РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Алло, Орск!

Алло, Орск! Алло, Орск! Алло, Орск! Алло, Орск! Алло, Орск!

Есть только миг между прошлым и будущим

Владимир Обручев – потомственный дворянин. В 1842 году был назначен командиром отдельного Оренбургского корпуса, оренбургским военным губернатором и управляющим гражданской частью. 

К своему предшественнику генерал-адъютанту В. Перовскому относился с большим предубеждением. Первое, чем он озаботился, было сокращение казённых расходов. Будучи бережлив до скупости, новый губернатор хотел, казалось, привить то же качество подчинённым, приучив их к умеренной, едва ли не аскетической жизни, а потому прекратил выдачу пособий отличившимся офицерам и чиновникам, сократил отпуск в долг казённого леса на постройку жилья малоимущим. По его ходатайству был расформирован Уфимский казачий полк, который мог быть полезен для походов в степь, а башкирские суммы, традиционно находившиеся в распоряжении оренбургских губернаторов, были переданы в государственное казначейство. Сокращение окладов, невозможность сделать карьеру при Обручеве вынуждали покидать Оренбург. Никакой осмысленной программы у генерала не было, его мероприятия по развитию края носили характер импровизации. Не стоит, однако, думать, что военный губернатор Обручев был человеком бесхарактерным, мягкотелым. Если было необходимо, он умел принимать жесткие решения и не останавливался ни перед чем. Следует отметить, что в 1847 году по соглашению генерала Обручева с сибирским начальством были установлены съезды киргизов оренбургского и сибирского ведомств для решения обоюдных споров и разных судебных дел. При посредстве этих съездов в 1849 году последовало окончательное примирение киргизов средней и восточной частей Орды, разногласия между которыми длились десятки лет. Страсть Обручева к строительству укреплений, развившаяся у него под влиянием высочайших постановлений, вероятно, и послужила той почвой, на которой родились слухи о скором преобразовании и самого Оренбурга в военный город.

П. Столпянский о проекте превращения Оренбурга в военную крепость пишет как о деле реальном и даже решённом. И ещё одна страсть губернатора сохранилась в памяти оренбуржцев – к парадам, разводам с церемониями. Этим занятиям он посвящал почти все время, что, разумеется, не могло не сказываться на делах по управлению краем. 

Но кое-что доброе осталось и от генерала Обручева. По его инициативе Неплюевское военное училище было переименовано в кадетский корпус. В 1844 году военный губернатор ходатайствовал о разрешении постройки церкви в станице Великопетровской и римско-католического храма в Оренбурге. При Обручеве женское училище для девиц бедных чиновников, основанное губернатором Сухтеленом, было преобразовано в Николаевский женский институт с шестилетней программой обучения и с передачей его в ведомство императрицы Марии. В 1851 году оренбургский военный губернатор генерал от инфантерии В. Обручев был назначен присутствующим в Сенате и покинул край. 

Дети его брата Александра Афанасьевича Мария и Владимир стали прообразами героев романов Н. Чернышевского – Веры Павловны и Рахметова, а внук, Владимир Афанасьевич Обручев, – известным советским геологом и географом, академиком, Героем Социалистического Труда, автором многочисленных научно-популярных и художественных произведений, в том числе знаменитого романа «Земля Санникова», по которому снят фильм.


Мода прошла?

Еще в 1735 году при основании Оренбургской крепости (нынешнего Орска) руководитель экспедиции Кирилов писал в Петербург, что нашел «благонадежные признаки руд медных и серебряных, а также камни – порфир, яшму и мрамор». В столицу была отправлена богатая минералогическая коллекция. 

В пятидесятых годах XVIII века были заложены первые каменоломни на выходах яшм по реке Ори. В 1755 году к столице потянулся санный поезд – четырнадцать подвод, груженных высокосортным орским камнем. Через год камнерезная мастерская Верхояицкой крепости отправила первые образцы яшмовой посуды из орского камня. Так началась история знаменитых, снискавших всемирную славу орских пестроцветных яшм. 

От этого времени берут начало и разработки, известные ныне под именем месторождения горы Полковник. Яшма здесь повсюду. Подъездная дорога отливает красным, и это не глина, а измельченная в пыль тысячами проехавших по ней колес яшма. В 1765 году Академией художеств была организована научная экспедиция по розыску и описанию камней Урала. Она выявила гигантскую (более 600 километров) полосу яшмы вдоль Уральского хребта. В 1767 году П. Паллас посетил Орск. Особенно его заинтересовала Яшмовая, или Аспидная (от греческого «яспис» – яшма), гора, и он доложил о богатых залежах на Ори императрице, которая поразилась рисункам, нанесенным природой на камень. Так как Петергофская гранильная фабрика, основанная Петром I в 1725 году, не могла переработать все эти несметные богатства, назрела необходимость строить новые мельницы по обработке камня. Камень стали возить в Екатеринбург.

В начале XX века и после революции камнерезное дело в России было временно приостановлено. В конце двадцатых годов, когда страна встала на ноги, взоры ученых вновь обратились к ценным поделочным камням Урала. Одним из активистов возрождения камнерезного дела был академик Ферсман. Он писал об орских яшмах: «За рекой Орь... начинаются полосы яшм, а далее разработки камня – мелкие копушки. Каменистая, слабохолмистая степь покрыта волнующимся ковылем, усеяна бесформенными глыбами и осколками разноцветных яшм. Трудно дать характеристику этой яшмы, настолько разнообразны ее рисунок и окраска; свыше 200 разновидностей знаем мы в этом районе, и лучшие рисунки и расцветки, о которых мы говорили выше, относятся именно к яшмам этого месторождения». 

В 1931 году в Орске наконец была организована артель старателей «Яшма», которая готовила плитки для развивающейся стройиндустрии страны. Эта же артель наладила производство чернильных приборов, пепельниц, брошей, кулонов, сувениров, которые быстро завоевали популярность в стране. Был даже организован ювелирный цех. В 1937 году артель распалась, на смену ей пришел филиал Свердловской артели «Русские самоцветы», который взял на себя черновую обработку яшмы перед отправкой на фабрику. 

До войны орская гора Полковник ежегодно поставляла на предприятия страны до 300 тонн яшмы. В 40 – 50-е производство сократилось. В начале шестидесятых вновь началась разработка месторождения пейзажной орской яшмы. В 1965 году Всесоюзный трест «Цветные камни» начал сдавать пейзажную яшму на экспорт в 13 стран мира. Но широкого развития это производство не получило – яшмовое дело в Орске пошло на убыль. И отношение к камню, считавшемуся одно время чуть ли не полудрагоценным, изменилось. Мода прошла, что ли? Или настоящее время орской яшмы еще не пришло? Время покажет.


Комиссар, председатель губисполкома

В нашем городе на Форштадте есть улица Цвиллинга. Кем был Цвиллинг, интересуется наша постоянная подписчица М. Потапова. 

Самуил Цвиллинг работал в Томске секретарем городского общества приказчиков. Здесь на него большое влияние оказали С. Киров и В. Куйбышев, возглавлявшие Томский комитет РСДРП. Вскоре за активное участие в агитационной работе среди рабочих и солдат и попытку экспроприации средств для организации, близкой к эсерам, был арестован. Цвиллингу грозила смертная казнь, замененная в 1908 году пятилетним тюремным заключением. 

С началом Первой мировой войны он переезжает на Урал, связывает всю оставшуюся жизнь с борьбой пролетариата. Вскоре Цвиллинг, признанный руководитель челябинских большевиков (Челябинск входил в состав Оренбургской губернии), был избран и председателем Челябинского комитета РСДРП(б). Затем стал делегатом VI съезда РСДРП(б) и Второго всероссийского съезда Советов. После съезда Совнарком назначил 26-летнего Самуила правительственным комиссаром Оренбургской губернии.

В начале ноября 1917 года Цвиллинг прибывает со II Всероссийского съезда Советов в Оренбург, где власть была в руках Дутова, опиравшегося на Комитет спасения Родины и революции. В ночь с 6 на 7 ноября дутовцы арестовали шесть видных членов Оренбургского Совета рабочих и солдатских депутатов – большевиков. По его докладу было принято решение о создании Военно-революционного комитета и переходе в его руки всей полноты власти. По распоряжению Дутова Караван-Сарай был окружен. Более ста человек были арестованы и избиты и теперь уже 32 наиболее видных депутата местного Совета – большевики – были отправлены в тюрьму. Цвиллинг и Коростелев совершили побег. 

С освобождением Оренбурга от дутовцев 18 января 1918 года приступил к работе Оренбургский военно-революционный комитет во главе с Цвиллингом. На I Оренбургском съезде Советов Самуил Моисеевич был избран председателем Оренбургского губисполкома. В связи с начавшимися выступлениями белоказаков Цвиллинг сформировал отряд добровольцев-красногвардейцев и поехал в наиболее тревожный в этом отношения район – Соль-Илецкий. Станицы встречали Цвиллинга хлебом-солью. Однако у Изобильной небольшой отряд во главе с Цвиллингом был окружен белоказаками и уничтожен. Оренбург глубоко скорбел но поводу этой утраты.

Материалы по теме

Алло, Орск!

Есть только миг между прошлым и будущимВладимир Обручев – потомственный дворянин. В 1842 году был назначен командиром отдельного Оренбургского корпуса, оренбургским военным губернатором и управляющим гражданской частью. К своему предшественнику генерал-адъютанту В. Перовскому относился с большим предубеждением. Первое, чем он озаботился, было сокращение казённых расходов. Будучи бережлив до скупости, новый губернатор...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.