– Виктор Владимирович, расскажите, как пришли в бизнес.
– Случайно. Почти три десятка лет назад оказалось, что это единственный способ прокормить свою семью… Я был военным инженером-строителем, работал на Министерство обороны. Практически в каждой республике Туркестанского военного округа СССР есть здания, возведенные с моим участием, даже в Афганистане есть. Я бы, может, до пенсии этим занимался, но наступило время перемен. В 1990 году вышел закон о малых предприятиях, в которых равные доли должны были принадлежать государству и частникам. Мне пришлось создать строительную компанию совместно с войсковой частью. Но вскоре вступили в действие поправки, согласно которым Минобороны в бизнесе участвовать не могло, и военные из состава учредителей вышли. Так я стал владельцем первой в Узбекистане, а может и во всем Союзе, частной строительной организации. А в 1992 году переехал в Орск. Активов было немного: «МАЗ», несколько вагончиков да сварочные аппараты…
– Здесь тоже занялись строительством?
– Да. Начал возводить жилые дома в районе телевышки, брал подряды на предприятиях. Но денег не было, рассчитывались со мной чем попало: то кирпичом, то электродами, а то и макаронами. Их надо было как-то сбывать, чтобы расплатиться с рабочими. Так я ушел из строительства в торговлю, которой, как видите, занимаюсь и сейчас.
– И успешно занимаетесь. Наверное, с высоты своего опыта можете что-то посоветовать начинающим предпринимателям: как получить результат, не наделав ошибок...
– Готовых рецептов нет и быть не может, все очень индивидуально. Но общие рекомендации имеются. Разработаны они учеными и многократно проверены на практике… Чтобы достичь успеха в бизнесе, нужно освоить 4 основных умения. Первое – продавать. Второе – считать. Третье – инвестировать. Четвертое – собирать команду. Это база, остальное – нюансы.
– Умение продавать – это, как я понимаю, не просто умение стоять за прилавком?
– Конечно. Предприниматель продает потребителю товары или услуги. Не важно, чем конкретно он занимается: строит дома, оказывает юридические консультации... Нужно, чтобы клиент принес свои деньги именно ему. Вот пример из реальной жизни. Некая пекарня выпускает отличный хлеб. Но человек, приходящий в магазин, не знает ведь, что он отличный. А на соседних полках стоят буханки других производителей. Там упаковка поярче, посовременнее. Естественно, люди покупают хлеб конкурентов. Руководитель этой пекарни приходит ко мне и сокрушается, что продажи падают. Объясняю, что нужно как-то свой товар преподносить. Он отмахивается: «Да я не торговец, я производственник…» Нет уж, если ты предприниматель – ты прежде всего торговец! Если люди не покупают то, что ты делаешь, все остальное – бессмысленная трата сил.
– Так, а умение считать?
– Занимаясь бизнесом, ты все время ведешь расчеты. Скажем, что выгоднее: построить свой магазин или арендовать помещение? Надо учитывать и объем коммунальных платежей, и стоимость стройматериалов. Какие расходы твой выбор повлечет за собой сейчас, а какие – через 10 – 20 лет? Или вот задачка: лучше нанять перевозчика или отправить за товаром свою машину? Нанять выйдет дешевле, но свою – надежнее. Так что выбрать?
У нас есть компьютерная программа «Автозаказ». Хорошая программа. По каждому наименованию товара в систему вносится больше сотни параметров. В итоге выдается рекомендация: в каком количестве этот товар закупать. И что, думаете, это решение всегда верное? Ничего подобного! Потому что, помимо этой сотни, есть тысячи неучтенных параметров… Вчера было жарко, сегодня прохладно: мороженого продадут в разы меньше. Значит, даже прогноз погоды надо иметь в виду. Предприниматель должен все это просчитать. Никакой компьютер не справится, а человеку придется – если, конечно, он хочет достичь успеха.
– А что такое умение инвестировать?
– Продал товар – получил прибыль. Как распорядиться деньгами? Во что их вложить? Можно инвестировать в новую машину, можно в отдых под пальмами. А можно в расширение производства. Существует золотая формула: 80 процентов прибыли нужно реинвестировать в бизнес, 20 можно потратить на собственные нужды. Часто новички нарушают этот баланс: получив в руки первые деньги, начинают шиковать. Это грубая ошибка.
– Ну и, наконец, о создании команды поговорим…
– Здесь прежде всего важно понимать, что многое зависит от размера компании. Управлять коллективом, в котором меньше 10 человек, – это одно. От 10 до 100 – совсем другое. От 100 до 1000 – третье.
– Значит, неправа была героиня известного фильма, которая говорила: «Научись организовывать троих, а потом количество не имеет значения»?
– Неправа. Если у тебя до 9 подчиненных, ты можешь сам все контролировать в своей фирме. Если 12 – это уже невозможно, надо делегировать часть полномочий, найти помощника, которому ты готов доверять полностью. Вот и возникает проблема подбора команды. Если сотрудников 120, модель управления выстраивается совершенно иная, формирование команды в этом случае – задача еще более важная. Надо так подобрать людей, чтобы они были и компетентны каждый в своей сфере, умели объединять усилия. Это трудно. Но важно.
– Вижу, у Вас на столе несколько книг по теории бизнеса. Занимаетесь самообразованием? Это еще нужно человеку с таким опытом?
– Это всем нужно. И всегда. Нахрапом ничего не возьмешь, нужны знания. Я в свое время получил юридическое образование именно для того, чтобы разобраться в сложных вопросах управления предприятием. И не жалею, что потратил на это время и силы.
– То есть предприниматель должен быть и юристом?
– И экономистом, и бухгалтером, и психологом. Всеми.
Детская мечта стала реальностью
Орчанин В. Львов свое дело основал относительно недавно. Но стремился к этому, по его словам, с детства.
– Я еще школьником зачитывался книжками Роберта Кийосаки, – рассказывает Виктор. – Это же очень интересно: как идея, созревшая в твоей голове, становится реальным бизнесом…
Свою счастливую идею он нашел, будучи студентом. Тогда его попросили оформить воздушными шарами зал – племянник выпускался из детсада. Согласился взять это на себя, думал, что все просто. Но, когда стал разбираться, оказалось, что праздничное декорирование – это настоящее искусство. Чем больше он об этом узнавал, тем сильнее увлекался своей идеей.
– Когда я окончил институт, устроился в агентство, организующее праздники, – продолжает Виктор. – Не столько ради зарплаты, сколько ради опыта. Потом, когда понял, как устроена кухня, решил, что пора открывать свое дело. Думал, сейчас начну работать на себя, деньги рекой потекут… Ничего подобного! Больше года бизнес приносил не доходы, а убытки. Нам с женой приходилось работать, причем значительная часть зарплат шла не на семью, а именно на поддержку нашего агентства. Больше года мы так бились – без выходных и праздников, практически круглосуточно... Наконец сумели занять свою нишу на рынке.
Виктор говорит, что в начале пути ему с женой (и по совместительству компаньоном) пришлось набить немало шишек. Например, он на своей шкуре узнал, как верна фраза «Реклама – двигатель торговли». Понял, что клиент не пойдет в малоизвестную контору, даже если она предлагает те же услуги по меньшим ценам, чем конкуренты. Узнал, как важно планировать до мелочей не то что каждый день – каждый час, минуту. Выяснил, что не стоит полагаться только на себя: услуги квалифицированного юриста, например, стоят недешево, но сэкономить позволяют еще большие суммы…
– Не могу сказать, что сейчас я во всем разобрался и стал матерым бизнесменом, – с улыбкой говорит Виктор. – Приходится учиться, часто на своих же ошибках. Но бросить предпринимательство и идти работать на кого-то я не хочу. Бизнес – занятие азартное и очень интересное.