Город мой тыловой
- Юбилей ОХ
- 20-04-2018
Орск, далекий от горящих передовых, нес всю тяжесть нелегкого времени. Первые дни войны городская газета пестрела заметками из военкоматов: «Меньше чем за неделю подано более трех тысяч заявлений с просьбой отправить на фронт».
Велик гнев народа
Заявление М. М. Краснощекова, бывшего партизана, защищавшего республику от банд Дутова, Колчака, басмачей (именно его именем названо поселение, находящееся в ста с небольшим километрах от Орска по Оренбургской трассе): «Дайте мне право сформировать полк из бывших красногвардейцев, чтобы разгромить проклятого врага. Каждый человек теперь на счету, от любого зависит победа». Война, как самый строгий и безжалостный судья, отмерит всем и жизнь, и смерть. Предприятия переходили на военные рельсы, развернулось движение по замене рабочих, ушедших на фронт. Но кто пришел им на смену? Женщины и подростки. Иному мальчишке или девчушке подставляли ящики под ноги, чтобы могли достать до станка. Многостаночники, стахановцы после смены оставались ночевать на заводе металлоконструкций, чтобы пораньше быть у станка. «За двоих, за троих работали кузнец Трубай, газорезчики Харитонов и Головничев, строгальщик Нефедов. А станочник Ледзинский выдал 253 процента, на следующий день – 309», – пишет газета. Комсомолец депо станции Орск Воронов клянется: «Не забудем, не простим! Обязуюсь работать за четверых». Заголовки газеты 1941 – 1942 годов красноречивы: «Немецкие бандиты будут истреблены!», «Велик гнев народа».
Обескровленная газета – В. Германович, К. Иванов, И. Добкин, Н. Алиханов ушли на фронт. Тамара Федоровна Парамонова, заведующая отделом писем редакции, вспоминает:
– В редакции стоял старенький радиоприемник, и мне выпало все годы войны, и днем и ночью, дежурить у него, получая сообщения Совинформбюро, чтобы горожане хотя бы из этих сводок узнавали положение на фронтах. А утром срочно ставили заметку в газету. Часто в редакцию заходили орчане: как там, на фронте, есть что-то новое?
Эвакуированные
В августе 1941 года в Орск прибыли первые эшелоны с оборудованием промпредприятий из Краматорска, Днепропетровска, Тулы. Население города увеличилось вдвое, гости подселялись в квартиры, ставили палатки, рыли землянки. Станки ставились прямо на землю, и первые снаряды пошли на фронт уже к концу 1941 года. Еще только закладывались фундаменты будущих цехов, было тесно, голодно, холодно. В нечеловеческих условиях шел монтаж и запуск на новом месте. Многочисленные госпитали открывались на базе школ и больниц. Газета писала о трудовых буднях, никелькомбинат освоил выпуск кобальта, завод имени В. Чкалова – авиационного бензина и автомасел. На территории мясокомбината разместился эвакуированный из Борисоглебска военный завод № 20, где выпускались снаряды. А сам комбинат наращивал объемы продукции. Из остатков жести от консервного производства стали делать кружки, чашки, ложки для фронта. Люди работали на износ или босиком, или привязывая деревянные подошвы. Руководство добилось разрешения часть шкур оставлять на обувь. Именно в годы войны комбинат запустил производство гематогена, инсулина, адреналина. Газета писала о доблестном труде: «С утра начинали делать колбасу, консервы. Но не имели возможности даже попробовать. И не потому, что в цехах находились вооруженные охранники, а потому, что понимали даже подростки: это нужно фронту». И поднимались корпуса Южуралмашзавода, механического, машиностроительного заводов.
Личный вклад
В 1941 году зародилось движение за право внести личный вклад в фонд обороны. Горняки Аккермановского рудника, металлурги никелькомбината работали безвозмездно, поступило 800 тысяч рублей, практиковался сбор теплых вещей. Постоянная рубрика газеты «Помогают фронту» выходила в каждом номере. «Учащиеся школы № 9 сдали свыше 600 рублей, 840 передали на строительство танка «Пионер», собрали 7 тонн лома, 75 килограммов цветных металлов, 350 бутылок из-под горючего». Каждый свободный рубль орчане сдавали в сберкассу – для фронта, для победы. Заметка секретаря комсомольской организации энергокомбината: «Организовали сбор средств на постройку авиазвена «Орский комсомолец», за один день собрали более трех тысяч рублей. Коллектив кормового хозяйства мясокомбината отдал 520 тысяч рублей на танковую колонну».
«В труде, как в бою!» – под таким девизом создавались на предприятиях фронтовые молодежные бригады. На комбинате «Южуралникель» три бригады взяли повышенные обязательства. Они обратились через газету к молодежи города, и к 1944 году уже было 700 таких бригад. Не счесть благородных, от души идущих порывов тыловиков. Учащиеся РСУ № 12 помогали семьям фронтовиков на огородах. Газета публикует заметку Лучевниковой: «Мой муж убит. Я осталась с четырьмя ребятишками, но не чувствую себя одинокой, получаю пенсию 800 рублей, сосед Кожухарев приносит каждый день по пол-литра молока. Тронута вниманием».
Городская газета постоянно публиковала письма с фронта. «Красный боец бьет без промаха. Черные трупы фашистов устилают дорогу», «Оправившись от ранения, снова иду в бой», «Развернули в своих частях боевое социалистическое соревнование за дерзость в разведке, ярость наступления, стремительность в преследованиях врага. В начавшемся 1942 году наша рота уничтожила 223 гитлеровцев», «Это письмо пишу на поганой немецкой земле, пришел для проклятого немца день возмездия. Дороги завалены разбитой немецкой техникой, сотнями трупов. Земля зверя горит под его ногами. Удирающих опережают наши войска, и плетутся обратно старые фрицы и их самки, породившие убийц, насильников, мародеров. Они почтительно кланяются нам со словами: «Гитлер капут!» Они отвратительны».
Наводнение и люди
Без того тяжелые годы войны запомнились орчанам еще и 1942 годом, когда областной центр и Орск захлестнуло страшное наводнение. Утверждали, что вода поднялась по причине одновременного вскрытия Урала и Ори, а также прорыва Магнитогорской плотины. Газета очень скупо сообщала о стихийном бедствии. В номере от 1 мая – краткая заметка, в которой говорится о том, что подъем воды продолжался до 19 часов 30 апреля и с 23 часов уровень начал постепенно падать. В номере газеты от 28 мая – объявление о возобновлении работы горэлектросети с 29 мая. В материалах сессии, состоявшейся в августе 1942 года, упоминается о том, что в Орске разрушено 1493 дома, 2508 требуют капитального ремонта, а на февральской сессии 1943 года говорится почти о 5 тысячах разрушенных домов и большом количестве коммунальных предприятий, школ, больниц. Очевидцы утверждали, что вода дошла до самых крыш, гибла скотина, затапливались склады с мукой. Спасательные работы осуществлялись на лодках, многие успевали уплыть от большой воды. Показательна история поселка Чапаевка, совхоза «Садовод», что находится за поселком Первомайским. «Если бы не летчики из ближайшей военной части, сидеть бы на крышах неизвестно сколько, наблюдая, как гибнет вся домашняя живность, разрушаются дома, выплывает прямо из открытых окон нехитрая утварь в виде столов, стульев, – рассказывали сельчане. – Молодые ребята на лодках вывозили нас в свои казармы, сами теснясь, там пережидали беду. Мы так благодарны летчикам за спасение». Простые люди остались благодарны молодым парням на всю жизнь. Когда в войну ребята совершали учебный полет, самолет разбился, пилоты погибли. Жители собрали деньги и установили памятник летчикам. До сих пор каждый год они ухаживают за мемориалом, подкрашивают его и приходят в День Победы с цветами.
Точку в войне поставил Приказ Верховного Главнокомандующего, опубликованный в городской газете в номере от 10 мая 1945 года:
«Великая Отечественная война победоносно завершена. Германия полностью разгромлена». Рабочие всех предприятий вышли на митинги и не расходились, чтобы еще и еще раз услышать о победе, слушали голос Левитана о капитуляции фашистской страны, смеялись и плакали.
Традициям продолжаться
В газету потянулись работать фронтовики-журналисты. Посчастливилось застать в стенах редакции не одно поколение замечательных газетчиков. Многих уже нет с нами, но светлая память об этих людях жива. Яркими, неординарными, легкими на выдумку, дружескую поддержку были журналисты-фронтовики, закаленные в горниле страшной войны. Старшее поколение орчан их помнит. Это рано ушедшие от нас Степан Шубин, Николай Ливанов, Константин Берегов, Владимир Синицын, Виктор Можаров, Борис Тан, Степан Мережко, Михаил Девятовский, Михаил Лылов. Трудно представить газету без этих замечательных людей.
Газета продолжила рассказы о Героях Советского Союза, публиковала воспоминания ветеранов войны, школа «Репортер» пять лет вела рубрику «Эшелон памяти», где фронтовики рассказывали о пережитых огненных годах. Страшные картины так и не исчезли из памяти. За эту работу газета получила диплом от Союза журналистов РФ, а мы поставили маленькую галочку: современное поколение будет знать не понаслышке о Великой Отечественной войне.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024