Кимперсай-Орск - излюбленный маршрут контрабандистов
- Репортаж
- 17-07-2003
Железнодорожный поезд, курсирующий между Кимперсаем и Орском, снискал дурную славу уже давно. Жулики всех мастей умело используют этот маршрут, чтобы перевезти через границу водку, оружие, наркотики, китайский ширпотреб... В “кошки - мышки” с контрабандистами играет Орская таможня. Практически ни одно прибытие поезда Кимперсай-Орск не обходится без задержаний. На прошлой неделе к опергруппе таможенников подключились и журналисты “ОХ”.ПАРАДОКСЫ
Железнодорожный пункт пропуска Орской таможни (ЖДПП “Орск”) по своему уникален. На всей территории России вряд ли найдется еще один, в ведении которого находятся не только пассажирские поезда, курсирующие через границу, товарные составы, работающие с экспортом и импортом, но и самолеты, которые приземляются в орском аэропорту. Чтобы справиться с поставленной задачей, инспекторы делятся на несколько групп и по очереди работают на объектах. Еще один парадокс пункта: от места фактического пересечения российско-казахстанской границы до первой остановки поезд Кимперсай-Орск проезжает более 19 километров! Долгое время для контрабандистов эта территория была своего рода зоной наибольшего благоприятствования. Излюбленным местом стал мост через реку. Здесь состав всегда замедляет ход. Те, кому доводилось раньше ездить в этом поезде, наверняка помнят, что на подъезде к мосту вагон похож на растревоженный улей: спокойно сидевшие до этого пассажиры вскакивают и начинают выбрасывать из окон тюки, сумки, мешки. Внизу багаж поджидают сообщники на машинах. Иногда контрабанду переправляют и на лодках. В этом случае тюки летят из поезда прямо в воду.
Долгое время с беспределом таможенники боролись внезапными рейдами. Но подобные проверки вряд ли могли изменить положение. У контрабандистов выработана своя система оповещения. Поэтому о готовящейся засаде они зачастую узнавали заранее.
ПРЕВЕНТИВНЫЕ МЕРЫ
В нынешнем году ситуация вроде бы сдвинулась с мертвой точки: теперь непосредственно на границе в поезд садится несколько инспекторов, которые наблюдают за поведением пассажиров следующие 19 километров. На станции Новый город начинается традиционная проверка багажа и оформление документов. До этого беспокоить граждан подобными процедурами не положено по закону: хотя Казахстан уже давно остался позади, пересечение юридической границы наступит только на станции.
- Главное, чтобы никто не избавился от контрабандного груза по дороге, - говорит первый заместитель начальника таможни М. Анфимов. - Подобные превентивные меры вряд ли можно назвать на сто процентов эффективными. Несколько инспекторов не могут уследить за пассажирами целого состава.
Но нововведение себя оправдывает. Согласно статистике, в этом году число задержаний на станции Новый город увеличилось, в то время как традиционные дежурства таможенников возле моста проходят без происшествий.
Между тем орские таможенники понимают, что курсирующие инспекторы - не выход из положения, и пытаются решить вопрос на более высоком уровне. Руководство вроде бы понимает необходимость переноса ЖДПП на границу, но пока не спешит выделять для этого средства. Финансов не хватает и для обустройства уже имеющегося поста. Кому-то это покажется смешным, но у орских таможенников нет даже своего помещения на станции Новый город. То полуразвалившееся кирпичное здание, которое приходится арендовать у железной дороги, - это вся или почти вся материальная база. Между тем необходимы комнаты для оформления документов, помещения специально для осмотра, наконец, место для временного хранения задержанного товара. Таможенники давно жалуются, что элементарная площадка для осмотра до сих пор не оборудована. Из-за этого пассажирам не только неудобно выходить из поезда, но и приходится раскладывать чемоданы для досмотра прямо на земле. Хорошо, если земля сухая, а если прошел дождь?
Нашу беседу с таможенниками прервал гудок приближающегося поезда.
СОСТАВ С КОТРАБАНДОЙ
Пронзительно скрипят тормоза, и огромная железная махина замирает на рельсах. Первыми в вагон входят пограничники, чтобы проверить документы. Все в порядке. Следом быстро выполняют свою работу таможенники, сотрудники службы карантина растений и городского управления ветеринарии. Времени в обрез. За те минуты, что железная дорога выделяет на обследование поезда, нужно успеть проверить многое. В случае обнаружения каких-либо крупных нарушений, таможня может задержать состав, но этого лучше не делать. Единый общероссийский график движения поездов из-за различных коллизий и так часто находится на грани срыва.
- Товарищи пассажиры, пройдите, пожалуйста, с вещами для проверки, - объявляет идущий впереди инспектор.
Люди неохотно встают и направляются в сторону тамбура.
- Когда же все это кончится, - размахивая руками, возмущается приземистый грузин. - Каждый раз одно и то же.
- Пожалейте меня, старуху, я к дочери в гости приехала, гостинцы привезла. Может, не будем досмотр проводить? - умоляет дородная пенсионерка.
Она еще долго просила таможенников не заглядывать в сумку, где были пакет со сладостями, связка мужских носков и бутылка водки.
По наблюдению инспекторов, у многих людей старшего поколения уже выработался устойчивый страх перед людьми в погонах. Боясь заранее быть в чем-то виноватыми, пенсионеры очень часто умоляют не осматривать их нехитрые пожитки. Дело иногда доходит до смешного: предлагают взятку, только бы инспектор не досматривал чемодан.
Забегая вперед, скажу, что на этот раз ни у кого из пассажиров ничего подозрительного и незаконного обнаружено не было. Пока двое инспекторов проводили проверку, мы с начальником ЖДПП “Орск” С. Антипиным приступили к обследованию состава.
Как правило, именно здесь скрывается все самое интересное.
- Возможностей у контрабандистов очень много, - говорит Антипин. - Многочисленные скрытые полости между обшивкой, воздушные люки, туалеты, система водоснабжения и т. д. Иногда контрабандный груз изымаем из купе проводников. Совсем недавно было найдено больше сотни бутылок «левой» водки. Товар хранился в верхнем багажном отделении, где обычно складывают матрасы.
В таких случаях железнодорожники, как правило, делают большие глаза и утверждают, что это провокация. Возможно, проводники действительно не знают о том, что везут пассажиры, которым они за дополнительную плату “сдают” свое купе. Но в некоторых случаях не исключена и заинтересованность проводника в провозе контрабанды.
От слов переходим к делу. Специальным ключом открываются люки. Сверху, справа, слева.
Честно признаться, до этого я даже не предполагал, что поезд такой “объемный”. Сколько здесь скрытых уголков и закутков! Постороннему человеку вряд ли разобраться.
Одновременно инспекторы проверяют багажные ящики и проходы в каждом купе - тут пусто.
И тут откуда-то из глубины вагона раздается голос инспектора:
- Журналисты, хотели контрабанды? Извольте!
Спешим к месту: в багажном ящике одного из купе стоят два ящика контрабандной водки. Бутылки с надписью “Родина” на красной этикетке аккуратно упакованы в бумажную коробку, а потом в пластиковый пакет.
Делать выводы пока рано. Необходимо найти хозяина незаконного товара.
Но как это ни удивительно, никто из пассажиров не знает, кому принадлежат бутылки. Ситуацию не прояснила и проводница. Женщина развела руками:
- Много их тут ездит, всех не упомнишь…
Так как хозяина водки обнаружить не удалось, изъяли как бесхозный товар. Акт изъятия и все необходимые документы были уже практически готовы, когда из другого конца вагона раздается голос Антипина:
- Еще кое-что интересное нашлось…
Наша группа следует туда. Начальнику ЖДПП удалось обнаружить под кожухом водопроводной системы полуторалитровую бутылку со странной жидкостью. Составляем акт изъятия. Как позже установит экспертиза, это низкосортный, разбавленный спирт. По словам специалистов, употребление этой “бормотухи” может нанести серьезный вред здоровью. Возможно, что таким образом мы спасли чью-то жизнь.
Пассажиры один за другим поднимаются по ступенькам и скрываются за дверью поезда. Проводница выбрасывает сигнальные флажки. Получив разрешение от дежурного по станции, поезд трогается. Слышится перестук колес поезда, Кимперсай-Орск скрывается из виду, и уже где-то вдалеке раздается гудок поезда. Скорее всего, таможенники еще не раз обнаружат на этом маршруте контрабандные грузы.
Фото Дмитрия Бикбова.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024