Ноу-хау орских таможенников. Блеф или спасительный буфер?..
- Репортаж
- 16-08-2003
С мая этого года на Орской таможне произошли серьезные преобразования. Теперь каждый железнодорожный вагон, который пересекает российско-казахстанскую границу, подвергается тщательному досмотру. Подобные операции стали возможны с появлением в Орске нового склада временного хранения ООО “Оринтел”. Уже за первые месяцы работы благодаря этому нововведению было обнаружено и изъято более 18 тонн контрабандной продукции. Проект орских таможенников получил одобрение Государственного таможенного комитета. Однако находятся и те, кто пытается очернить деятельность нового СВХ. Попробуем разобраться.В. ЧИЖКОВ:
“МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ЧУТЬ НЕ ОКАЗАЛИСЬ ПОД УГРОЗОЙ”
- Появление СВХ “Оринтел” - закономерность. Дело в том, что в мае 2002 года в ГТК был подписан указ под № 470 «Об организации обязательного досмотра ввозимых железнодорожным транспортом грузов непосредственно на границе». Для осуществления подобных процедур предписывалось создать склад временного хранения, где можно было бы не только произвести выгрузку-погрузку товаров, но и хранить задержанный груз до выяснения всех обстоятельств. На момент вступления данного нормативного акта в действие в зоне деятельности Орской таможни не было ни одного СВХ, который бы соответствовал требуемым условиям. Особенно для скоропортящейся продукции. На организацию современного СВХ требовались большие денежные вложения. Без него мы были бы вынуждены приостановить весь грузопоток через границу, чтобы выполнить указ Государственного таможенного комитета.
Чтобы решить возникшую проблему, таможенники обратились к коммерческим структурам. Но мало кто из орских предпринимателей мог вложить значительные средства в развитие пункта пропуска через границу. На помощь пришло ООО “Оринтел”, у которого имелся склад временного хранения в аэропорту. В декабре 2002 года начались работы по обустройству нового СВХ. Но мало было сделать ремонт помещений и подготовить площади. Согласно приказу ГТК, к складу предъявлялись серьезные требования, без соблюдения которых о выдаче лицензии не могло быть и речи.
- Группа орских предпринимателей, входящих в “Оринтел”, в рекордно короткие сроки сделала почти невозможное, – продолжает Чижков. - На некогда запущенной территории металлобазы появился современный склад.
Принимала склад в эксплуатацию компетентная комиссия, состоящая из специалистов таможни. Все соответствовует требованиям: имеются подъездные пути, склад обустроен должным образом и разделен на три отдельные секции (для товаров, которые должны находиться на оформлении, задержанного груза и досмотра). Проведено дополнительное освещение, для поддержания температуры установлены тепловые пушки, оборудована комната для таможенного инспектора, есть городская и международная телефонная связь.
После этого ООО “Оринтел” получило лицензию на проведение операций на СВХ. В конце мая первые вагоны зашли на новый склад.
В ведении железнодорожного пункта пропуска “Орск”, а, следовательно, СВХ “Оринтел”, находится грузопоток из азиатских республик СНГ: Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана и Казахстана.
Далее, пройдя досмотр, составы либо здесь же проходят таможенное оформление (таможенную “очистку” - прим. авт.), либо идут транзитом по уральской ветке в Челябинск, Екатеринбург, Тюмень, Пермь и Магнитогорск.
- Думается, СВХ “Оринтел” будет успешно работать и дальше. Тем более что опыт работы с руководством фирмы “Оринтел” у нас уже есть, - говорит Виктор Александрович. - За те два года, что мы работаем вместе, никаких нареканий и серьезных претензий не было. Все спорные вопросы решаются незамедлительно.
А. НАТОРИН:
ХОРОШАЯ РАБОТА - ДЕЛО ЧЕСТИ
Мы встретились с начальником одела таможенного оформления СВХ “Оринтел” А. Наториным.
- Вот уже несколько лет наше предприятие плодотворно сотрудничает с Орской таможней. За это время мы узнали специфику работы, наладили контакты с крупными грузоотправителями и грузополучателями. Поэтому когда нам предложили организовать новый СВХ, сомнений практически не было.
Немало стрел со стороны ряда предпринимателей было направлено в ваш адрес в связи с якобы завышенным прейскурантом…
- На сегодняшний день услуги СВХ стоят порядка 27 тысяч рублей за вагон. Попробуем разобраться, почему эта цифра столь высока, - говорит Анатолий Анатольевич. - Все дело в том, что вагоны, пересекая границу, сначала идут на станцию Никель, затем на станцию Орск, снова возвращаются на станцию Никель и только потом попадают на СВХ “Оринтел”. Железная дорога выставляет счет в 13,7 тыс. рублей за каждый вагон. Получается, что 12-13 тысяч остаются складу. Из них больше половины «съедают» затраты на разгрузочно-погрузочные работы, плата за круглосуточную охрану вагонов в зоне таможенного контроля, расходы на коммунальные услуги. Как видите, чистая прибыль не столь уж высока. Но мы делаем все, чтобы удешевить услуги. Что касается разговоров по поводу якобы незаконного досмотра вагонов, угроз добросовестным предпринимателям и т. д., то спешу заверить, что все разгрузопогрузочные работы, досмотр, оформление производятся в присутствии инспекторов Орской таможни, сотрудников ЛОВД, пограничников и в отдельных случаях - ФСБ. Без сотрудников ГТК наши работники не имеют права даже открыть вагон.
Мы заинтересованы в хорошей и показательной работе. В противном случае у нас изымут лицензию. Поэтому хорошая, а главное, законная работа - дело чести.
ГУБЕРНАТОР ПОДДЕРЖАЛ ИНИЦИАТИВУ ОРЧАН
Работе нового СВХ “Оринтел” и примеру сотрудничества бизнеса и власти было посвящено недавнее совещание в высоких кабинетах областной администрации.
Заместитель главы области - начальник управления международных и внешнеэкономических связей администрации Оренбургской области С. Горшенин пригласил руководство таможни, погранслужбы, железной дороги, силовых и других ведомств, чтобы обсудить первые итоги и перспективы развития нового СВХ. Практически все участники «круглого стола» сошлись на том, что новый принцип работы, апробированный орскими таможенниками, выгоден области. Горшенин, в частности, сказал, что нынешняя схема таможенного досмотра и оформления способствует развитию торговли и бизнеса на приграничной территории Оренбургской области. Теперь многим участникам внешнеэкономической деятельности выгоднее пройти таможенную "очистку" и реализовать свой товар в непосредственной близости от государственной границы, а не везти как раньше вглубь страны. Отмечалась и четкая антитеррористическая деятельность правоохранительных и силовых структур г. Орска на СВХ. Это подчеркнул и губернатор области А. Чернышев, который следит за деятельностью орских таможенников.
На совещании говорилось также и о некоторых недоработках в новой схеме. Первостепенными задачами являются снижение стоимости оказываемых услуг по подаче вагонов на СВХ и осуществление таможенного досмотра, а также сокращение времени нахождения грузов на СВХ, производства таможенного контроля. Необходимо, чтобы составы, особенно со скоропортящимися товарами, досматривались и оформлялись в максимально короткие сроки.
Провокация!
С первых дней работы новый склад подвергся жесткому прессингу со стороны определенных сил из соседних областей. Руководство не любит об этом распространяться, но практически каждого члена команды СВХ “Оринтел” пробовали запугать, подкупить, дезориентировать. Редакции известно, что отдельные лица пытались расправиться с СВХ руками Орской таможни. Но и там никто из руководителей не согласился вступить с ними в сговор.
Не обходится и без провокаций. Так, совсем недавно в одном из вагонов с овощами во время планового досмотра был обнаружен подозрительный холщовый мешочек с неизвестным порошком белого цвета. Общий вес - 200 граммов.
Экспертиза пока не пришла к выводу о том, что это какой-либо наркотик. В Орске же эту находку расценивают не иначе, как провокацию. Вероятно, таким образом кто-то пытался проверить, насколько тщательно таможня проверяет пересекающий границу груз. Противостояние Орской таможне и “Оринтелу” – закономерная реакция на нововведения.
Ведь теперь финансовые потоки стали более прозрачными, и практически исключена возможность “протащить” вглубь страны оружие, наркотики или другие контрабандные грузы.
Несмотря на то, что “Оринтел” - исключительно коммерческая структура, ее действия укладываются в рамки таможенного законодательства. Для более действенного контроля над СВХ образован специальный координационный совет, куда вошли представители таможни, ФСБ, погранотряда, структуры МВД и т. д. Государство имеет в распоряжении постоянно действующий, полностью отвечающий предъявляемым требованиям склад временного хранения. Отличие его лишь в том, что он находится в частной собственности. Хотя, с другой стороны, это скорее плюс, чем минус. Ведь предприниматели заинтересованы в получении прибыли, и они, как никто другой, будут радеть за обустройство СВХ, легитимность действий сотрудников, оперативность и профессионализм в оказывании услуг. В противном случае ООО “Оринтел” рискует остаться без лицензии. Думается, сегодня желающих прийти на их “теплое” и уже “прикормленное” место найдется немало. Своим существованием новый склад демонстрирует редкий для нашего времени пример, когда наряду с коммерческими интересами отдельных бизнесменов прослеживается явная выгода для всего государства.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024