РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Вписали себя в историю города

Вписали себя в историю города

В этом году исполняется 115 лет со дня постройки дома, расположенного на пересечении улиц Шевченко, 48, и Пугачева, 79.  Принадлежало здание коренному орчанину из семьи мещан Ивану Агаповичу Канферу, городскому голове с 1906 по 1911 год. 

Что это был за человек, из какой семьи, какой след оставил в истории нашего города, кто его предки, в каком состоянии находится дом – об этом наш рассказ. 


Многое успел сделать

Иван Агапович Канфер (январь 1871 – март 1911 г.) – городской голова, общественный деятель. Окончил четырехклассное мужское начальное училище. Прожил всю свою жизнь в Орске. Старший унтер-офицер запаса. 

Его отец Агап Федорович был солдатом Орской крепости, а позже отставным фельдфебелем. Иван Агапович Канфер, работая служащим (делопроизводителем, позже бухгалтером) городской управы, пользовался уважением горожан. С 1906 по 1911 год – городской голова. В этой должности проводил в уезде выборы в первую и последующие Госдумы. При нем получила большое развитие торговля. В эти годы в городе обосновались иностранные фирмы по продаже сельхозмашин и запасных частей к ним, в том числе паровых двигателей, швейных машин «Зингер». Начал работать синематограф «Русь». При Канфере проводились работы по благоустройству города, укреплению берегов Урала, строились новый кожевенный завод и новое здание казначейства, были открыты частная женская прогимназия, мусульманская библиотека. 

К сожалению, И. Канфер рано ушел из жизни. 


В смешении стилей

Дом, где жил Иван Агапович Канфер, расположен на склоне горы Преображенской. Судя по архивным данным, первоначально имел веранду. 

В архитектурном плане постройка представляет собой смешение русского и кирпичного стилей с элементами классики. В 1928 году дом был передан в горкомхоз как жилое здание, в настоящее время здесь живут три семьи. В августе 1993-го дом включен в список объектов, являющихся памятниками градостроительства и архитектуры Орска, о чем сообщает информационная табличка. Сегодня часть деталей первичной застройки утрачена. 

При подготовке этого материала я побывал на историческом месте. Несмотря на более чем вековой срок, здание внешне не утратило своего величия и гармонично вписывается в архитектурный ансамбль площади основателя города Ивана Кирилова. 

Правда, часть деревянных окон новые владельцы заменили пластиковыми, что нарушает внешний вид. Но люди исходят из своих соображений: ставят то, что дешевле. Одна из квартир приватизирована, две другие нет. Справа от здания – пристрой из серого кирпича, старенькие почтовые ящики. В середине установлена телевизионная тарелка со свисающими проводами. 

Житель Г. Ткаченко любезно пригласил к себе. Первое, что бросилось в глаза, высокие – под пять метров – потолки. 

– При Канферах в доме было девять комнат, – рассказывает Григорий Семенович, – имелся камин, который отапливал весь дом. 

– Как здесь живется?

– Привыкли. Правда, внучка Настя побаивается: говорит, что кто-то в ее комнате по ночам ходит. Иногда сам проснусь, кажется, как будто кто-то стоит, – рассказывает мой собеседник. – Присмотрюсь, вроде бы нет никого. 

– Даже днем бывает или под вечер, – добавляет Настя. – Когда остаюсь дома одна, всегда включаю свет. Так чувствуешь себя увереннее. 

Выяснилось, что девушка равнодушна к полтергейсту, фильмам ужасов. Как можно тогда объяснить подобные явления в доме? Может, его навещают души прежних обитателей? Кто знает... 

К сожалению, один из углов дома рушится, требует ремонта крыша, но все упирается в средства, вернее в их отсутствие. Во дворе расположен общественный туалет, который давно уже не откачивают. А ведь место людное, здесь бывает немало орчан и гостей нашего города. 

По словам Ткаченко, лет восемь назад сюда приезжали городские чиновники, шел разговор о создании в доме музея Кирилова, но дальше слов дело не пошло.

Кстати

Канферы оставили значительный след в истории Орска общественной, хозяйственной и культурной деятельностью, отношением к его жителям и проблемам города. Во время сильного наводнения 1913 – 1914 годов они приняли в свои дома 30 человек, чьи жилища затопило. Павел Агапович, бывший в то время гласным городской Думы, заготавливал муку и продавал ее нуждающимся по низким ценам. Смену власти в 1917 – 1918 годах Канферы приняли как неизбежное, остались в родном городе и разделили судьбу других орчан: помогали обездоленным, организовывали производство, а когда это было необходимо, вместе с бойцами Красной Армии брали в руки оружие и защищали город.


Из рода Канферов

У Ивана Агаповича Канфера было пять братьев и три сестры. Газетная площадь не позволяет рассказать обо всех, поэтому сообщим лишь о некоторых. До сих пор сохранились дома, где жили братья Павел и Алексей: один по улице Шевченко, 46, другой по улице Шевченко, 54. Последний, расположенный на площади Ивана Кирилова, отличается своей архитектурой и привлекает внимание орчан и гостей нашего города. Вернемся к их владельцам. 

Павел Агапович числился в сословии орских мещан, а позже в сословии купцов. Был прасолом (торговал закупленным у казахов скотом). Хорошо говорил по-казахски. В 1884 году женился на дочери купца. В 1890-х годах отстроил собственный каменный дом, который выходил на Пороховую площадь (ныне площадь Кирилова). Позади здания была большая усадьба с загонами для скота. 

Павел Агапович жил в доме № 54 по улице Шевченко. У него был сын Александр. Его судьба сложилась трагически. Рассказывали, что белогвардейцы отрубили Александру голову и принесли в мешке в дом. Жена, узнав об этом, сошла с ума. Оставшихся без матери дочерей Тамару и Анастасию воспитывали Павел Агапович и его жена Софья. Позже они переехали в Оренбург, там же нашли свой последний приют. 

Алексей Агапович родился в 1873 году. Женился на Екатерине Афиногеновне Долговой (до этого она была в их доме прислугой). 

Братья Иван и Павел возражали против этого брака, даже какое-то время не общались. 

В семье Алексея Канфера воспитывалось четверо детей: Нина, Геннадий, Кира, Аркадий. До 1920 года они жили в доме № 46 по улице Шевченко, после национализации их переселили в дом на улице Карла Маркса. Жили в нищете. Единственное, что спасало, – пускали постояльцев из Казахстана, которые приезжали в город торговать. 

Один из сыновей Алексея Канфера – Геннадий – участник Великой Отечественной войны. Награжден медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», орденом Отечественной войны I степени. 

После демобилизации Геннадий Алексеевич вернулся в Орск, долгие годы работал на заводе имени Чкалова. 

Рассказывает его дочь Н. Максимова:

 – Однажды папа организовал для нас, детей, экскурсию, показал дом, где жил его дядя Иван Агапович Канфер. На нас здание произвело большое впечатление. Правда, войти внутрь строения мы не решились. Папа рассказывал, что там есть красивый камин и высокие потолки. Он гордился, что его дядя был городским главой, немало сделал для Орска. По словам отца, Иван Агапович слыл хлебосольным человеком, особенно по православным праздникам в их доме было много гостей. 

 – Говорят, Канферы особо не афишировали свое родство якобы из-за гонений… 

 – Да, было такое. Мой дядя Аркадий даже изменил свою фамилию, став Канферовым. 

Алексей Агапович умер в 1919 году и похоронен на старогородском кладбище. Здесь же похоронена его жена Екатерина Афиногеновна (она умерла 23 июня 1941 года). В этой же могиле покоится Геннадий Канфер – старший сын Геннадия Алексеевича. Родственники  установили здесь памятник. 

Что касается могилы Ивана Агаповича, то она находится тоже на кладбище в Старом городе. Однако точное место пока неизвестно. Думаю, это дело времени. 


Фото автора

Материалы по теме

Вписали себя в историю города

В этом году исполняется 115 лет со дня постройки дома, расположенного на пересечении улиц Шевченко, 48, и Пугачева, 79.  Принадлежало здание коренному орчанину из семьи мещан Ивану Агаповичу Канферу, городскому голове с 1906 по 1911 год. Что это был за человек, из какой семьи, какой след оставил в истории нашего города,...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.