Надеемся на лучшее

Сегодня социально-экономическая ситуация продолжает ухудшаться. Уничтожены целые отрасли промышленности, закрываются крупные предприятия, экономику страны и области посадили на нефтяную иглу. Результатом курса нынешней власти стало социальное расслоение, регресс экономики, рост цен и тарифов, обнищание людей… 

С каждым годом в Орске все меньше и меньше становится промышленных предприятий. Обанкротили ЮУМЗ. Помнится, в советские времена там трудились более 12,5 тысячи человек. У предприятия имелись ДК, своя больница и поликлиника, профилакторий и турбаза, общежития. Но началась перестройка. В 1993 году завод был преобразован в АО «Южуралмаш». Численность работающих начала оптимизироваться и достигла к 2018 году 3000 человек. Завод избавился от ДК, медучреждений, профилактория, турбазы, общежитий, ликвидировали цех ТНП № 12 и еще одно здание. Теперь на очереди учебный корпус. А Доска почёта ветеранов, работников АО «МК «ОРМЕТО-ЮУМЗ» служит молчаливым напоминанием о когда-то процветающем заводе. 

Помню, лет 14 назад пришлось мне побывать в командировке в Москве. Закончив свои дела, направился к станции метро «Тушинская», у одного здания обратил внимание на объявление: «Тушинскому машиностроительному заводу (ТМЗ) требуются станочники широкого профиля, сварщики (оплата сдельная с нормированным заданием); уборщики производственных помещений – зарплата 25 тысяч рублей; уборщики служебных помещений – 15 тысяч рублей». И номер телефона. К слову, на ЮУМЗ тогда этой категории работников платили в пределах 4 – 6 тысяч рублей. 

Здание оказалось проходной ТМЗ. Заинтересовавшись, вошел во внутрь. Мне удалось встретиться с главным технологом. Он-то и рассказал, что ТМЗ – предприятие авиакосмической отрасли России – был создан в 1932 году. Во времена СССР здесь работали более 28 тысяч человек, в начале 2000-х – уже около 3,5 тысячи, в 2005 – 2,5 тысячи человек. И, по прогнозам конкурсного управляющего, численность должна была снижаться. У завода была развитая инфраструктура. Выпускалась продукция военного назначения – самолеты, зенитные управляемые ракеты, ракеты-мишени для ПВО и орбитальный космический корабль «Буран». В годы перестройки по рекомендации правительства был налажен выпуск троллейбусов, трамваев, автобусов. На предприятии работали умнейшие люди. Но наступило время, когда завод остался без заказов Минобороны. С болью мой собеседник рассказывал о былом величии предприятия, объявлениях о продаже, сдаче в аренду некоторых корпусов и цехов, отмечая, что «сданное в аренду можно вернуть, проданное  – вряд ли. Но все же надеемся на лучшее: будем жить».

Я не верил своим ушам. А когда после возвращения в Орск рассказал обо всем коллегам, мне тоже не поверили. Теперь эта волна докатилась и до предприятий Орска. История ТМЗ напоминает ЮУМЗ, не правда ли? На ЮУМЗ сократили всех, кого можно, стоит вопрос о продаже трехэтажного здания учебного корпуса по подготовке кадров предприятия, где размещаются музей завода, совет ветеранов, здравпункт. Только, может быть, действительно лучше, как на ТМЗ, сдать его в аренду? 

Многое зависит от первых лиц государства и области. Очень бы хотелось, чтобы глава региона контролировал эту ситуацию и после выборов. 

Обсудить материал

Комментарии

Последние новости

Мнения