Настоящий полковник из династии Асташкиных
- Люди нашего города
- 20-05-2003
На семейном любительском снимке, который хранится в столе начальника ЛОВД на станции Орск, их пятеро. Настоящих русских мужиков. Настоящих полковников. В армейских камуфляжах, прокурорском мундире, милицейских кителях. При всех регалиях. Они близки по духу и по крови. Они верны служебному долгу и присяге. Сегодня у офицеров особый день. И те из них, кто сейчас в Орске, и те, кто за его пределами, обязательно поднимут армейские «сто граммов» за одного из пятерки. За начальника линейного отдела внутренних дел Анатолия Ивановича Асташкина, у которого в этом году двойной юбилей: 20 мая исполняется 55 лет, а осенью будет 35 лет службы в системе МВД.- Вся моя жизнь прошла в транспортной милиции, - говорит Асташкин, оторвав взор от памятной фотографии. - Начинал опером, был начальником уголовного розыска… В общем, когда соберусь уходить на пенсию, в трудовой книжке будет только одна запись.
Между тем, в конце 60-х обладатель новенького диплома юриста Толя Асташкин в милицию не собирался вовсе. Он хотел стать прокурором. Отдав долг Родине в армии, приехал в Орск, пошел устраиваться на службу государеву. На пороге прокуратуры молодого специалиста «выловил» тогдашний заместитель начальника ЛОВД А. Задорожный: «Поехали со мной». И привез парня в отдел: «Здесь будешь служить». А замполитом в линейном отделе, к слову сказать, был… папа несостоявшегося прокурора!
- Иные считают, что детям, родители которых занимают руководящие посты, легче служится. Куда там, - улыбается Анатолий Иванович. – По себе знаю: за то, что другим сходило с рук, мне крепко доставалось от отца. И у меня самого вырабатывалась ответственность в квадрате, знал, что подвести его нельзя. Воспитывал отец меня и тогда, когда он был замполитом, и потом, когда стал начальником отдела…
Приходилось «пахать» с утра до ночи, бывало, трудились сутками. Служба в ЛОВД – не то что в райотделах, есть свои особенности. Участок обслуживания велик – от станции Желтая до станций Айдырля и Рудный Клад, практически все восточное Оренбуржье. На дороге надо действовать четко и быстро. Поступит информация о преступлении – милиционер прыгает в поезд. И пока состав идет до следующей остановки, ему надо определиться с версиями, выявить подозреваемых. Иначе сойдут, и ищи потом ветра в поле. Сокрытие даже незначительных происшествий немыслимо: пусть хоть 15 сантиметров кабеля вырубили, срабатывает четкая железнодорожная дисциплина, информация поступает по инстанциям, и ее приходится отрабатывать. И еще один нюанс. Поскольку по стальным магистралям идут тонны грузов, милиционеры ЛОВД обязаны не хуже железнодорожников разбираться в документации. Без этого махинаторов и расхитителей взять с поличным очень трудно.
- В советское время, когда грузооборот был велик, мы расследовали до 1200 краж ежегодно, - вспоминает офицер. – Сейчас криминальных элементов интересует металл, а тогда крали так называемые товары народного потребления. Вскрывали контейнеры, проникали в вагоны. Или идет состав с цистернами, в них – вино. Остановится на глухом полустанке, и мужики с лестницами и канистрами тут же его со всех сторон облепят. Работы хватало…
Именно Анатолий Асташкин и его коллеги расследовали в свое время самое громкое преступление на Южно-Уральской железной дороге. Было это в 80-е годы, когда в наших краях объявилась банда Новикова. Главарь – умный и физически очень сильный человек, имел высшее образование и работал преподавателем. Бандиты занимались тем, что на ходу вскрывали контейнеры и похищали ценности. У них был целый арсенал оружия и специальные приспособления, с помощью которых они резали металл. Милиция долго не могла понять, каким образом под высоковольтными проводами грабители умудряются прорезать крышу контейнера, да еще на ходу поезда? Как потом выяснилось, это делал сам Новиков – низкорослый и крепкий. Долгое время фиксировали разрезы на металлических листах, но где именно базируется банда, понять не могли. Ясно было лишь, что это одних рук дело. Дошло до того, что в Орск приехали московские сыщики. Покрутились, посмотрели и отбыли ни с чем. Асташкин в то время дневал и ночевал в отделе. Наконец преступники промахнулись: состав с порезанными контейнерами пошел не на Транссиб, как планировалось, а на Профинтерн. Круг поисков сузился. Чтобы информация не ушла на сторону, по делу работало несколько человек, Анатолий Иванович сам и в засаде сидел, и баранку крутил. Новикова взяли. Он бежал из райотдела. Его взяли снова. Потом попались и подельщики. Банду, в состав которой входили и машинисты поездов, во избежание возможного нападения судили в Новотроицке. Доказали нанесение ущерба на 600 тыс. рублей – сумма по тем временам астрономическая. Новикова расстреляли, остальным дали большие сроки. Кстати, в заместителях по оперативной работе у начальника ЛОВД Асташкина в ту пору ходил Жаданов. Ныне – генерал, возглавляющий Южно-Уральское управление внутренних дел на транспорте, непосредственный начальник и, что тут скрывать правду, старый добрый друг Анатолия Ивановича. Вот как жизнь распорядилась!
- Наш отдел вообще можно назвать кузницей офицерских кадров, - делится Асташкин. – Сложилась целая система: заместитель «подрастает» и уходит «наверх». В ЛОВД на станции Орск, например, начинали свою милицейскую биографию бывшие начальник Хабаровского УВД генерал Волоха, начальник Дальневосточного УВДТ Задорожный, зам. начальника Оренбургского УВД Балашов, многие начальники городских и районных органов…
Судьба самого Анатолия Ивановича складывалась так. В 1978-м, после окончания академии МВД, он был направлен в Курган заместителем начальника ЛОВД. Все три года, пока служил там, отделу вручалось переходящее Красное знамя. В апреле 1981 года Асташкина назначили начальником ЛОВД на станции Орск. Опытный сыщик взялся за административную работу. Взялся всерьез, потому что по иному Асташкины не умеют. В начале 80-х ЛОВД ютился в бараке. В 1987 году у линейного отдела появилось новое двухэтажное здание и гараж. А еще то, чему до сих пор завидуют все райотделы Орска: свой спортзал, тир и оздоровительный центр. Благоустроили помещения линейных пунктов на станциях. Стали решать самые больные для милиции бытовые вопросы. Нынче, например, когда с новым жильем совсем плохо, добились выделения пяти квартир для сотрудников ЛОВД. Еще двое строят коттеджи. Порядка 15 милиционеров учатся – начальник это поощряет, поэтому в отпуск и на сессию милиционеры уходят без проблем. Но учеба учебой, а служба службой. Вот уже который год подряд ЛОВД на станции Орск по основным показателям оперативно-служебной деятельности становится одним из лучших в управлении. Отец может гордиться сыном. Как, впрочем, и остальными полковниками Асташкиными.
- У нас в роду пятеро мужчин, - голос Анатолия Ивановича теплеет, когда он вновь обращается к семейному снимку, с которого мы начали свое повествование. – И все полковники. Про отца я уже говорил. Дядя - бывший полковник Советской Армии, ныне живет во Львове. Один брат, Николай, – полковник Российской Армии, работает корреспондентом в «Красной звезде», другой, Виктор, – бывший прокурор Октябрьского района Орска, недавно вышедший в отставку, тоже носил на погонах по три больших звезды. Мой сын – курсант челябинского института УВД, будущий офицер. Внук растет. Тоже, наверное, полковником будет!
А что, вполне возможно. Видимо, есть какой-то особый стержень в династии Асташкиных, призвание которых – Родине служить. По городу, между тем, ходят слухи, будто бы Анатолий Иванович вслед за братом - прокурором собрался на пенсию. Якобы генерал уговаривал его остаться, да все бесполезно.
- Уходить надо вовремя и достойно, - рассуждает по этому поводу юбиляр. – Нам, ветеранам ЛОВД, подросла хорошая смена. Всех заместителей воспитали сами, никого не приглашали со стороны. Сформировался хороший коллектив, текучки нет. Создана неплохая материальная база. Если я уйду, душа за отдел будет спокойна…
А что еще надо для того, чтобы российский офицер считал свой долг перед людьми и Отчизной исполненным до конца?
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024