Жизнь после смерти,или Как Шафигулла Шарипов попал из крематория в адъютанты
- Люди нашего города
- 20-02-2020
«Беспощадно истребляйте фашистских псов, отражая огнем, гранатой все попытки врага пробраться к Севастополю. Ни шагу назад!» Это воззвание военсовета Черноморского флота в декабре 1941-го зачитывал и Шафигулла Шарипов, участник обороны Севастополя 1941 – 1942 годов.
Сегодня внучка Шафигуллы Асылгаряевича, или кратко Шафика Гареевича, точно не может сказать, в каких войсках служил дед: на ее запросы в Севастополе никто не откликнулся. Но зато она знает такие подробности героической биографии предка, от которых мурашки по коже.
– Деда, уроженца Матвеевского района, Оренбургской области, призвали в армию в 1940 году, – рассказывает Гульфия Маркварт. – С началом Великой Отечественной войны отправили в Севастополь. О том времени сам он вспоминал с юмором, поскольку мы, дети, знать о фронтовых ужасах не должны были. Только сейчас понимаем, в каком аду ковали победу солдаты, многим из которых, как моему деду, едва исполнилось двадцать.
Осажденный немцами с октября 1941 года Севастополь историки действительно называют адом. Военные и гражданские боролись с врагом из-под земли в прямом смысле этого слова, поскольку жили в штольнях. К концу обороны города, весной 1942-го, из-за дефицита воды людям приходилось пить шампанское, оставленное под землей на хранение еще до войны.
– Дедушка не раз вспоминал о том, как он с товарищами по оружию прятался в катакомбах, где они перепробовали едва ли не все виды вин, – говорит Гульфия. – В этих штольнях он пробыл около восьми месяцев – до мая 1942 года, когда попал в плен в тяжелом состоянии с осколочными ранениями головы, спины и ноги.
О том, что к ним в руки попал коммунист, да еще и политрук роты, немцы узнали, возможно, от самого Шарипова: на фоне серьезных ран боец сильно бредил. Таких для работы не оставляли. Потому Шарипов и оказался в числе смертников, которых готовили для кремации.
– Деду повезло, что реестр крематория вел крымский татарин, – продолжает Гульфия. Когда дедушка стоял в очереди к печам, тот очень удивился, что пленный, светловолосый и голубоглазый, тоже татарин. Сначала не поверил, попросил рассказать обычаи татарской свадьбы. Их дедушка знал как свои пять пальцев. В итоге крымчанин не просто спас его от страшной участи, но еще и вылечил.
Едва Шарипов окреп, как вместе с другими пленными совершил удачный побег. И именно товарищи спасли политрука роты от репрессий НКВД, доказав, что Родину тот не предавал и в плен попал из-за ранения.
– Осколки из головы, спины и ноги вытащили только в октябре 1947 года в самарском госпитале, – говорит внучка фронтовика. – С ними дед прошел всю войну – это просто удивительно! Ведь после побега из плена он продолжил свой боевой путь: в звании младшего лейтенанта служил адъютантом командира III Гвардейского стрелкового полка и в 1944-м был награжден орденом Красной Звезды. Еще у него есть орден Отечественной войны и медаль «За оборону Севастополя». Мы в своей семье их бережно храним…
В Орск семья Шариповых переехала в 1988 году. Шафик Гареевич до 1999 года служил имамом Орской соборной мечети, преподавал арабскую письменность и историю ислама. Кроме того, именно фронтовик основал в нашем городе татаро-башкиро-казахский культурный Центр «Туган Тел», который работает по сей день. Гульфия Маркварт с гордостью подчеркивает, что их предок оставил славный след в истории Орска.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024