Развитие детей – забота взрослых
- Родительский калейдоскоп
- 28-02-2020
Каждый родитель хочет, чтобы ребенок был здоров и счастлив. Ответственность за маленького человека колоссальная. Как не упустить из виду зачатки проблем и правильно их решать? Об этом мы расспросили Татьяну Бутенко, невролога и рефлексотерапевта Реацентра «Оренбургский». Специалист приезжал в наш город и консультировал родителей в Центре развития и нейропсихологии «Ключ к успеху». Там комплексно работают по выявлению проблем в развитии детей и помогают найти их решение, подготовиться к школе, развивать мышление, память, внимание.
Как исследовать активность мозга? С помощью электроэнцефалограммы (ЭЭГ). Процедура безболезненная. На голову надевают специальную «шапочку» и при помощи оборудования просматривают основные ритмы мозга, делают выводы, насколько они сформированы в соответствии с возрастом, есть ли какая-то патологическая активность, которая может мешать развитию.
– Сегодня родители чаще всего обращаются к нам с рассказами о задержке моторного, речевого и психоречевого развития, – рассказывает Татьяна Бутенко. – К сожалению, детей с такими проблемами много, больше, чем было раньше. С чем это связано, сказать сложно. Может, с тем, что диагностика стала лучше. А может, люди стали более просвещенными, благодаря большому потоку информации, а раньше каким-то проблемам просто не уделяли пристального внимания.
Но и в наше время, по словам врача, отношение к детским проблемам разное. Одни семьи бьют тревогу и обращаются к специалистам, другим указывают на проблему, а они обижаются. Принять этот факт многим действительно трудно.
Чем раньше выявится отклонение, тем быстрее и проще его побороть. Ребенок растет, в сознании закрепляются стереотипы поведения, он привыкает к ним. Перенаправить становится все сложнее.
Примеры из жизни ярче всего иллюстрируют важность обращения к специалистам. К врачам привели трехлетнего мальчика. Он не разговаривал, при этом был гиперактивным. Когда маленький пациент переступал порог кабинета, приходилось прятать бумаги, ручки и прочие предметы. Все, что попадало ему под руку, летело в разные стороны. Разговаривал плохо. Мальчик прошел курсы лечения. В школу он пошел с восьми лет, к тому моменту речь восстановилась. Но общаться с окружающими не умел. Тем не менее на протяжении учебного года все наладилось. А когда врач встретил маму спустя несколько лет, выяснилось, что ребенок учится практически на одни пятерки, четверки получает только по русскому языку. И проблем с общением у него нет.
Признаки, которые должны обеспокоить родителей
• Ребенок старше 6 месяцев не обращает внимания на близких,
• полугодовалый ребенок не отзывается на свое имя,
• малыш очень плаксивый или очень спокойный, спит целыми днями,
• в год он отличается от других детей, и родители, гуляя на улице, это видят,
• в три-четыре месяца ребенок не держит голову,
• в восемь месяцев не сидит.
Это лишь некоторые признаки, которые должны насторожить. Чтобы понять, отклонения это или особенности поведения и характера, нужно обратиться к специалисту.
Часто родители спрашивают, можно ли самостоятельно скорректировать ситуацию с задержкой в развитии... По словам специалистов, здесь все индивидуально. То, что с детьми нужно заниматься, факт. Но часто педагогической коррекции должна предшествовать именно медицинская помощь. А затем за дело должны взяться логопеды, психологи, нейропсихологи и другие специалисты, которые будут помогать работать над правильностью речи, ровным почерком и прочими важными моментами. И рекомендации, как помочь детям развиваться, тоже смогут дать они. Словом, все должно быть в комплексе.
Алевтина Попова, директор ООО «Реацентр «Оренбургский»:
– Нужно помнить, что каждый случай индивидуален. Если ребенок немного отстает в развитии от принятых норм, это не всегда говорит о проблеме. Но точно определить это могут именно специалисты. Не зря с рождения младенцев наблюдают педиатры. Регулярные осмотры очень важны. Они позволяют не упустить признаки отклонений, если они действительно есть.
Родители приходят за помощью не только в первые годы жизни ребенка. Приводят и тех детей, которым уже скоро в школу, и младших школьников. К специалистам нашего центра обращаются не только с проблемами задержки развития, но и с головной болью при усиленных умственных нагрузках, с быстрой утомляемостью или гиперактивностью. Это влияет на успеваемость ребенка в школе. Своевременная помощь профессионалов, современные технологии диагностики и лечения и, конечно, усилия родителей и самого ребенка дают в итоге хорошие результаты.
Молчун или говорун
Задержка психоречевого развития – еще одна проблема, с которой сегодня часто обращаются к медикам. Сразу скажем, здесь речь идет не о простом невыговаривании «р» и «л», а о более серьезных ситуациях.
К сожалению, бывают случаи, когда ребенок вообще не может говорить внятно, составлять предложения. Опять же, здесь все индивидуально, в каждой конкретной ситуации может разобраться только специалист. Кому-то для формирования навыков речи надо меньше времени, кому-то больше. Но есть нормы, за которыми нужно следить. В год малыш должен уметь говорить десять простых слов: мама, папа, дай, на и прочие. К двум годам словарный запас значительно расширяется, в нем уже около двух сотен слов. Ребенок начинает составлять простые фразы типа «пойдем гулять». К трем годам формируется фразовая речь с умением излагать просьбы.
Опять двойка?
Если у ребенка проблема с успеваемостью, это не может не беспокоить. Но вдруг дело не в лени или в отсутствии способностей к определенным наукам?
По словам Татьяны Бутенко, не раз приходилось сталкиваться с ситуацией, когда взрослые хотят, чтобы школьник учился лучше, но у него не получается. Одна из причин – программа не усваивается из-за нарушений в центрах учебных навыков, которые находятся в головном мозге. Почему это происходит? Например, из-за гиперактивности, неусидчивости. Как можно помочь? Наблюдаться у невролога по месту жительства. Есть различные методы лечения, которые может назначить врач. Благодаря им удается привести в рабочее состояние учебные точки в голове. А гипер-активных детей можно успокоить.
По данным психолого-медико-педагогической комиссии Орска, в прошлом году за рекомендациями по определению специальных условий воспитания и обучения обратились родители (законные представители) 2197 детей. Из них 1084 дошкольника, среди которых 6 слабослышащих детей, один слабовидящий, 28 с функциональными нарушениями зрения, 845 с тяжелыми нарушениями речи, 19 с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 180 с задержками психического развития, 4 с расстройствами аутистического спектра.
Также получили рекомендации родители 369 младших школьников и 272 учащихся 5 – 9 классов. Стоит учесть, что это те, по поводу кого обращались и первично, и повторно.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024