Отцы – на фронте, семьи – в тылу
- Город
- 22-04-2020
Ощущение «линии фронта» в Орске появилось практически с первого дня войны. Нет, на город не падали бомбы и снаряды, но сразу после известия о том, что фашистская Германия напала на СССР, сотни орчан выстроились у дверей военкомата, а вскоре отправились защищать Родину, оставив жен, детей, родителей, невест, друзей… А затем в город начали прибывать соотечественники из западных регионов, эшелоны с техникой и работниками эвакуированных предприятий. Орск начал «уплотняться», рабочие смены удлинялись, в начале сентября были введены хлебные карточки.
Единовременные пособия нуждающимся
Большая нагрузка и ответственность легли на горисполком, руководителей промышленных предприятий и профсоюзы. Уже в первые месяцы был взят курс на помощь семьям красноармейцев.
Важное значение имела оказываемая местными Советами помощь остронуждающимся в виде единовременных денежных пособий – от 50 до 200 рублей. Наиболее нуждающиеся семьи – многодетные, эвакуированные – получали от 300 до 600 рублей.
23 сентября 1941 года исполком Орского горсовета депутатов трудящихся рассмотрел вопрос о «Заботе о семьях красноармейцев по предприятиям никелькомбината». Выступил товарищ Кувшинов, который отметил, что если заводским комитетом и проводилась работа по оказанию помощи семьям красноармейцев – им были трудоустроены 68 жен красноармейцев, выдана денежная помощь 31 семье на сумму 4500 рублей, то по большому счету она оказалась не столь эффективной, как могла бы быть. А причинами Кувшинов назвал несистематичность работы и ее поверхностность. К сожалению, завком не вел учета семей красноармейцев, не имел с ними через членов завкома и профсоюзный актив постоянной связи, ограничиваясь лишь обследованием от случая к случаю. Выступавший отметил и то, что завком не внедрил в свою работу практику систематического посещения членами завкома и администрацией завода семей красноармейцев на дому, не поставил вопрос перед дирекцией завода о подготовке квалифицированных кадров из состава жен рабочих и особенно жен красноармейцев, не принял достаточных мер к пресечению недопустимого отношения к запросам семей красноармейцев. На момент обследования имелись факты бюрократического отношения со стороны работников коммунального отдела товарищей Торопцева и Дмитриева.
В документе приводится пример с семьей красноармейца Соболенко, которая жила во дворе под открытым небом с 1 сентября 1941 года. Семью красноармейца Бледных разместили в частном полуразрушенном сарае, причем брали за это 30 рублей в месяц, а в семье было четверо детей от одного года до 14 лет. Вместе с тем исполком с удовлетворением отмечает добрый пример заботы о семьях красноармейцев со стороны начальника ремстройгруппы товарища Шмелева. Семьи красноармейцев его цеха обеспечены топливом, квартиры отремонтированы, выдается транспорт для доставки овощей.
Пахали огороды и выдавали картофель
На тридцатой сессии Орского городского Совета депутатов трудящихся рассматривался вопрос «О состоянии работы по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих в городе Орске» (от 27 августа 1943 года).
Отмечалось, что созданные на основе постановления ЦК ВКП (б) отделы гособеспечения и бытового устройства семей военнослужащих проделали большую работу по оказанию помощи фронтовикам, упорядочили дело по назначению и выдаче пенсий и пособий.
Проведенная в период двух декадников проверка правильности и полноты представления семьям военнослужащих льгот по налогам, квартплате позволила освободить от налогового обложения 1068 семей военно-служащих и устранить нарушения по взиманию квартплаты. В период проведения было собрано среди населения и выделено хозорганами в фонд помощи семьям военнослужащих 522,7 тысячи рублей, 13000 штук разной одежды и предметов, 3431 пара обуви, 30,5 тонны продовольствия. Весной 1943 года для семей военнослужащих вспахано 263 гектара земли под индивидуальные огороды, выдано 105 тонн семенного картофеля и много ручного сельскохозяйственного инвентаря. Отделом гособеспечения высажен картофель на площади 10 гектаров для фонда семей военнослужащих. Для тех, кто имел скот, выделены лучшие сенокосные участки общей площадью 1709 гектаров. В результате проведенной разъяснительной работы среди населения более 300 частных владельцев коров выдавали ежедневно бесплатно по пол-литра молока детям из многодетных семей военнослужащих. Была оказана денежно-материальная помощь более 9 тысячам семей военнослужащих.
Красноармейцы защищали Отчизну от фашистов, а в глубоком тылу их семьи противостояли холоду, голоду, трудились под лозунгом «Все для фронта! Все для победы!», властные же структуры всячески пытались помочь женщинам и детям, оставшимся в условиях суровой военной действительности.
Помогали деньгами и не только
Комиссии предоставляли не только денежную помощь. На своих заседаниях они рассматривали заявления о погашении задолженности по квартплате, заготовке топлива, устройстве в больницу на лечение, определении детей в дома ребенка.
По мере возможности просьбы удовлетворялись, помощь оказывалась. Вместе с тем нередко принятые решения вызывали вопросы. Так, гражданке Давыдцевой, имеющей 7 детей, помощь была оказана в размере 50 рублей, гражданке Миленко с 3 детьми – 200 рублей. При этом обе получали госпособие на детей по 150 рублей. Жене же красноармейца Бирюковой, имеющей 4 детей и получающей зарплату 125 рублей, было отказано в снятии платы за детей в яслях. Супруга красноармейца Швецова, у которой 3 детей и зарплата в 170 рублей, при этом получает единовременное пособие в размере 150 рублей. Сейчас сложно сказать, насколько решения имели принципиальный и обоснованный характер, но написанное не вырубить топором…
Жалобы и детская беспризорность
Депутаты горсовета вели прием избирателей, рассматривали их жалобы и заявления, отчитывались о проделанной работе.
Большое значение придавалось рассмотрению жалоб семей фронтовиков. Они содержали сведения о бедственном положении, нарушениях в обеспечении пособиями и пенсиями, непредставлении положенных льгот, произволе со стороны должностных лиц. Заявления на оказание помощи и жалобы на ущемление прав обязаны были рассматриваться в течение трех дней. Основная нагрузка по их разрешению лежала на органах собеса.
Для осуществления постановления СНК СССР от 23 января 1942 года при областных, городских и районных исполкомах Советов депутатов трудящихся образовывались комиссии по устройству детей, оставшихся без родителей. В их состав входили представители органов народного образования, здравоохранения, милиции и общественных организаций. Во главе комиссии стоял заместитель председателя исполнительного комитета. В задачи созданных структур входило предупреждение детской беспризорности и безнадзорности, охрана прав несовершеннолетних, трудоустройство подростков, решение вопросов опекунства и усыновления (удочерения) сирот.
Подготовлено на основе документальных свидетельств из Орского филиала Оренбургского госархива.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024