Талантом можешь ты не быть, но профпригодным быть обязан!
- Экономика
- 10-04-2003
В апреле в городе традиционно проходит месячник профориентации молодежи, призванный оказать помощь выпускникам школ в выборе профессионального пути. Эта тема актуальна и для их родителей. Как помочь нашим детям найти достойное применение своим силам, способностям и воплотить в жизнь заветные мечты? Что нужно для того, чтобы их потенциал обеспечил стране экономический подъем и процветание? Пытаясь ответить на эти вопросы, мы встретились с директором центра занятости населения Екатериной Севастьяновной Судоша.- Молодежная безработица является частью структурной безработицы, которая вызвана дисбалансом спроса и предложения на рынке труда. При спросе на одни профессии идет подготовка и перепроизводство по другим. Это будет происходить до тех пор, пока в стране не восстановится управляемость профессионально-техническим образованием. Но, наверное, необходимо вовремя осмыслить и возникающие опасные социальные последствия, связанные с молодежной безработицей. Чем меньше молодых людей будут получать рабочие профессии и заполнять вакансии на рынке труда, тем быстрее будет расти слой незанятой молодежи, активно вовлекаемой в криминальные структуры и подпольный бизнес. В решении этой проблемы немаловажным является правильное самоопределение молодых людей с выбором профессии. Это, пожалуй, их самый первый и важный шаг на профессиональном пути, и надо помочь его сделать.
- Цель месячника понятна. Каким образом она достигается?
- Главное, помочь нашим выпускникам ответить на очень трудный, хотя и традиционный вопрос: «Кем быть?». Основные трудности - платность образования, сложности с трудоустройством по полученной специальности, низкая заработная плата.
Те, кому родители могут оплатить образование в вузе, с уверенностью смотрят в будущее. Тем, у кого нет такой возможности, кажется, что и будущего у них нет.
Получение молодежью высшего образования окружено большим количеством мифов. Мало кто задумывается о том, что установка “через высшее образование к высокооплачиваемой работе” так же неконструктивна и бесперспективна, как и установка “бесполезно что-либо делать: чтобы получить хорошую работу, нужны связи и деньги, а у меня их нет”. Ни та, ни другая не приведут к появлению квалифицированной рабочей силы на рынке труда, не решат глубинных проблем, стоящих перед этой категорией молодежи.
Потому что основная трудность при выборе профессии заключается в социальном самоопределении, а современное российское общество социально дезорганизовано. Старая социальная структура (колхозное крестьянство, рабочий класс, интеллигенция) распалась. В общих чертах складывается новая структура: “богатые”, “средний класс”, “бедные”. Принципиально изменился критерий для выделения социальных групп: если раньше это был род деятельности, выполняемой человеком, то теперь - уровень его материального благосостояния. Кардинально изменилась система ценностей. Советское общественное сознание помнит один раз и навеки установленные клише: «Слава труду!», «Летайте самолетами «Аэрофлота!», «Храните деньги в сберегательной кассе» и т. д.
Существовавшие десятилетиями шаблоны поведения канули в лету, люди ищут и испытывают новые ценности. Вместо стенаний о том, что “все дозволено”, необходимо действовать в обстановке, “когда ничего не гарантировано”. И, естественно, в ситуации изменения базовых установок в общественном сознании молодежь испытывает психологические трудности.
Например, одна из них связана с расхождением понятий “работа” и “профессия”, вторая - с расхождением между оплачиваемостью работы и собственными интересами.
Почему в сознании молодежи понятия “работа” и “профессия” расходятся? Да потому, что общество поставило их перед дилеммой - кем лучше быть: нравственным, но бедным или богатым (следовательно, безнравственным)? Оплачиваемость работы стала рассматриваться как неизменная характеристика профессии, а не как результат работы: “не хочу быть учителем, за это мало платят”. Носители такой идеологии в глубине души считают, что систематический труд и последовательные усилия все равно не приведут к успеху и богатству.
Если вовремя не объяснить, что высокооплачиваемая профессия - смысловой нонсенс, не развеять сложившиеся мифы, то мы получим новые стереотипы: “профессия должна быть высокооплачиваемой”, “получение образования может быть не связано с будущей профессией - был бы диплом, даже абы какой”. При таких стереотипах выпускников или студентов можно рассматривать либо как потенциальных безработных, которые не смогут найти свое место на рынке труда, либо как неквалифицированную рабочую силу с высшим образованием, не имеющую перспективы профессионального роста.
- Каким образом служба занятости помогает молодому человеку найти свое место на рынке труда?
- Человек является субъектом жизни и должен выступать как ее организатор. Он организует ее по своему замыслу, в соответствии со своими склонностями и устремлениями.
Чтобы убедить человека, что оплата - результат собственной деятельности человека, выбравшего профессию, максимально соответствующую его способностям и интересам, мало привести пример, что не все юристы получают высокие зарплаты, равно как есть врачи и учителя, имеющие хороший годовой доход. Решить эту проблему политическими, административными решениями или декларированием нельзя. Целью наших специалистов совместно с родителями является формирование со школьной скамьи жизненной перспективы человека. А выбор профессии является одним из самых значимых аспектов жизни.
Работа со школьными психологами, а через них с родителями, становится все теснее. В клубе по интересам “Деловой партнер” при центре занятости собираются психологи школ города, УПК, центра “Гармония”, где в общении рождаются ответы на волнующие вопросы. Здесь знакомятся с новым методическим материалом по направлениям работы, новыми программными продуктами. В школах города и УПК действует курс профориентационной работы “Человек. Труд. Профессия”. В течение года профориентационные услуги молодежь получает непосредственно в центре занятости населения, а в ходе месячника этими услугами, правда, более простыми, может воспользоваться большее количество выпускников школ.
Кроме того, центр занятости населения подготовил и издал к месячнику 2003 года небезынтересный выпускникам и их родителям информационный бюллетень “Карьера. Стартуем сегодня”. Кстати, в ходе месячника выпускники получат раздаточный информационно-справочный материал, подготовленный центром занятости в виде нескольких буклетов. Готовится к выпуску брошюра “Выпуск-2003”, где освещается вся профессиональная городская учебная база города.
- Так что же практически дает профориентация молодому человеку?
- Во-первых, помогает адекватно оценить себя. Нередко молодой специалист претендует на зарплату, в несколько раз превышающую зарплату руководителя. Это не высокая самооценка, как принято считать, а завышенный уровень притязаний. Чем выше уровень притязаний при отсутствии реальных достижений, тем ниже самооценка. Просто она маскируется самоуверенным, агрессивным поведением, развязнностью. Родители, сотрудники кадровых служб должны понимать, что перед ними не хамоватый молодой человек, а растерянный, неуверенный в себе, находящийся в стрессовой ситуации, не умеющий адекватно себя оценить и нуждающийся в поддержке. Ему необходимо знать свои личностные особенности и соотносить их с требованиями конкретной профессии, знать свои таланты и возможности.
Во-вторых, помогает ориентироваться на рынке труда, который реально угрожает безработицей, невозможностью использовать приобретенные знания и обеспечить достойную жизнь, если выбрана профессия, которая не пользуется спросом. Цена ошибочного выбора профессии - в лучшем случае, потерянные годы и выброшенные на ветер деньги. Работодатель из экономических соображений стремится получить готового специалиста с определенным профессиональным опытом. С абы каким дипломом не возьмет и на обучение, а тем более на переобучение, тратиться не будет!
В-третьих, в ходе месячника можно будет ознакомиться с учебной базой города, определиться с выбором конкретного учебного заведения.
Хорошо было бы подключиться к выбору профессии родителям, ибо всю информацию молодому человеку надо осмыслить, правильно сориентироваться. Сделать выводы поможет и взрослый друг, имеющий жизненный опыт. Цель профориентационной работы - не дать молодому человеку созреть до безработного.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Слоганы писали и победу одержали!
03-12-2024 -
На Кирпичной и Краснодонской не будет света
03-12-2024 -
Школе-интернату – тщательное обследование
03-12-2024 -
На свет появились Иванна и Марианна
03-12-2024 -
Были ребята, а стали Орлята!
02-12-2024