Десять лет безмолвия. Оренбуржье подходит к экватору маловодного периода
- Город
- 07-07-2020
О спасении реки Урал, которая сегодня, как и другие водоемы Оренбургской области, испытывает трудности и с каждым годом все больше мелеет, вновь заговорили на правительственном уровне. Меры для защиты экосистемы предлагают разные. Но помогут ли они, если причин нынешнего состояния того же Урала множество и не все они связаны с деятельностью человека.
Проблем у рек нашего региона, в частности орских, хватает. Их продолжают загрязнять сточными водами, туда люди сбрасывают мусор, в том числе крупногабаритный, да и берега все чаще размывает из-за катеров, курсирующих по водной глади. Некоторые скажут, что последний пункт никак не отражается на состоянии водоема. Им можно предложить побывать на слиянии Ори и Урала в районе Джанаталапа и посмотреть, как при каждом проходе маломерного судна изгиб Урала постепенно становится все шире…
Впрочем, есть у местных водоемов куда более серьезная беда.
– Сейчас маловодный период, который начался еще в 2016 году, – отмечает Сергей Ридель, заместитель руководителя – начальник отдела водных ресурсов Нижне-Волжского бассейнового управления по Оренбургской области. – Длится он, как правило, от семи до десяти лет. Еще мы наблюдаем значительное колебание климатических характеристик, которое также влияет на водность объектов. Русло рек не промывалось уже давно, поскольку в регионе не было паводков, поэтому водоемы заполонила растительность. Впрочем, такие маловодные годы в Оренбуржье случались и прежде, и Урал частенько зарастал сине-зелеными водорослями. Это природное явление, так что от него нам не уйти.
Хотя некоторые до сих пор предлагают провести расчистку русла малых водоемов области. Люди уверены, что если очистить реку от растений и углубить ее на три-четыре метра, то она обязательно станет полноводной.
– Тут не все так просто, – считает Сергей Анатольевич. – Ведь можно расчистить русло и тем самым навредить экосистеме, потому что на дне песок, который очищает воду, там же кормовая база для рыб. На мой взгляд, основные работы по спасению тех же Урала и Ори – это уполаживание берегов, расчистка старичных озер, которые служат «аккумулятором» реки, поддерживают ее расход в меженные периоды, а также ликвидация сухостоя по берегам. Иными словами, для спасения водоемов требуются экологические мероприятия, но не радикальные. Кстати, академик РАН Александр Чибилёв однажды подметил, что «чем меньше денег для Урала – тем лучше для Урала».
Получается, что спасти водные объекты можно малой кровью. Было бы желание. Кстати, не так давно в Орске поднимали проблему очистки малых водоемов, в числе которых оказалась Елшанка, правый приток Урала. Обмеление этой реки стало особенно заметным в последние годы, а ведь еще лет десять назад здесь можно было встретить рыбаков. Сейчас ни рыбаков, ни рыбы, а берега реки в некоторых местах просто захламлены. В прошлом году, кстати, в одном из проектов по водным артериям Оренбуржья речь шла как раз о расчистке русла Елшанки и береговой линии. На эти цели предполагалось израсходовать от 250 до 500 тысяч рублей. Но жители города ждать начала проектных работ не стали и уже в мае провели первые субботники, причем, бесплатно. Так что, может быть, действительно прав оренбургский ученый Александр Чибилёв?
Существует ряд программ по лесомелиорации. Чем больше пойменных лесов, тем лучше это для рек.
Сульфаты в сторону!
Но если бы все было так просто: провел субботник на берегу реки, будь то Елшанка или Урал, высадил деревья – и сразу же покатилась свежая волна по водной глади. Такое вряд ли возможно, тем более что у наших малых водоемов есть еще ряд серьезных проблем.
Порядка 85 процентов наполняемости местных водоемов зависят от осадков, таяния снегов и паводка. Ириклинское водохранилище должно быть заполнено на миллиард 200 миллионов кубометров, в 2019 году водохранилищу не хватало до необходимого объема 300 миллионов кубов.
Одна из них, считает Сергей Ридель, размещенные – в том числе незаконные! – водокачки по берегам рек, поэтому нельзя контролировать реальный забор воды. Наверное, поэтому и сегодня Орск продолжает испытывать нехватку питьевой воды, из-за чего муниципалитету в очередной раз пришлось обратиться к руководству Ириклинского водохранилища, чтобы увеличить сброс и вдохнуть новую жизнь в Урал. Вроде получилось.
– Водохранилище здорово поддерживает экосистему бассейна Урала, даже несмотря на то, что приток небольшой: в 2019-м он был 6 – 9 кубов в секунду, а сброс – 15 – 30, – подчеркивает Ридель. – А берем мы из Урала много – по берегам его расположено около семидесяти населенных пунктов, где живут порядка четырех с половиной миллионов человек. Всем нужна вода, но ее ведь надо рационально использовать.
А разве это возможно, когда гидротехнические сооружения на малых водоемах даже сосчитать сложно. По берегам Ори, к примеру, в районе мясокомбината огромное количество мощных водокачек. Да и в центре города есть. К примеру, недавно директор парка строителей Владимир Кулагин рассказал, что в озере Песчаном не хватает воды, поскольку ее оттуда тоже берут садоводы с помощью водокачек. Даже бьющие из-под земли родники не спасают озеро, потому что расход воды в несколько раз больше, чем приход. И это проблема всех водоемов, рядом с которыми, как правило, есть сады или фермерские хозяйства, пользующиеся неучтенными гидротехническими сооружениями.
Нарушений, если разобраться, в этой сфере много. Только в том году Орская природоохранная межрайонная прокуратура выявила тридцать два.
– Два лица привлечены к дисциплинарной ответственности, в суд направлено одиннадцать исковых заявлений, пять из них удовлетворены, шесть находятся в производстве, – отмечает помощник орского природоохранного прокурора Владимир Майданенко. – Периодически мы фиксируем нарушения со стороны механического завода при сбросе сточных вод в Елшанку с превышением нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ. В этом году в отношении двух должностных лиц предприятия уже возбудили административные дела. Сейчас на мехзаводе согласно нашему представлению проводятся мероприятия по исправлению ситуации.
В числе нарушителей и водоканал. В месте прошлогоднего сброса им сточных вод специалисты обнаружили средние концентрации загрязняющих веществ в районе Урала: есть превышения по фосфатам, аммонию-иону, хлоридам, сульфатам и железу. Возбуждены четыре дела об административном правонарушении. И как в этой ситуации можно вести речь о спасении Урала? Ведь делать это нужно сообща. По крайней мере, так кажется нам. А как думаете вы?
Сергей Ридель:
«Урал – уникальная река, через нее проходит до 96 процентов годового стока во время весенне-летнего половодья. Чрезвычайная маломерность стока наблюдалась в 1967 и 2019 годах – 2,6 и 2,8 кубокилометра соответственно».
Фото автора
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024