Маршрутных такси в городе нет
- Репортаж
- 29-03-2003
В судебной практике сложилось понятие не «маршрутное такси», а работа транспорта в режиме маршрутного такси.«Какая разница, как назвать?» - такой вопрос можно предвидеть. Но разница есть: для перевозчиков пассажиров это название может повлечь весьма негативные последствия. Работа в режиме маршрутного такси ко многому обязывает.
Во-первых, в России запрещено проводить наличные расчеты с населением без контрольно-кассовых машин (ККМ). Правительством РФ по согласованию с Верховным Советом установлен перечень отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ (постановление СМ РФ от 30 июля 1993 г. N 745). Согласно этому документу, оказание услуг населению без применения ККМ производится при продаже проездных билетов и талонов на проезд в городском общественном транспорте (за исключением маршрутного такси). Таким образом, в каждом маршрутном такси должен быть установлен кассовый аппарат (таксометр).
Иначе организации придется уплатить крупный штраф: от 300 до 400 МРОТ (3000-4000 руб.).
Во-вторых, согласно общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг, к маршрутным такси относятся автобусы особо малые длиной до 5 метров. Как показала практика, в Советском районе города предпринимателями преимущественно используются автобусы марок ПАЗ и КАВЗ различных модификаций. Их длина превышает 5 м, и они не могут использоваться в режиме маршрутного такси.
Характерной особенностью коммерческих перевозок является то, что стоимость проезда может превышать стоимость проезда на муниципальном общественном транспорте: в полномочия органов местного самоуправления не входит установление тарифов на такие перевозки. В Орске льготы предоставляют ООО «Автоколонна № 1826», ООО «Мираж» и МУП «Спецавтохозяйство. Тем временем, только в Советском районе, по данным ИНМС, коммерческими перевозками занимаются 34 предпринимателя.
Муниципальных организаций, оказывающих услуги по перевозке автобусами, в городе на сегодняшний день нет. Автоколонна № 1826 – дочернее общество АТК «Оренбургавтотранс» в форме общества с ограниченной ответственностью. Несколько дочерних обществ этого предприятия уже признаны банкротами (например, ООО «Орское ГАТП-1»). Так что возлагать надежды по перевозке «льготников» только на автоколонну № 1826 не стоит.
Для сведения, между администрацией города и автоколонной в 2002 г. был заключен договор на транспортное обслуживание, в соответствии с которым автоколонна обеспечивает перевозки транспортом общего пользования по тарифам, утвержденным администрацией с предоставлением льгот отдельным категориям граждан, а администрация оплачивает автоколонне убытки, которые складываются от регулирования тарифов на перевозки. Так, в 2002 году город полностью выполнил свои обязательства, выплатив 16 млн. руб. На 25 марта 2003 г. автоколонне выплачено 75,3% квартальной нормы - 2447 млн. руб. Для сравнения, в текущем году сумма аналогичных выплат для компенсации убытков предприятиям МПО ЖКХ составила лишь 35 %.
Кроме того, из бюджета области автоколонне компенсируются выпадающие за счет предоставления льгот доходы. Однако в этом году по компенсациям ситуация складывается несколько хуже, чем с выплатами из городского бюджета, – из положенных к выплате за 1 квартал 2240 млн. руб. выплачены лишь 3639 тыс. руб.
Все это было установлено в связи с тем, что в прокуратуру района участились обращения граждан с жалобами на отказ в предоставлении им льгот на проезд в городе. Ситуация стала более острой, когда перевозчик, предоставляющий такие льготы, – автоколонна № 1826 - приостановил свою деятельность. Перевозчиками коммерческих рейсов при осуществлении пассажирских перевозок транспортом общего пользования право бесплатного проезда предоставляется только участникам и инвалидам Великой Отечественной войны.
Даже вышеуказанное распоряжение администрации г. Орска от 27.12.2002 г. ограничивает льготы граждан и противоречит в этой части действующему законодательству. В пункте 2.5 распоряжения установлено право пассажира перевозить с собой ребенка в возрасте до 5 лет. Это положение незаконно, т. к. согласно п. 3 ст. 786 ГК РФ устава автомобильного транспорта РСФСР, пассажир может провозить с собой бесплатно в автобусах одного ребенка в возрасте не старше семи лет. Об указанном нарушении законодательства сделано сообщение в прокуратуру Ленинского района г. Орска, осуществляющую надзор за деятельностью администрации города, для принятия мер прокурорского реагирования.
Полагаю, что указанными действиями, а также действиями перевозчиков допускается нарушение норм федерального законодательства о ветеранах, социальной защите инвалидов, милиции и т. д.
На самом деле перевозка на коммерческих маршрутах является перевозкой транспортом общего пользования, т. к. договор перевозки на таком маршруте является публичным (п. 2 ст. 789 ГК РФ) – цена услуги, условия перевозки устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей: ветеранов, инвалидов, жертв политических репрессий. Указанным категориям граждан предоставляется право бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси).
Прокуратура призвана защищать интересы прежде всего социально незащищенных категорий граждан. В связи с этим проводится проверка исполнения действующего законодательства всеми перевозчиками, зарегистрированными в Советском районе г. Орска. В ближайшее время последуют меры прокурорского реагирования.
Предвидя негативную реакцию перевозчиков, не лишним будет отметить, что в соответствии с п. 5. ст. 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета (т. е. того, который указан в соответствующем законе).
Так, согласно закону Оренбургской области «Об организации, управлении и государственном (муниципальном) регулировании в сфере автомобильного пассажирского транспорта в Оренбургской области» в полномочия Законодательного собрания области также входит утверждение в составе областного бюджета объемов финансирования автомобильного пассажирского транспорта, в том числе на реализацию льгот на проезд в автомобильном пассажирском транспорте отдельным категориям граждан и на чрезвычайные перевозки. Таким образом, перевозчик имеет право обратиться к соответствующему органу непосредственно либо в суд за возмещением понесенных им расходов.
Администрации города было бы уместно предлагать перевозчикам заключение договоров на условиях, уже включающих в себя предоставление права бесплатного проезда всем категориям льготников, предусмотренных действующим законодательством. На сегодняшний день договоры с администрацией города предусматривают условие о бесплатной перевозке только инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
При проведении прокуратурой района проверки предоставления льгот установлено нарушение норм ст. 303 ТК РФ в части регистрации трудовых договоров с водителями автобусов в отделе по труду и социальным вопросам администрации города. Такое нарушение подпадает под состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Кроме того, согласно ст. 28.4 КоАП РФ, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта РФ. Указанное правонарушение влечет за собой наказание в виде штрафа в размере от 5 до 50 МРОТ.
Светлана НАУМОВА,
ст. помощник прокурора Советского района г. Орска.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024