РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Другая жизнь малятинские зарисовки

Энергетик – богатый поселок, выросший вокруг Ириклинской ГРЭС. Уровень жизни в нем достаточно высокий, насколько можно судить об этом по количеству новостроек и семейных пар с маленькими детьми. Всего лишь в семи километрах от Энергетика, по ту сторону Ириклинского водохранилища, - совсем другая жизнь, беспросветная и почти нищенская. Разговор идет о поселке Малятино, который хотя и находится территориально в Новоорском районе, относится к Октябрьскому району Орска.На сегодняшний день в бывшем совхозе «Передовик», а ныне ОАО «Мирное» живет примерно 500 человек. Легче тем, у кого есть личный автотранспорт – есть возможность выбраться на «большую землю». По водохранилищу до ГРЭС можно добраться за полчаса, в объезд, по размытому дождями и разбитому техникой грейдеру, – почти 80 километров, а значит полтора часа езды на машине. Городские власти иногда приезжают с визитом в эти Богом забытые края, чаще наведываются специалисты управления соцзащиты. Оно и понятно: уровень жизни в Малятино опускается ниже ватерлинии небольших суденышек, ходящих по Ирикле.
Очередной визит в Малятино на прошлой неделе нанесли специалисты центров «Согласие» и социального обслуживания. Компанию им составили и корреспонденты «ОХ».
Добрались до поселка не без приключений: прямо возле стелы с гордой надписью «Передовик» у нашего УАЗика пробило колесо. Менять его пришлось минут 20. По телефону связались с главой администрации Н. Шатовой. В поселке нас уже ждали.
Машина сначала затормозила возле «зимнего» здания поселковой администрации. Оказалось, что на лето управление поселка переезжает в другое помещение, где нет даже электричества. В одном подъезде дома располагается администрация, в другом царит полная разруха, в оконных проемах давно нет рам, а в разбитых помещениях с исписанными матерными словами стенами прячутся от жары телята. Пока мы сидели в кабинете Шатовой, на прием приходили пенсионеры. Инвалид преклонных лет сетовал на жизнь: «Нина, ну что творится? Все дома поразбирали. Вчера возле двора плита лежала, и ту увезли, сказали, вернут – и не отдали. Кто-то же должен за это ответить?».
Было предельно ясно, что вызывает возмущение пенсионеров: всю жизнь отдали совхозу, все построили собственными руками, а теперь вынуждены смотреть, как все на глазах превращается в руины. Пока проходил прием, и в администрации шла повседневная «текучка», корреспондентам «ОХ» устроили небольшую экскурсию по поселку. Главная улица в деревне представляет собой обычную грунтовую дорогу, которая из-за прошедшего накануне ливня была сильно размыта. По центральной аллее, поднимая грязные брызги, мчался мотоцикл. Мотоциклист, судя по внешнему виду, успел изрядно принять на грудь.
Общая картина поселка напоминает кладбище техники. А на въезде сразу же бросается в глаза сломанная пополам и упавшая на землю водонапорная башня. К сожалению, печальный символ нового времени.
Как будто специально радио «Маяк» начало передачу о сельских населенных пунктах. Оказалось, что только за этот год с карты России исчезло около двух с половиной тысяч поселков. Видимо, Малятино тоже переживает период агонии. Молодежь постепенно перебирается в города, а в поселке подавляющим большинством населения являются пенсионеры. Работы в деревне мало, местные живут в основном рыбалкой. Более предприимчивые жители, имеющие автотранспорт, скупают рыбу у односельчан и везут продавать в города. Говорят, «навар» получается неплохой. Рыбный бизнес привлекает в Малятино и криминальный контингент. По рассказам местных жителей, в поселке есть даже свой «смотрящий» по кличке Лысый. Есть в деревне и свой участковый Шеховцов, правда, его работа вызывает множество нареканий со стороны главы администрации Шатовой и директора ОАО «Мирное» И. Захаркина. Через работников соцзащиты управление поселка передало письмо начальникуРОВД Октябрьского района Габдуллину. В нем говорится о том, что участковый часто без причины и, не сообщая никому, исчезает из поселка. На молодежных мероприятиях не появляется. На танцах за порядком вынуждена следить Шатова. Вся работа местного Анискина заключается в том, что он ходит по квартирам, где гонят самогон, «изымает» спиртное, а, употребив, любит частенько пострелять в воздух из табельного оружия.
Тем временем правоохранительным органам в Малятино работы немало. Мелкое жулье ворует птицу, предметы хозяйственного обихода. Наркоманы сожгли местный аптечный пункт. Его, правда, удалось восстановить. Жители жаловались на то, что иногда в поселке появляются чужаки на машинах. После таких визитов обычно пропадает скотина, а жаловаться простым сельчанам некому. Раньше в деревне на общественных началах создавались дружины. Жители сами следили за порядком. Говорят, у них был даже прибор ночного видения. Воров ловили, а поутру отправляли в отделение. Затем сменился участковый, сменился и глава ОАО «Мирное». По рассказам, бывшего управленца сельхозпредприятия разжаловали в обычные трактористы.
В месте с работниками соцзащиты мы прошли по домам ветеранов. В качестве помощи им были выделены макароны. По одной пачке на человека. Старики радовались и этому.
Казалось в доме у Александры Ивановны, к которой мы зашли в гости, остановилось время. Над комодом в застекленной рамке висели фотографии суровых фронтовых времен. Бабушка по случаю прихода гостей надела свое праздничное платье, сидела на диване прямо напротив нас и жаловалась на жизнь. В поселке большие проблемы с водой, а что для пожилого человека носить тяжелые ведра, – объяснять не нужно. Посетив еще одну пенсионерку, увидел всю ту беспросветность, которая, впрочем, характерна для сельского быта престарелых людей. Бабушка Женя, спросив: «откель, сынок, будешь?» и узнав, что я из газеты, решила показать мне, как живет. Во дворе, возле собачьей будки, рыжая сука облизывала щенят, в сарае в предчувствии кормежки визжали свиньи. Муж бабы Жени носил животным воду. Женщина завела меня за дом и показала на стену. Кирпичная кладка отошла от раствора и держалась только на деревянной опоре, которую хозяева предусмотрительно заранее вбили в землю. «Дай Бог нам свой век в этом доме дожить, а то ведь рухнет стена, тогда в бане жить придется», - грустно сказала пенсионерка. Баба Женя болела всю зиму, на ноги встала только тогда, когда начало пригревать весеннее солнышко. Сейчас для того, чтобы выжить, она гонит самогон и ужасно стыдится своего занятия. Всю жизнь честно проработала в совхозе ветеринаром, а теперь пенсии не хватает даже на лекарства.
Весь жилой фонд Малятина находится в ведении ОАО «Мирное». Приватизировать дома – проблема. На многие помещения нет паспортов, а для их оформления нужно вызывать БТИ. Естественно, это стоит денег. Когда глава администрации Шатова решила объединить желающих приватизировать дома и собрать на это деньги, злые языки тут же обвинили ее чуть ли не во всех смертных грехах. Там, где деньги и власть, – всегда есть зло и завись. Позавидовали сельчане, хотя работа главы местной администрации совсем не из легких. Губернатор издал распоряжение об утилизации бытовых отходов, но сельчане по привычке пропустили указ «свыше» мимо ушей. Для того чтобы навоз увозили от дворов, пришлось идти на ухищрения. Для начала жителей напугали большими штрафами, а потом учредили приз за самую чистую усадьбу. Вроде подействовало.
Социальным обслуживанием в поселке занимается всего один соцработник. К нашему прибытию уже были готовы списки нуждающихся. С собой в УАЗике мы привезли много вещей, как летних, так и зимних. Соцработники из «Согласия» говорили, что в других деревнях такая «гуманитарка» особым спросом не пользуется. Меня уверили, что назавтра привезенные вещи быстро разойдутся. Желающие получить секонд-хэнд начали подходить к конторе, как только увидели на въезде УАЗик. Специально для дошкольников мы привезли шоколадки. Наверняка дети порадуются даже таким незначительным подаркам.
Людям надеяться на местную власть не приходится, и они ищут правду у президента. В семье Жорник девять детей, живется очень тяжело, и мать решила написать письмо Путину. Как ни странно, весточка из Богом забытого уголка до Кремля долетела. Письмо вернулось в городскую администрацию с указаниями. Помимо вещей мы привезли для семьи материальную помощь в размере 300 рублей. Перед нами стояли две девчушки, которые словно выигранному в лотерее миллиону обрадовались небольшой сумме. Выяснилось, что семья, в основном, живет на «детские» деньги да своим хозяйством.
В обед солнце начало припекать довольно ощутимо, и уехать с Ириклы, не искупавшись, было невозможно. Я сидел на гальке возле воды и смотрел на небольшие суденышки, идущие к Энергетику. С одной стороны была хорошая, респектабельная жизнь, с другой – серая и печальная.
На берегу гуляли сельчане, а по небу, оставляя за собой белые барашки, летел самолет. Посмотрев на людей, с грустью подумал, что на него им не попасть никогда.

Фото Григория Горбунова.

Материалы по теме

Другая жизнь малятинские зарисовки

Энергетик – богатый поселок, выросший вокруг Ириклинской ГРЭС. Уровень жизни в нем достаточно высокий, насколько можно судить об этом по количеству новостроек и семейных пар с маленькими детьми. Всего лишь в семи километрах от Энергетика, по ту сторону Ириклинского водохранилища, - совсем другая жизнь, беспросветная и почти нищенская. Разговор идет...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.