Дню Победы посвящается
- Люди нашего города
- 25-04-2018
Приближается главный праздник нашей страны – 9 Мая. Он важен и ценен для разных поколений, ведь страшная война, победу в которой мы ежегодно с гордостью вспоминаем, коснулась тогда каждой семьи. К сожалению, все меньше ветеранов и очевидцев тех событий остается с нами, среди орчан наверняка есть люди, которым не довелось пообщаться с ними лично. Герои нашей сегодняшней рубрики – люди, видевшие войну своими глазами, бесстрашно защищавшие Родину, пережившие то, что нам и не снилось. Низкий им поклон.
«Я брал Берлин и расписался на Рейхстаге»
Ветеран Великой Отечественной войны А. Кузьменко родился в 1926 году в многодетной семье. В армию его призвали в 17, когда война шла уже несколько лет. После подготовки в 1944 году он отправился на фронт.
Для него война началась под Псковом, где вместе с товарищами он шел в наступление на врага. Затем был бой за освобождение Выборга, в котором Алексей Васильевич был серьезно ранен. Месяцы госпиталя, и снова бои. Солдат Кузьменко вернулся в строй с не зажившей до конца раной.
В начале 1945 года наша армия освободила Варшаву, Кузьменко принимал участие в тех боях. После его дивизия держала курс на реку Одер. Наши войска форсировали ее и захватили плацдармы на западном берегу. Оттуда началось наступление на Берлин. В этом и других сражениях связист Кузьменко был ответственным за непрерывную связь во время боевых действий. Нелегкий бой за Берлин завершился, Германия капитулировала.
4 мая 1945 года Алексей Васильевич, как и многие другие советские солдаты, оставил надпись на Рейхстаге. Он написал свою фамилию и название села – Алмазное, откуда родом.
Спустя много лет Кузьменко посвятил тому далекому событию стихотворение, которое начинается словами: «Я брал Берлин и расписался на Рейхстаге». В 80 лет Алексей Васильевич начал заниматься творчеством. Среди написанного им – воспоминания о войне, развитии страны, а также посвящение любимой супруге Раисе Ивановне, с которой они идут по жизни рука об руку больше 60 лет.
Что касается трудовой биографии Алексея Васильевича, то он много лет работал на механическом заводе, откуда ушел на пенсию. Ветеран с активной жизненной позицией проводит встречи со студентами и школьниками, делится с ними воспоминаниями. Он любит читать литературу и следит за политикой.
Кстати
А. Кузьменко награжден орденом Отечественной войны первой степени, медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией» и другими.
М. Тивиков всегда готов общаться с молодежью
На большом столе М. Тивикова – аккуратные стопки документов, пожелтевших газет и лично отпечатанных на машинке лекций. Михаил Иванович называет свой кабинет канцелярией и скрупулезно готовится к выступлению на мероприятиях к Дню Победы. Здесь же стоят свежие гвоздики – напоминание о призывниках, которых он на днях напутствовал перед уходом в армию.
Бодрый седовласый ветеран в отутюженном пиджаке с орденами и медалями до сих пор в гуще общественной работы с молодежью. В активной жизненной позиции и кроется его секрет долголетия.
– У нас не было юности, – говорит Тивиков. – Призвали в ноябре 1943 года, когда мне не исполнилось и семнадцати, в начале 1944-го отправили на фронт в Харьков. Дальше мой путь пролегал по территории Украины через Джанкой, Симферополь, Бахчисарай и Севастополь. Мы мужали, набирались боевого опыта и теряли товарищей. Всего я служил немногим больше 9 лет, из них 8 после войны. Нас некем было заменить, у нового призыва не подошел возраст.
Михаил Иванович цитирует наизусть пушкинский «Бахчисарайский фонтан» – любимую поэму. Он был в этих краях в самые напряженные военные годы.
– У меня огромная библиотека, – показывает ветеран книжные полки. – Вот сейчас читаю декларацию об ответственности гитлеровцев за совершенные деяния. Постоянно интересуюсь историей, выписываю и покупаю книги, готовлю материал для школьников, которым сообщаю убедительные факты. Это я делаю с удовольствием вот уже, наверное, 60 лет.
Скоро Тивикову – 92. Он до сих пор помнит голос Сталина, гордится своей биографией и работает в совете ветеранов. Живет Михаил Иванович в новой современной квартире, которую пару лет назад супруги получили в рамках областной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Боролся с отголосками войны
В 1944 году 15-летний Н. Гущин, закончив семь классов, поступил в школу юнг на Соловецких островах, которая работала при действующей армии. День Победы он встретил вместе с товарищами в море.
После ему предстояла долгая флотская служба на минном тральщике. Как вспоминает Николай Григорьевич, тогда Балтика была просто напичкана минами и ее нужно было срочно освобождать от них. Дан приказ: очистить фарватер – саперы трудятся не покладая рук. Работы – борьбы с отголосками войны – хватало. Гущин прибыл на тральщик радистом, но, как и все, взялся за саперскую работу. Разминировать ему довелось много. Якорные мины были неглубоко под водой. К дну их крепили тонким тросом, который подрезал трал, – мины всплывали. Опасная находка могла взорваться в любой момент, ее просто могли не успеть уничтожить. К счастью, Бог миловал, Николай Григорьевич вернулся домой целым и невредимым. Гущин награжден орденом Отечественной войны второй степени и медалями.
В Орск он приехал в 1951 году. Его ждала рабочая жизнь. Трудился наш герой в разные годы на заводе имени Чкалова и ТЭЦ-1.
День Победы Николай Григорьевич ежегодно встречает в кругу родных людей, а поздравления начинает принимать еще накануне.
Забыть блокаду невозможно
Стильная шляпка, модное пальто, элегантный шарф, минимум украшений и красивый маникюр – такой на пороге редакции предстала бывшая блокадница Ленинграда, а теперь орчанка М. Шиленко, которой уже за 80.
Марина Дмитриевна – председатель клуба «Как молоды мы были» Ленинского района.
Ей было 4 с половиной года, когда началась война. 9 июня приехали отдыхать к бабушке в деревню под Ленинградом, а в солнечный день 22 июня уже заголосили деревенские женщины и молодежь запела песню «Дан приказ: ему – на запад»...
– Нас у мамы было четверо, – поделилась М. Шиленко. – Запомнила я многое. Вот мимо проносятся вагоны с красными крестами, разбитыми окнами, пробитыми стенами. Вот мы с сестрой идем по складу, а он горит после бомбежки: из-под забора по асфальту течет что-то черное, как смола. Это расплавленный сахар, продукты... Помню бесконечные налеты, обстрелы, спуск в бомбоубежище. После сил у мамы уже не было спускаться и подниматься на 5 этаж. Помню, как она укладывает нас всех на одной кровати, сама ложится рядом и говорит: «Убьют – так всех сразу». Эти слова я запомнила. А по вечерам старшая сестра дежурила на крыше, тушила и сбрасывала вниз зажигательные бомбы.
Голод был страшный, холод, топить нечем. Канализации нет, света нет, воды нет. Принесет мать бидончик, по стакану согреет – и все. Но как-то добыла щепотку табака. Он был дороже хлеба – можно было выменять на что угодно. На фабрике «Скороход» были зарыты шкуры. Зимой ямы вскрыли и раздали мездру женщинам, у которых были дети. Ее отваривали и ели. Дети получали по 125 граммов хлеба, взрослые – по 250. Эвакуировались поздно, а День Победы встречали опять в Ленинграде. Тогда выжили все.
В Орск Марина Дмитриевна попала в 1956 году по распределению на швейную фабрику технологом, да так и осталась. Сегодня блокадница активно выступает в школах, рассказывает о войне.
– Наше поколение считает: не нам должны, а мы должны!
Так и живет.
Материалы подготовили Юлия Замятина и Анна Леушина.
Фото Дмитрия Бикбова.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024