Жил непросто и дожил до девяноста
- Город в лицах
- 15-09-2020
Думал ли когда-то двенадцатилетний Леша, возводя с мамой в лихие военные годы саманную землянку для своей семьи, что в будущем его будут уважать даже преступники? Конечно, нет. На днях ветеран МВД в отставке Алексей Болтенков отметил 90-летний юбилей и вспомнил о том, как все начиналось.
Отец Алексея Кирилловича был из раскулаченных, так что жилось семье Болтенковых на разъезде 22 за Оренбургом трудно. Еще тяжелее стало, когда в ноябре 1942 года погиб на «Дороге жизни» в блокадном Ленинграде глава семейства. Здесь, в Оренбуржье, у него остались пять сыновей и жена, которая сделала все, чтобы вырастить из ребят достойных людей. Болтенковы перебрались в родное село Бурдыгино, Сорочинского района, откуда уже в 1950-м Алексея забрали в армию, в войска МВД. Через год парня отправили на учебу во Владикавказ. Оттуда уже в звании лейтенанта он прибыл по распределению в Орск. Первое отделение милиции Ленинского района, которое располагалось в доме № 17 по улице Краматорской, куда Болтенкова назначили командиром взвода, юбиляр помнит до сих пор.
– Приходилось командовать отцами-фронтовиками, – рассказывает Алексей Кириллович. – Я совсем молодой – они опытные, прошедшие всю войну. Как им отдавать приказы? Со временем привык. Да и они меня многому научили. Оперативная обстановка тогда в городе оставалась сложной. Транспорта не было. Всех задержанных и арестованных пешком сопровождали в городской отдел милиции на улице Советской. На места происшествий выезжали на велосипедах и носили с собой двенадцатикилограммовую рацию «Пальма».
Наш собеседник скромно умалчивает про свои заслуги, машет рукой, когда родные вспоминают о том, что в восьмидесятых горожане называли Болтенкова лучшим участковым – грозой района, которого боялись преступники.
– Не боялись, – поправляет близких Алексей Кириллович, – а уважали. Ведь я всегда поступал по совести, старался ко всем найти подход, даже к хулиганам. Разве можно было за украденные конфеты посадить подростка?! Нет, статья бы ему жизнь испортила. Однажды я, к примеру, такого хулигана просто пожурил, а из него потом известный человек вырос. А если бы его за те конфеты посадили?
Случалось в жизни нашего героя многое. Однажды его серьезно ранили в одном из домов в переулке Музыкальном, когда Болтенков пытался спасти от неуравновешенного мужчины людей.
– Зашел в квартиру, оценил обстановку, – вспоминает ветеран. – У него в правой руке топор, в углу плачут женщина и двое детей. Вынул я сигареты, предложил мужичку закурить. Тот подошел, я руку с топором перехватил, а у него под одеждой слева нож оказался. Он меня и полоснул по бедру. Целый месяц пришлось в больнице лежать.
А на руке у героя нашей публикации еще одна отметина. Так уж получилось, что при задержании шести преступников, которые пытались надругаться над беззащитной девушкой, один из них набросился на милиционера, накрыв шинелью. Крепкий, под 185 сантиметров ростом, Алексей Кириллович вывернулся и кулаком нанес мощный удар в лицо нападавшему.
– Пришлось применить силу, – опять скромничает Болтенков.
Он, кстати, работал в уголовном розыске, потом был оперативным дежурным УВД – заместителем начальника штаба, в отставку вышел в звании майора. О себе ветеран милиции говорит:
– Всегда стремился честно выполнять свой долг, любил личный сыск, не разводил собственную агентуру и старался помогать окружающим. В общем, жил – служил, а как служил – людям виднее, жил просто и непросто и дожил до девяноста...
Фото автора
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Жертв нет, а кухня пострадала от огня
25-11-2024 -
Отремонтированные дороги подсчитали
25-11-2024 -
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024