РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

О том, как машзавод мечтал подняться в небо

В начале 90-х годов у Орского машиностроительного завода был шанс стать монопольным изготовителем самого лучшего в стране учебно-спортивного  дельтаплана серии «Юниор».

Инициатором появления на машзаводе нового отдела по производству сверхлегких летательных аппаратов (сокращенно – группа СЛА) был экс-директор предприятия Григорий Комаренко, возглавлявший ОМЗ с ноября 1988 по март 1990 года.

Воплотили в жизнь

В те сложнейшие времена многие военно-промышленные предприятия переходили на выпуск гражданской продукции для населения, поскольку необходимость в военной практически отпала. ОМЗ тоже активно менялся. В заводском архиве сохранился приказ, датированный февралем 1990 года: «В 1989 году группой специалистов была разработана конструкторская, технологическая документация и изготовлено три действующих образца дельтапланов. Это дает предприятию возможность в перспективе освоить новую продукцию в условиях продолжающейся конверсии по спецпроизводству». 

Группу СЛА разместили под цехом № 1, в бомбоубежище (в самом цехе сейчас располагается производство обсадных труб, а в то время там изготавливали пилорамы). Именно в защитном сооружении шесть мастеров конструировали настоящие летательные аппараты. Руководителем группы был Виктор Фоломейкин, а председателем одноименного клуба дельтапланеристов – Николай Рыпалов. Под нужды небольшого подразделения были выделены токарно-фрезерные и точильные станки, закуплены столы для раскройки ткани и швейные машинки «Minerva-335». Последних согласно приказу планировалось закупить двенадцать. 

– Однако шили мы на двух машинках, – рассказывает Александр Харитонов, слесарь механосборочных работ группы СЛА в 1989 – 1992 годах. – Одну из них приобрели на Орской швейной фабрике, вторую, если не ошибаюсь, в исправительной колонии Новотроицка, там же закупили капроновые нитки и ткань для пошива чехлов. 

Ради справедливости стоит отметить, что чертежи первых трех опытных образцов учебно-тренировочных дельтапланов «Юниор» орские Кулибины Александр Харитонов, Николай Рыпалов, Александр Зотов, Виктор Фоломейкин разработали совместно с молодежным техническим объединением «Энергия» (Оренбург): оренбургские ребята, имеющие высшее авиационное образование, оказали тогда орчанам неоценимую помощь. И уже в начале 1990 года в приказе по машзаводу фигурировали удивительные цифры. Так, в IV квартале того же года предполагалось серийно выпустить 100 дельтапланов, а в 1991-м – 1000. Летные испытания нужно было провести в срок до 12 февраля.

– «Юниор» мы испытывали на горнолыжной базе в Кувандыке, – продолжает Александр Харитонов. – Через какое-то время по договоренности с ДОСААФ отвезли изобретение в Москву, где после проверки его на прочность получили разрешение участвовать в майских всесоюзных соревнованиях в Алма-Ате. Мы воспользовались этой возможностью, чтобы еще раз испытать аппарат. Увы, тогда он не прошел, у него были проблемы с устойчивостью, слабые нагрузки на трапецию управления по тангажу. После возвращения домой мы довели дельтаплан до ума: разобрались в аэродинамике, перешили купола и уже осенью отправились с ним в Крым. В те годы на горе Коктебель собирались лучшие дельтапланеристы страны. Наш «Юниор», изобретенный на Орском машзаводе, опробовали опытнейшие пилоты СССР. Они восторгались им, поскольку он и для учебы был идеальным, и считался одним из лучших в стране. На тот момент это была сильнейшая современная разработка, воплощенная в жизнь.

Опустились крылья

«Юниор» весом всего 26 килограммов сочетал в себе уникальные качества учебно-тренировочного и спортивного дельтапланов, мог парить в воздухе и затем благополучно приземляться практически без вмешательства в управление дельтапланериста (что особенно важно для начинающих пилотов). Так что после крымских испытаний аппарат был вполне обоснованно рекомендован к серийному поточному выпуску, а машзавод получил временный сертификат на производство дельтапланов сроком на два года. Потом предприятию могли выдать постоянное свидетельство. 

Председатель клуба СЛА Николай Рыпалов уверял, что в случае постановки производства на поток дельтаплан будет находить должный сбыт.

– Сегодня на любом уважающем себя заводе в любом городе Союза есть секции дельтапланеристов, испытывающих острую нужду в надежных и качественных летательных аппаратах. «Юниор», уверен, пришелся бы по душе многим и пользовался неизменным спросом, – заявлял он. 

Впрочем, убеждения дельтапланериста и конструктора остались лишь убеждениями, даже несмотря на то, что у экс-директора завода Григория Комаренко были далеко идущие планы.

– Комаренко хотел построить на аэродроме Гудрона вместительный ангар для нашего производства, – отмечает Харитонов. – Но в тех объемах, в которых руководитель ОМЗ планировал изготавливать дельтапланы, они вряд ли пригодились бы государству и спортсменам. Это мы поняли уже немного позднее. 

Сам Комаренко довольно скоро возглавил другое предприятие – швейную фабрику «Zinger» в Подольске. Директорский пост занял Анатолий Стеценко, который был не против изготовления летательных аппаратов. В одном из приказов (№ 490 от 25.07.1990 г.), подписанных Анатолием Ивановичем, значится, к примеру, что основными направлениями развития завода в производственной деятельности 1991 года нужно считать следующие номенклатуры: бурзамки, огнетушители, гидроцилиндры, рифцилиндры и… дельтапланы в количестве 500 штук. Только сбывать аппараты, по сути, было некому, хоть и планировали на заводе решить вопрос по реализации их через ДОСААФ. Однако так и не решили. Да и не могли сделать такое количество аппаратов всего несколько человек. В итоге руководство ОМЗ приняло решение закрыть группу СЛА. 

– Тогда мы организовали на базе машзавода малое предприятие «Бекас», – подытоживает Александр Сергеевич. – Но проработали недолго. Уже ближе к ликвидации «Бекаса» нам поступил хороший заказ из Турции на пятьдесят дельтапланов, которые можно было продать по очень выгодной цене – вдвое дороже, чем в России. Однако финансовые сложности и человеческий фактор не позволили нам довести дело до конца…

Справка

Всего за время существования группы СЛА было изготовлено порядка пятнадцати учебно-тренировочных дельтапланов «Юниор», несколько дельталетов и даже один спортивный дельтаплан, который, кстати, летает до сих пор. Он хранится у Александра Харитонова. А вот «Юниор» в городе, пожалуй, остался всего один. Он тоже полностью исправен, несмотря на то, что эксплуатируется порядка двадцати восьми лет. Принадлежит он орчанину Александру Митрофанову. Минимальная скорость полета «Юниора» составляет 28 км/час, максимальная – 65, а скорость установившегося планирующего полета дельтаплана – 33 – 37 км/час. Минимальная масса пилота – 60, максимальная – 90 кг. Первоначальный технический ресурс «Юниора» – 300 посадок в течение года.

Александр Баев

Материалы по теме

Мамы могут пойти в бизнес

С сентября молодые мамы могут пойти в школу для предпринимателей и окончить ее бесплатно. Более того, за хороший бизнес-проект они имеют возможность получить грант в 100 тысяч рублей для открытия собственного бизнеса.Руководитель Орского бизнес-инкубатора С. Бердникова сообщила, что в нашем городе стартует федеральный образовательный проект по поддержке предпринимательства «Мама-предприниматель». Проект...

О том, как машзавод мечтал подняться в небо

В начале 90-х годов у Орского машиностроительного завода был шанс стать монопольным изготовителем самого лучшего в стране учебно-спортивного  дельтаплана серии «Юниор».Инициатором появления на машзаводе нового отдела по производству сверхлегких летательных аппаратов (сокращенно – группа СЛА) был экс-директор предприятия Григорий Комаренко, возглавлявший ОМЗ с ноября 1988 по март 1990 года.Воплотили в...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.