РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Честное староверское. Почему мир давно поменялся, а их вера нет?

Честное староверское. Почему мир давно поменялся, а их вера нет? Честное староверское. Почему мир давно поменялся, а их вера нет? Честное староверское. Почему мир давно поменялся, а их вера нет?

160 лет назад Орская крепость была упразднена и переименована в Орскую станицу Оренбургского казачьего войска. Именно в это время наши земли стали заселять старообрядцы. О них написано много книг, научных статей, но до сих пор вместе со старой верой, которую они хранят уже 300 лет, их сопровождает ореол тайн и мифов.


Оплот староверия

«Нелюдимы», «молятся всю ночь», «все блага цивилизации – от Антихриста». Эти и другие байки о старообрядцах-староверах ходят давно. 

С отцом Михаилом Феоктистовым, священником Русской древлеправославной церкви в Орске, я познакомился случайно. 

– Мы храм строить планируем. Нельзя ли оповестить горожан об этом? – поинтересовался он тогда. 

Не было на нем никаких особых рубах, лаптей, была кожаная куртка, под ней подрясник, на ногах – стоптанные армейские кирзачи. Из необычного разве что очки, замотанные изолентой, да допотопный мобильник. От отца Михаила, ветеринара по образованию, я узнал, что старообрядчество в Орске и окрестностях имеет давнюю историю. Его предки были староверами, хотя об этом особо не распространялись. 


С самого начала

Появление старообрядцев у нас связано с казачеством и бегством крестьян от преследований за раскольничьи убеждения. Поначалу среди местных староверов были беглопоповцы, которые для совершения таинств переманивали в раскол священников официальной церкви. После разгрома старообрядческих монастырей в заволжских степях, где укрывались беглые священники, казаки стали преимущественно беспоповцами. 

Еще одна волна расселения по территории Орского уезда связана с реформой 1861 года. После освобождения от крепостной зависимости приписанные к уральским предприятиям горнозаводские крестьяне, среди которых были сильны старые верования, оказались без земли и средств к существованию. Для пропитания они арендовали участки у башкирских вотчинников. Так, в 1867 году бывшие крестьяне Преображенского медеплавильного завода (село Зилаир) «сняли» участок, на котором основали село Петропавловское, Орского уезда (ныне Сара). 

Миссионер официальной церкви Н. Гринякин писал, что «жители села все уклонились в раскол, к которому тяготели, увлекаемые лжеучителями, которые показывали им разные составленные злонамеренно тетради и псевдоапокалипсисы с ужасными православному слуху неуместными хулами на Церковь Божию, особенно же на обряды, троеперстие, на крест четырехконечный…» Саринские староверы заповедовали строго соблюдать посты, удалиться от вина и чая как скверны еретичества, за употребление которых налагались епитимья и девятикратное проклятие, а за употребление картофеля – отлучение от причастия на 30 лет и 1500 поклонов ежедневно. Все это узаконивалось в уставах (рукописных тетрадях). Женщинам заповедовалось носить русские сарафаны без украшений, мужчинам – одежду однообразную, рукодельную, «белого холста или синеную». Картузы, шарфы воспрещались. За непослушание запрещенные одежды подвергались сожжению, а виновные – публичной епитимье в 300 и более земных поклонов. Категорически запрещалось бритье. Живописный факт описан все тем же миссионером, когда один из саринцев подстриг усы. По этому случаю в селе был собран собор из 80 стариков и наставников, который осудил виновного и отлучил от общины как впавшего в ересь. 

В 1878 году другие горнозаводские крестьяне заселили село Ивановка, Орского уезда (ныне Чукари-Ивановка). В селе Покровском (ныне Карагай-Покровка) тоже жили староверы, они делились на беглопоповцев, беспоповцев и последователей поморского согласия. Поближе к единоверцам в удаленные от «мира» горные районы Орского уезда охотно подселялись старообрядцы из других губерний. В 1880 году 40 семей раскольников рябиновского толка построили к северу от Карагай-Покровки хутор Сарбай. По их признанию, «единственным побуждением к переселению служило то, что, живя среди православных, боялись как бы не впасть в искушение и не погубить веру, переданную отцами». Указание к выселению они видели в Писании: «Изыдите из среды их и нечистоте их не прикасайтеся». Стремление изолироваться было навеяно старообрядческим пророчеством о том, что перед концом света «правовернии Християне, истиннии раби Христовы, побежат в горы и пропасти земныя от Антихристовы прелести, и спасутся». Рябиновцы отказались молиться на иконы, где присутствовали любые изображения (люди, животные, растения), помимо святого образа, чтобы не впасть в грех идолопоклонства. Почитали восьмиконечный крест из дерева рябины, поскольку считали, что именно на нем был распят Иисус Христос. Такой крест использовался и для очищения от «мирщения», любого контакта с «нововерцами». В 1884 году старообрядцами из Самарской и Саратовской губерний в верховьях речки Караган было основано село Казанское (ныне Новоказанка). В 1893 году беспоповцами из села Поим, что в Пензенской губернии, заложен хутор Поимский (ныне Поим).


Как считали раскольников?

Впервые сведения о местных старообрядцах были собраны в 1813 году. По результатам переписи в губернии их насчитывалось 1,5 тысячи человек, что, вероятно, не отражало реальной картины. 

Составители отчетов, не вникая в особенности староверских толков, выделяли лишь «приемлющих священство»; беспоповцев, «признающих браки и молящихся за царя»; «не признающих браки и не молящихся за царя», молокан. Последние две категории были определены как «особо вредные секты». То есть в отчетах понятия «раскольничество» и «сектантство» были синонимами. 

В 1867 году в казачьем войске Орского уезда числились 59 раскольников, в 1872 году – 105, а в 1876 году – 187. В январе 1896-го в Орске насчитывалось 122 раскольника, а в конце 1890-х – меньше сотни. 

Разброс данных среди гражданских был следствием определенной заинтересованности составителей отчетов в заниженных показателях. С другой стороны, были объективные трудности сбора информации.  Да и сами староверы не афишировали своих религиозных убеждений.  Свою роль здесь играли и миссионеры официальной церкви. Так, в марте 1892 года было отправлено донесение Святейшему правительствующему синоду: «С 25 февраля по 4 марта из всех жителей хутора Петропавловского Орского уезда изъявили готовность присоединиться к Св. Православной Церкви на правах единоверия 280 человек обоего пола; в числе коих оказались и главные начетчики, имевшие, благодаря своей начитанности, громадное влияние на единомышленников…»


Спустя несколько столетий

Сегодня староверы Орска представлены двумя общинами: Русской древлеправославной церковью (храм Сергия Радонежского) и Русской православной старообрядческой церковью (храм Во имя святителя Арсения, епископа Уральского и Оренбургского). 

Первый начали строить несколько лет назад, до этого приспособив под моленную обычную квартиру, второй появился в 2018 году, хотя сама община возникла еще в 2006-м из присоединившихся к РПСЦ беспоповцев часовенного согласия. В 2017 году общину с визитом посетил Митрополит Московский и Всея Руси Корнилий, который освятил будущий храм малым освящением. 

Старообрядчество, до сих пор живущее в Орске и его окрестностях, исторический феномен. Когда англичане порвали с Римской курией, большая часть жителей острова перешла в новую англиканскую церковь. В Германии если феодал был протестантом, то и его подданные были протестантами. Лишь в России церковная реформа привела к тому, что простые люди уходили в леса, степи и без колебаний готовы были отдавать жизни, лишь бы молиться не как «щепотники», а как предки. Русский человек мог сказать нет официальной церкви, государству и сохранить свое достоинство. 

Что нас объединяет, задаются вопросом нынешние орские староверы. И отвечают: «Осознание истинности своего пути. То, что несем веру, которую храним и передаем детям, такой, какой она пришла от Апостолов...» 

Зачем люди в XXI веке идут в старообрядчество? Наверное, в поисках своей идентичности и самобытности, которые проявляются вопреки всему.

Сегодня в Орском краеведческом музее хранится более 60 предметов, относящихся к православию. Из них половину можно причислить к старообрядческим. Это рукописные книги, меднолитые складни с характерной синей эмалью, восьмиконечные кресты, иконы, датированные XVIII веком, написанные на досках с левкасом. Некоторые, вероятно, попали в Орск много лет назад с Севера, из центральной части страны вместе со староверами-переселенцами.

Фото и материалы предоставлены Орским краеведческим музеем

Материалы по теме

Честное староверское. Почему мир давно поменялся, а их вера нет?

160 лет назад Орская крепость была упразднена и переименована в Орскую станицу Оренбургского казачьего войска. Именно в это время наши земли стали заселять старообрядцы. О них написано много книг, научных статей, но до сих пор вместе со старой верой, которую они хранят уже 300 лет, их сопровождает ореол тайн и...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.