Правовой ликбез
- Консультации
- 13-09-2001
Недавно в «Российской газете» был опубликован принятый Государственной Думой Федеральный закон “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)”. Главный мотив этого закона выражен в названии - правозащитный. В каком-то смысле это попытка повторить законодательный и «законоприменительный» успех Закона «О защите прав потребителей», который получил колоссальную судебную практику. За комментарием мы обратились к юристу ассоциации Юрию Вострухину.- Сразу следует оговорить, что данный закон касается очень узкой сферы государственного контроля и надзора. Он не распространяется на область налогового, валютного, бюджетного, банковского, страхового, таможенного, иммиграционного, лицензионного и метеорологического контроля и надзора и т. д. Другими словами, распространяется только на такие контрольные мероприятия, которые имеют своей целью определить соответствие товаров, работ и услуг законодательным требованиям.
В частности, положения упомянутого закона будут применимы к проведению сертификации товаров (работ, услуг). Напомним, что в соответствии со статьей 1 Закона РФ от 10.06.1993 № 5151-1 “О сертификации продукции и услуг” под сертификацией как раз и понимается процедура, в результате которой устанавливается, что та или иная продукция (работы, услуги) соответствуют законодательным требованиям.
Вышедший закон подробно устанавливает порядок проведения контрольных мероприятий при осуществлении государственного контроля.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 данного закона мероприятия по контролю должны теперь проводиться исключительно на основании приказа (распоряжения), изданного компетентным органом. При этом в таком приказе в обязательном порядке должны быть указаны номер приказа и дата, наименование органа, издавшего приказ, ФИО и должность проверяющего, реквизиты проверяемого, и, самое главное, - предмет проводимого мероприятия по контролю, дата начала и окончания, а также правовые основания его проведения.
Отметим, что в законе отдельно подчеркивается, что лицо, проводящее контрольное мероприятие (проверку), не может выходить ни при каких обстоятельствах за пределы предмета проверки, указанные в приказе. Также закон устанавливает, что проверку может проводить только то лицо, которое указано в приказе о проведении контрольного мероприятия.
Распоряжение (приказ) о проведении контрольного мероприятия вручается под расписку представителю юридического лица (индивидуальному предпринимателю). При этом лицо, осуществляющее проверку, обязано предъявить удостоверение.
В соответствии со статьей 7 закона мероприятие по контролю не может длиться более одного месяца и проводиться чаще одного раза в течение двух лет. Исключения составляют только внеплановые мероприятия по контролю (надзору), которые могут проводиться чаще. Однако закон ограничивает их проведение закрытым перечнем случаев. Так, внеплановые контрольные мероприятия могут проводиться по жалобам граждан или организаций на нарушения их прав, при получении информации о возникновении угрозы жизни и здоровью граждан, о загрязнении окружающей среды и о возникновении каких-либо аварийных ситуаций.
При проведении мероприятий по контролю должностное лицо органа государственного контроля имеет право посещать территории и помещения юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), а последние не должны этому препятствовать. Лицо, осуществляющее проверку, также обязано не препятствовать представителям юридического лица (индивидуальному предпринимателю) присутствовать при проведении мероприятия по контролю и давать разъяснения, касающиеся предмета проверки. Следует особо отметить, что в статье 8 закона закреплено, что при проведении контрольных мероприятий контролирующие органы ни при каких обстоятельствах не могут изымать оригиналы документов, относящиеся к предмету проверки.
В статье 9 закона закрепляется, что по результатам проведенного контрольного мероприятия должен быть составлен акт. В нем в обязательном порядке указывается дата его составления, наименование органа государственного контроля, дата и номер приказа о проведении проверки, ФИО и должность проверяющего, реквизиты проверяемого, сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях, а также подписи проверяющих и проверяемых лиц. Если в результате проведения мероприятия по контролю будет выявлено административное правонарушение, то проверяющий помимо акта должен составить протокол об административном правонарушении.
Кроме того, проверяющий должен сделать записи о проведенном контрольном мероприятии и его результатах в специальном журнале. Ведение указанного журнала в соответствии с пунктом 5 статьи 9 Закона РФ возлагается на юридических лиц (индивидуальных предпринимателей). В случае, если такой журнал отсутствует, то проверяющий должен сделать в акте, составляемом по результатам проведения контрольного мероприятия, соответствующую пометку.
Принятие данного закона является своего рода нонсенсом: такого правовая практика России не знала. Ее основная идеология, по словам одного из кураторов законопроектов Минэкономразвития, заключается в том, чтобы найти баланс, золотую середину между интересами бизнеса и государства. Вот только будет ли она найдена и насколько благие помыслы, отраженные на бумаге,
получат реальное отражение на практике?
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
2025 год может стать поворотным для Центрального парка
26-11-2024 -
Свалкам – бой!
26-11-2024 -
Пусть водоснабжение станет надежнее
26-11-2024 -
Новая техника – новые возможности
26-11-2024 -
На праздники — в Тюмень и Приобье
26-11-2024