На орловских рысаках по степям
- Город
- 19-09-2020
А вы знали, что ровно 120 лет назад в Орске числилось всего два фотографа? Это был далекий 1900 год. Именно тогда в нашем городе стали появляться первые мастера, хотя фотографическое дело в России получило свое развитие еще в сороковых годах XIX века.
Первые фотографы у нас, как значится в книге краеведа Татьяны Черкас «Орск: от крепости до города», появились в конце XIX века и относились они к категории «Прочие ремесленники». В ведомости статистического отчета Оренбургской губернии за 1898-й указано, что в Орске числился один фотограф-мастер, а спустя два года – уже два. В эту группу ремесленников входили также живописец, наборщик, часовщик и два цирюльника.
Для открытия фотографического производства в то время требовалось разрешение губернского начальства, которое обходилось просителю от 20 рублей серебром – цена напрямую зависела от размеров помещения. Чаще всего под фотозону мастер оборудовал одну из комнат собственного дома или пристраивал во дворе павильон, при этом делал вывеску с фирменным знаком поярче и покрупнее, чтобы в глаза бросалась издалека. Для фотодела, как отмечает Татьяна Черкас, приобретались штативные камеры, моментальные ручные фотоаппараты, объективы и затворы, пленочные кассеты, кюветы, фонари и фотобумага. Также покупался соответствующий антураж: оригинальные тумбочки, столы, кресла, этажерки, задники с панорамой лесного массива или озера, деревенской околицы или красивого интерьера.
Одно из первых фотоателье располагалось в доме № 52 по нынешней улице Советской и принадлежало Ивану Петровичу Завьялову, выходцу из верхне-уральских мещан. На паспарту его снимков отмечался адрес: Большая улица, собственный дом близ толчка (рынка). Здание отличали ажурные деревянные кружева по фасаду. Это был, по словам Татьяны Григорьевны, прекрасный памятник народного деревянного зодчества в Орске.
У Завьялова снимались семьи купцов, мещан и других сословий. Групповые, семейные, поясные или нагрудные фотографии, портреты, визитки – все делал он. Его услугами пользовались госучреждения, горуправа, полиция, учебные заведения.
Не менее известным было фотоателье Василия Ивановича Красникова. Он был родом из крестьян Орского уезда, рано лишился родителей, воспитывался в семье сестры, сам освоил фотодело и в начале XX века уже имел свою мастерскую рядом с завьяловской. Через некоторое время выстроил во дворе павильон, начал выезжать в уезды. Красников даже держал орловских рысаков, чтобы отправляться в сельскую местность и делать снимки горожан на отдыхе, на лоне природы. В 1916 – 1917 годах у него появился ученик Г. Г. Петров, который впоследствии стал его компаньоном. И на снимках ставились уже две фамилии мастеров. Красников занимался делом вплоть до пятидесятых годов прошлого века.
Семимильными шагами – по городу
Примерно с двадцатых годов фотодело начинает стремительно, если можно так сказать, развиваться в Орске. Снимки В. Пелагеина, В. Перикова и П. Лигостаева начинают печатать в «Орском рабочем». А через какое-то время во вновь открывавшихся производственно-бытовых артелях появляются целые фотоцеха.
Так, например, в артель «Орская яшма» в конце сороковых – начале пятидесятых входило много чего, в том числе штамповочный цех, парикмахерская, часовая, конный двор и даже два фотоателье, одно из которых размещалось в Соцгороде. В то время мастер фотопортретного цеха Владимир Львович Мишухин, как следует из документов Орского филиала государственного архива, материалы и химикаты для проявки пленок приобретал в Свердловске. Художником фотоцеха являлся А. А. Либман, который позднее стал бригадиром. Фотографом там же трудился Абрам Рубинчик, его учениками были Леонид Часс, Илья Жуков. В фотоцехе даже были свои лаборант и ретушер. Выходным днем для сотрудников мастерской был вторник, так как цех входил в состав предприятия бытового обслуживания. При этом сотрудники фотоцеха, как и все остальные, должны были приносить артели прибыль. Впрочем, последняя была невелика, потому что едва ли не во всех документах той поры, которые касаются производственных артелей, говорится о том, что многие из них работали себе в убыток. Мастера, к примеру, злоупотребляли своим положением и не всегда точно оформляли заказы. Поэтому для них установили порядок оформления документации, и фотографы стали выписывать квитанции сразу в трех экземплярах с указанием формата карточек и суммы, отданной за них, прописью. На пластинки негатива ставили номер квитанции и сдавали все это в контору вместе с отчетом. Так что бумагомарательство, на которое жалуются современники, появилось еще в ту пору, пожалуй…
В темной комнате под покрывалом
Пятидесятые годы прошлого века и вовсе можно назвать расцветом фотографического дела в Орске, ведь именно тогда здесь появились мастера, имена которых нам известны и сегодня. Своими снимками читателей «Орского рабочего» радовали фронтовик Иван Гергель, Борис Тан, Борис Тихомиров, позже пришел в газету Иван Нестеров, который фотографии печатал дома, в ванной.
На аппаратуре того времени эти люди умудрялись делать великолепные снимки, многие из них и сейчас хранятся в музее. Вот только о самих фотографах информации немного, поскольку не любили мастера сдавать информацию о себе в архив.
– Ивана Гергеля считаю одним из лучших фотографов той поры, – говорит фотокорреспондент «Орской хроники» Дмитрий Бикбов. – На его работах учился и я, когда в начале восьмидесятых пришел молодым сотрудником в фотолабораторию ЮУМЗ, куда чуть раньше перешел из «Орского рабочего» сам Гергель и где трудились фотографы Бывшев и Коренченко. Тогда практически на всех предприятиях были аналогичные мастерские. В то время, на мой взгляд, интереснее работалось. Мы печатали снимки на фотобумаге, проявляли пленки дома и в лаборатории в темной комнате, едва ли не под покрывалом, чтобы ненароком не засветить, а потом с нетерпением ждали, что же получилось. Сейчас в фотоделе все проще: на цифровой камере ты сразу видишь результат, ретушировать стало легче с появлением новых технологий…
Да и фотографов нынче, хочется добавить, в Орске столько, что, пожалуй, и жителей на них уже не хватает. Но при этом качество самих снимков, бывает, уступает работам фотомастеров прошлого века.
Интересные факты
> 1. Помещение для фотосъемок не могло быть маленьким, поскольку много места занимали декорации для создания колорита. В некоторых фотоателье даже предлагали различную одежду для переодевания.
> 2. Для портретной съемки раньше применялись держатели головы. Чувствительность фотоматериалов к свету была низкой, время экспозиции велико. Чтобы избежать смазывания изображения, голову закрепляли сзади, после чего фотографировали.
> 3. В отдельных комнатах находились ретушеры, граверы, лаборатории для проявления негативов фотопластин, изготавливаемых вручную. Со временем накапливалось слишком много негативов, отсюда на паспарту и появилась надпись: «Негативы сохраняются». На фотоснимках И. П. Завьялова это можно увидеть.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
На очистных канализации заработала блочно-модульная котельная
22-11-2024 -
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024