвом), рассерженная тем, что дочь не убрала за собой игрушки, хватает девочку за волосы и швыряет об пол. Вот она при соседях бросает в дочь ее куклу. Может, это и не очень больно, но ребенок, который боится уже каждого шороха, начинает плакать. Вот она бьет девочку кулаком по ребрам. Вот наотмашь хлещет по лицу рукой и едва не выбивает глаз зажатыми в ней ключами… 

Таких фактов, собранных следствием, много. Пугающе много. Вывод экспертов: «Ненадлежащим образом исполняла обязанности по воспитанию... ограничила интеллектуальное и творческое развитие… не создала благоприятные условия… своим жестоким обращением причинила физические и психические страдания, вызвала у нее чувство страха, тревоги и собственной неполноценности...»

Девочки оказались в детдоме. А 35-летнюю мать суд признал виновной в преступлении, предусмотренном статьей 156 Уголовного кодекса России «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего» и приговорил ее к 240 часам обязательных работ. 

***

Было время прийти в себя… 

В Советский районный суд обратилось Управление образования администрации Орска. Ответчицей стала мать двух мальчишек 8 и 11 лет. 

Когда детей отправили в детский дом, мать лишь ограничили в родительских правах – у нее оставался шанс исправиться и вернуть детей. Женщина им так и не воспользовалась. 

На учете неблагополучная семья состояла уже давно. Мама нигде не работала, во время посещения членами комиссии регулярно оказывалась нетрезвой. Сотрудники социальных служб приносили в дом продукты, предлагали женщине пройти лечение от алкоголизма в наркодиспансере, но ее и так все устраивало. Она приглашала к себе шумные компании, буйные пьянки проходили на глазах у детей. Был случай, когда горе-мамаша на несколько дней оставила сыновей одних, а сама отправилась в увлекательный алкогольный марафон по злачным местам Орска. К счастью, очередная проверка обнаружила это, и мальчишки попали в детскую больницу, где отъелись, отмылись, подлечились. А уж оттуда перебрались в детдом. За весь год мамаша ни разу не удосужилась их навестить. Положенные алименты детям она тоже не платила – накопила солидную задолженность. 

В итоге суд принял решение – лишить женщину родительских прав. Копия этого решения отправится в ЗАГС, сведения о матери исчезнут из официальных документов детей. Остается надеяться, что у них появятся другие родители – неродные, но те, которые смогут стать более близкими и заботливыми, чем биологическая мать… 

***

Данные ПДН МУ МВД России «Орское»

I полугодие 2016 года / I полугодие 2017 года

На учете состоит семей
214 / 233
Поставлено на учет в данный период
66 / 72
Направлено в суды исков о лишении родительских прав
19 / 20

Материалы по теме

Закон и мы

Наступило лето – пора жаркая не только в прямом, но и в переносном смысле. Работы прибавилось и у тех, кто обеспечивает соблюдение прав несовершеннолетних: в школах каникулы, в детсадах ремонты… Ребятня зачастую предоставлена самой себе. Конечно, если семья благополучная, дети будут сыты-одеты, да еще и с пользой проведут время –...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.