Ты помнишь, как все начиналось…

Когда на подшивках «Орского рабочего» зарождалась новая жизнь – дитя перестройки и гласности, яркое, смелое, свежее – «Орская хроника», это решило и мою судьбу: с четвертого курса факультета журналистики УрГУ перевелась на заочку и приехала работать в первую команду новой газеты. Обсуждалось и название, и дизайн, предложенный  молодым художником  Николаем Потешкиным. 

«Ты помнишь, как все начиналось?..» Каждый номер новой демократической газеты рождался в спорах: бьющая ключом энергия и дерзость молодых перьев – Лаврик, Мурашова, Потешкин, Шмайлов, Гоцуляк – и основательность, профессионализм, безупречная работа со словом   советской школы журналистики, таких мастодонтов, как Прицкер, Белозерова, Борисюк, Базилевский, Коновалов, Белькова. Леонид Захаров, которому тогда едва стукнуло тридцать, успешно, порой на ощупь вел этот корабль по опасным рифам девяностых. Каждый раз в поисках истины он увещевал нас «не бежать впереди паровоза» и «не бить себя ушами по щекам» (я не могу это не процитировать!).

Это и определило лицо «Орской хроники» с первых ее экземпляров 1990 года на много лет вперед. Это и стало рецептом успеха: 64 тысячи экземпляров тиража в начале девяностых, абсолютный рекорд за всю историю орской печати. Газета была в каждом доме без всяких рекламных трюков и преувеличений!

Смутную, горькую на вкус, максималистскую революционную эпоху девяностых я прошла как журналист «Орской хроники». Все политические качели тех лет, от которых реально зависела судьба нашего города, все шоковые экономические реформы и дефолты и та бездна унижения и нищеты, в которой оказался народ, – все это в статьях тех лет, острых и эмоционально накаленных. Материалах моих и моих коллег. Печатное слово было в девяностые откровением, оно еще не затерлось, ему верили. Газета рулила общественным мнением, и нам было под силу помочь, защитить, сказать правду, добиться справедливости. Столько свободы, сколько было у нас, журналистов  «Орской хроники», в девяностые, никогда не было до этого и не будет после. 

Группа крови на рукаве – не просто строчка из Цоя. Редакционная летучка утром 17 августа 1991 года. На столе у редактора – телетайп ТАСС, обязательный к опубликованию. Обращение ГКЧП к народу.  Не поставить это в печать – это был наш выбор, которым сегодня можно гордиться!

Прошли годы, имена из «Хроники» тех лет теперь на других страницах и экранах. Кто-то уехал, а кто-то уже ушел.  Меньше ли стало романтики в журналистике? Об этом можно спорить. Но до сих пор, несмотря на то, что руковожу большим коллективом журналистов,  просыпается  во мне тоска по чистому листу, и власти над словом, и тому невыразимому, щемящему, которое позволяет чувства облечь в слова. И, словно не было этих лет, встают передо мной любимые лица коллег и друзей из «Хроники», и звучат вдруг их голоса…

Лариса Мурашова.

Обсудить материал

Комментарии

Последние новости

Мнения