Стройку века едва не сорвали
- Город
- 29-09-2020
Семьдесят лет назад в нашем городе вновь, но только более активно заговорили о строительстве трамвайных путей. В феврале 1941 года уже получили разрешение на это, успели проложить одноколейный путь из Нового города на никелькомбинат. Однако завершить начатое не позволила Великая Отечественная война. Стройку законсервировали до лучших времен, а сразу после Победы опять приступили к работам. 1945-й стал знаковым в жизни Орска.
В то время приходилось туго всем. Предприятия, на плечи которых легла забота о строительстве новых жилых домов и учреждений соцкультбыта, сами перебивались с копейки на копейку. Жизнь только встала на мирные рельсы, а тут надо было прокладывать целый путепровод! Сил и средств было минимум, но сделали люди при столь ничтожных возможностях максимум.
В 1945 году надо было проложить 18 километров пути для 23 вагонов, из Совнаркома СССР пришла соответствующая разнарядка. Немедленно в Орск была командирована бригада проектировщиков, а также на территории лагеря военнопленных проведена геодезическая съемка, необходимая для оформления документации по строительству трамвайных путей. Но уже в августе стройка века могла встать из-за того, что для одного из мостов под трамвай трест № 1 никак не мог выбить цемент.
Да и в общем было непонятно руководителям городских предприятий, что конкретно нужно возводить.
«В Орске предусмотрено построить трамвайные пути от восьмого квартала Нового города до станции Первый Локомотив протяженностью 4 километра, а также две тяговые и одну понизительную подстанции, – писал секретарю Орского горкома Антонову и начальнику Управления Орского трамвая Зернову директор ЮУМЗ Бебенин. – Но строительство второй тяговой и понизительной подстанций не предусмотрено. Да и сметы нам до сих пор не предоставлены, мы не имеем возможности правильно установить объемы работ».
В свою очередь руководители горисполкома просили директоров ЮУМЗ и Орского машзавода снести овощехранилища, которые мешают прокладке трамвайных путей. Так что как бы там ни было, но дела продвигались – пусть медленно, но зато верно.
Из плотников – в бетонщики
Три года велись работы по прокладке путей. На субботники и воскресники выходили сотрудники заводов, артелей и других организаций. Не оставались в стороне и журналисты «Орского рабочего».
Уникальный снимок недавно попал в редакцию «ОХ». На нем запечатлены работники «Орского рабочего» после субботника по прокладке трамвайных путей. Датирован он 1948 годом.
– У знакомой умер отец, Александр Григорьевич Маслов, который был краеведом и фотографом. Она пригласила меня разобрать его фотоархив, – рассказывает Татьяна Дорофеева, уроженка Орска, которая сейчас живет в областном центре и сама увлекается историей родного края.
В одном из альбомов женщин заинтересовал раздел, посвященный транспорту Оренбургской области. Здесь и нашли тот самый снимок, на котором, к сожалению, не указаны фамилии запечатленных на нем людей. Мы узнали ответственного редактора тех лет Николая Марфина, молодого журналиста Леонида Большакова, а также Анну Сергейчеву. Но ни в одной из публикаций «Орского рабочего» за 1948 год, сохранившихся до наших дней, нет намека на то, что когда-то и сами сотрудники газеты принимали участие в строительстве трамвая. Зато они много и часто писали о других.
«Плотники бригады товарища Горшенина брали обязательство закончить опалубку к 25 сентября. Систематически перевыполняя задания в полтора и более раза, бригада сдержала слово. А плотник товарищ Наталин дополнительно овладел профессией бетонщика», – сообщалось в одном номере.
А в другом говорилось, что пустить трамвай планируется уже к октябрьским праздникам. Тем более что к тому времени из Куйбышева (ныне Самара) привезли в Орск пять стареньких вагонов. О том, что скоро застучат по рельсам колеса, горожанам напоминал… плакат, размещенный неподалеку от возводимого путепровода: «Закончим в сентябре строительные работы!». Но в том же сентябре строители управления № 8 еще устанавливали железобетонный мост из десяти сборных колонн через Елшанку в Новом городе. Предназначался он для укладки трамвайных путей. Также коллектив строительно-монтажного управления № 1 продолжал подвозить грунт для сооружения дамбы около путепровода, а стройбригады отставали с бетонными работами, потому что завод Промстроя не подал бетон – а того в свою очередь подводил каменный карьер, который не поставлял щебень. И если рабочие укладывали три кубометра бетона в день, то это уже было хорошо. Да и рельсов, которые везли издалека, не хватало. Иначе говоря, срок пуска трамвая затягивался, а себестоимость возрастала.
Первый рейс – на никелькомбинат
Все с нетерпением ждали, когда же на новенькие рельсы встанут вагоны, ведь в условиях того времени трамвай был не роскошью, а необходимым средством передвижения, поскольку люди с трудом добирались до работы. Да и горожане считали, что для достойной жизни в Орске они «должны иметь хорошее жилье, хорошие дороги, трамвай, клубы, театр, кино». И пока строители завершали работы на путепроводе, подвижной состав готовился к пуску.
Рабочие ЮУМЗ перебрали старенькие куйбышевские вагоны по винтику и поставили их на рельсы. И вот 5 декабря 1948 года с двух часов дня началось регулярное движение трамвая на линии первой очереди по маршруту Соцгород (Новый город) – Никель. Два вагона за три с половиной часа перевезли более тысячи трудящихся Орска. Движение трамвая начиналось в шесть утра, а в депо вагоны отправлялись в двенадцать ночи. Поездка занимала порядка сорока минут в один конец.
К 1953 году по городу курсировало уже 12 вагонов. Трамваи развозили орчан по четырем маршрутам: из Соцгорода на Никель, из Соцгорода на Крекинг (нынешний ОНОС), с Никеля в Старый город, а также из Соцгорода в Старый.
В шестидесятых парк трамвайного депо вырос. В связи с вводом новых линий заговорили о том, что протяженность магистральных путей увеличится, а трамвайные линии пройдут не только до станции Орск, но и на мясокомбинат. А еще планировалось, что трамвай соединит центральную часть Орска с отдаленным 240 кварталом, что и было сделано. А вот на мясокомбинат вагоны так и не пустили. Зато всем городом проложили линию в поселок тракторных прицепов. Увы, сейчас путь трамваям на ОЗТП закрыт…
1. Когда в 1941 году стали прокладывать первую линию, при подходе к никелькомбинату путь строителям преградило нефтяное озеро.
2. В 1941 году для строительства трамвая и автодорог в Орске было выделено 8 миллионов рублей.
3. В первом квартале 1941 года был выделен наряд на вербовку рабочей силы в 300 человек для строительства путепровода.
4. В 1948 году строители подвели итоги: трамвайная линия была протянута на расстояние в 7,6 километра, уложено 15,2 километра рельсов общим весом в 650 тонн и 13 тысяч шпал, электромонтажники установили 446 мачт.
Фото предоставлено Татьяной Дорофеевой, а также филиалом Государственного архива Оренбургской области в Орске
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
На очистных канализации заработала блочно-модульная котельная
22-11-2024 -
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024