Адвокат истории

Татьяну Григорьевну Черкас, краеведа, заслуженного работника культуры Орска, труженика тыла, награжденную медалью «За заслуги перед городом Орском», общественным орденом служения искусству, знают как автора нескольких книг об истории города. Сейчас она изучает Орск 1917, 1918, 1919 года. Закончена первая часть. Как начинается дорога в изучение истории? 

– Родом я с хутора Полтавка, Саракташского района, куда мои предки приехали в поисках свободных земель. Они носили фамилии Чепига, Запара, Черкас. Отец Григорий Аникеевич воевал, был ранен. Помню прадеда, которому в мое детство было уже за 90 лет, он пас гусей, ходил с длинной палкой, а в коноплянике нанизывал на нее грибы. Уже потом я узнала, что называются они шампиньонами. Мой дядя Василий был убит на фронте снайперской пулей, другой, Николай, без вести пропал, когда отправлялся на Сталинградский фронт. 

Мечтала я о профессии врача, но не хватило одного балла – поступила в педагогический. Училась заочно, сразу стала работать в сельской школе Андреевки, преподавала географию, ботанику, зоологию. С ребятами ходили в походы по родному краю, вот оттуда и интерес к истории. Директорствовала в Екатериновской школе. Родные переехали в Орск, и я за ними, преподавала в школе № 9. Профессиональная учительская болезнь ларингит не обошла стороной. Врачи посоветовали сменить профессию. Так я попала в Орский краеведческий музей, где работала директором.

Пришлось быть завхозом, бухгалтером, прорабом, экскурсоводом. Помогал музею завотделом культуры Жданов, понимал, что истории быть на первом месте. Предстояло несколько капремонтов. Потому что экспозиция выстроена была неправильно, не по историческому, а по производственному принципу: залы были отданы предприятиям. Считаю удачей организацию при музее совета клуба ветеранов Гражданской войны, первых предприятий, Великой Отечественной. Они составили целую летопись тех лет, собрали воспоминания участников событий лихого времени. Фильченко, Шалин, Березовский, Аксеновы. Бывая в столице, вижусь с ними. Проработала 50 лет в музее, перешла научным сотрудником в дореволюционный отдел. Но и сегодня я состою в его наблюдательном совете.

 – О вашей придирчивости к историческим фактам в публикациях  знают журналисты. Не было еще статей, где бы вы не нашли неточностей. Хотя, как известно, местные СМИ не пользуются информацией с потолка. 

 – С газетами меня связывает давняя дружба. Работники музея были постоянными авторами. А неточности… Однажды мне сообщили, что в столовой завода имени Чкалова стоят две скульптуры – «Сатир и Венера» и «Сатир играет на свирели». Они оказались шедеврами XVIII века скульптора Клодиона. За это время бронза покрылась благородной патиной, а заводчане покрасили их черным кузбасслаком, который пришлось отдирать. Есть две версии нахождения ценных вещей в Орске. По одной – в Париже бывали богатые орчане, они могли привезти с собой раритеты, которые национализировали после революции. По другой – скульптуры попали вместе с конфискованными ценностями после Великой Отечественной. Вдруг читаю в газете, что скульптуры нашлись на машиностроительном заводе. Как так?

 – Думаю, что об этом рассказал журналисту экскурсовод, когда проходила «Ночь в музее»... 

 – В таких случаях надо обращаться к достоверным источникам, историческим материалам. Понимаю, не всегда у журналистов есть время на это. Но история должна быть правдивой. И я стою на страже ее интересов. 

Материалы по теме

Адвокат истории

Татьяну Григорьевну Черкас, краеведа, заслуженного работника культуры Орска, труженика тыла, награжденную медалью «За заслуги перед городом Орском», общественным орденом служения искусству, знают как автора нескольких книг об истории города. Сейчас она изучает Орск 1917, 1918, 1919 года. Закончена первая часть. Как начинается дорога в изучение истории? – Родом я с хутора...

Обсудить материал

Комментарии

Последние новости

Мнения