Две стороны одной реформы
- Экономика
- 17-07-2003
Повышение тарифов на коммунальные услуги народ воспринял эмоционально. И пошли круги народных волнений, полетели брызги недовольства. В свою очередь вместо того, чтобы улучшить качество услуг, коммунальщики в очередной раз заговорили о кризисе и недофинансировании. Реорганизация ЖКХ в России идет не один год, а в нашем городе о ней вспоминают лишь в оправданье непопулярных мер.Самое время вернуться к истокам и вспомнить основные принципы провозглашенной кампании, плоды которой мы сейчас пожинаем. В Указе Президента “О реформе ЖКХ” от 1997 года речь идет прежде всего об увеличении эффективности эксплуатации жилья, улучшении условий проживания населения. Действительно, основная философия документа сводилась к тому, что коммунальные услуги должно оплачивать не государство через неэффективно расходуемые дотации и не крупные предприятия, а сами граждане. При этом за счет увеличения тарифов для населения авторы концепции предполагали, что заработает кредитная система, которая обеспечит финансирование жилищного строительства и приобретение жилья гражданами. Кроме того, предусматривалось создать конкуренцию в жилищно-коммунальном обслуживании и за счет нее снизить стоимость обслуживания. Но со временем система претерпела лишь косметические изменения, сохранив и даже ухудшив качество обслуживания.
В ТРЕСТЕ ВСЕ СПОКОЙНО
Чтобы узнать, как продвигается коммунальная реформа, мы обратились в самый большой в городе трест жилищного хозяйства, который обслуживает 485 домов, 33 здания ЖСК, 5 общежитий, а в жилом фонде ТЖХ проживает более 35 тысяч человек!
“Цель реформы прежде всего в усовершенствовании и улучшении качества обслуживания жилья, но на деле ничего подобного не происходит, - говорит управляющий трестом А. Браилов. – А виной тому дефицит средств. За 5 месяцев текущего года начислено платежей на 28,8 млн. рублей, а оплачено всего 22,3 млн. С увеличением тарифов вырос и долг населения с 15,7 млн. рублей до 17,1 млн. Чтобы как-то бороться с неплатежами, приходится отключать воду, обращаться в суд. На сегодняшний день оформлены 42 исковых заявления на общую сумму 301 тыс. рублей, коммуникации отключены в 13 квартирах. Жалко людей, у которых есть дети, но мы не можем бездействовать”.
Для работы с должниками создана специальная комиссия, которая и вызывает на “ковер” самых злостных неплательщиков (долг более 3 тыс. рублей). Правда, не всегда это приносит желаемый результат, поскольку у отдельных граждан сумма долга достигает 20 тысяч рублей. Должников выселяют из квартир, предоставляя меньшую жилую площадь. А освободившиеся апартаменты занимает тот, кто получил разрешение жилкомиссии и готов погасить долг. Таким образом жилищные условия улучшили и 36 коммунальщиков.
Ситуацию, в которой оказался трест, усугубляет и недофинансирование со стороны городского бюджета. На сегодняшний день долг администрации составляет 2 млн. рублей. На погашение затрат льготной категории населения необходимы 5,7 млн. рублей, а в ТЖХ поступило всего 659 тысяч рублей. Общий долг за последние годы вырос до 8 млн. рублей.
“При таком положении дел не может быть речи ни о реформе, ни о качестве обслуживания жилья”, - подытожил Анатолий Иванович. Но несмотря ни на что, трест должен подготовить хозяйство к зиме: провести опрессовку в домах, выполнить план по капитальному и текущему ремонту, рассчитаться с энергетиками, а значит, вынужден требовать повышения тарифов. Круг замкнулся. Не увенчались успехом и поездки для обмена опытом в другие города. Единственное, что коммунальщики внедрили в нашем городе, так это челябинский опыт по сбору квартплаты через почтовые отделения. А вот в Оренбурге житье-бытье орчанам не понравилось. И неудивительно, ведь в соседнем городе работу трестов выполняют домоуправления. Реорганизовать тресты - значит лишить ряд специалистов работы и заработной платы.
В то же время опрос показал, что отдельные товарищества собственников жилья, которые взяли инициативу в свои руки, платят за коммунальные услуги намного меньше. Как говорит Браилов, у них другие объемы работ. Не раз высказывалось предположение, что цены на свои услуги коммунальщики завышают. Оказалось, все дело в СНиПах, которые были утверждены в начале 90-х годов. С тех пор меняется лишь коэффициент. Насколько устарели ранее принятые нормы, судить не нам, но необходимость пересмотреть их, похоже, давно назрела, поскольку себестоимость некоторых работ сократилась, благодаря техническому оснащению.
Уменьшить затраты коммунальщики попытались весьма своеобразным способом. Генеральный директор МПО ЖКХ В. Васькин издал приказ “О сокращении штатов, расходов ЖКХ на 2003 год”, что приведет лишь к ухудшению качества услуг, поскольку объем работы остался прежним. В ТЖХ № 5 “лишь высвободили пьяниц и тех, кто не хочет работать”.
Сегодня продолжаются мероприятия по подготовке к зиме. Одна из основных задач - отремонтировать 93 кровли. Эти работы проводят как сами коммунальщики, так и подрядчики. А потому деньги за ремонт получают и частники. Такая вот экономия и рациональное использование средств.
Года два назад областная жилищная инспекция “спускала” в тресты перечень обязательных работ и сроки выполнения. В случае чего – штрафовала. Абсурд, конечно, брать деньги у нищего, но определенные плоды “карательные” меры приносили. “Сейчас договариваемся с областью о переносах работ, и нас не штрафуют, поскольку видят, что мы что-то делаем. Пока выполнено 65% перечня работ”, - говорит руководитель.
В планах работы на будущее – готовить хозяйство к зиме, достойно подготовиться к городским конкурсам, закончить работу по озеленению территории. Ни слова о ближайших изменениях в подходе к работе. Все как всегда.
КОГДА В ТОВАРИЩАХ СОГЛАСЬЕ ЕСТЬ…
И тем не менее, реформа ЖКХ продвигается. Своим рождением ей обязаны два частных предприятия по обслуживанию населения, товарищества собственников жилья. Правда, говорить о том, что они создают конкуренцию, пока не приходится. Да и сравнивать работу треста и товарищества вроде бы некорректно. Но опыт ТСЖ показал, что платить за коммунальные услуги можно меньше, и их качество должно быть другим.
“Коммунальные услуги довольно дороги, поэтому мы решили взять инициативу в свои руки, - рассказывает председатель ТСЖ “Салют” Л. Макарова. – Заключение договора с ТЖХ на обслуживание вылилось бы в круглую сумму – 77 тысяч рублей. В итоге, за однокомнатную квартиру выходит примерно 90 рублей в месяц. Мы же установили плату 3 рубля с квадратного метра или 90 рублей в год. А все потому, что оплачиваем конкретную работу, причем сами контролируем ее выполнение. Кроме того, нам не надо “кормить” аппарат управления. Один раз в году нанимаем бригаду для подготовки дома к зимнему периоду и тратим на эти цели примерно 3 тысячи рублей. Есть в товариществе и неплательщики, но мы обращаемся в суд и выигрываем процессы. В конце 2002 года добились дотации из городского бюджета, но МПО ЖКХ поставило условие: дескать, получите деньги, если будете равняться на наши ставки. Мы с этим условием не согласны, поэтому попытаемся найти взаимопонимание с администрацией и получить свои 30 тысяч рублей. Нашему дому 28 лет, но его состояние удовлетворительное: подвал сухой, крыша отремонтирована. Надеюсь, будущее за товариществами, поскольку выгода самостоятельного хозяйствования очевидна. Если городские власти заинтересованы в ТСЖ, то должны создать отдел, который бы помогал нам в решении различных вопросов. Мы же планируем объединить несколько домов, чтобы самостоятельность была еще более выгодной. В планах работы также установка счетчиков тепла и воды, заделка швов между панелями дома, благоустройство территории двора, асфальтирование тротуара”.
Лидия Васильевна не скрывает, что самостоятельность дается непросто. Несколько лет она работает на общественных началах и все обещает отказаться от должности председателя, если ситуация не изменится.
Выходит, что реальные реформы в ЖКХ не начинались. А все потому, что его система осталась неизменной. Есть органы власти, есть коммунальные службы, которые напрямую подчинены муниципалитету. И деньги за коммуналку стекают в одну организацию. Все разговоры о реформе подменяются простым повышением цен. И качество услуг не может улучшиться, поскольку база-то развалена, а то, что осталось, давно устарело. Между тем, должна быть конкурсная основа обслуживания всех систем: тепловой, водоснабжения и прочих. Как показывает опыт ТСЖ “Салют”, инициативные люди остались без поддержки. В такой ситуации вряд ли кто-то еще решится взвалить на себя груз ответственности за свой дом. Пройдет время, и коммунальщикам снова придется повышать тарифы. Потом еще и еще.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024