О том, как ледовар на броневике разъезжал
- Город
- 31-01-2021
Сегодня представителей одной уникальной профессии называют ледоварами. «Чем они занимаются, неужели варят лед? Если да, то зачем?» – именно так думают люди, далекие от спорта. Сами ледовары, слыша подобные вопросы, лишь улыбаются, ведь они лед... заливают!
В середине января заливщики льда, кстати, отметили профессиональный праздник. Среди них орчанин Александр Шевченко. Начинал он работать на стадионе «Авангард», когда еще не существовало даже Дворца спорта «Юбилейный». Зимой 1984 года ему, сотруднику автотранспортного цеха № 25 ЮУМЗ, начальник предложил пересесть на нестандартную машину и перейти на заливку четырех спортивных полей в центре города. Наш герой согласился, хотя труд ледовара в то время считался ого-го каким непростым!
– На этой должности немногие задерживались, – вспоминает Александр Шевченко. – С ноября по март работали каждый день. Я выходил из дома в пять утра и возвращался после десяти вечера, а то и позже, ведь порой для некоторых команд лед заливали даже в 23 часа. Но я тогда был совсем молодым, только пришел из армии, поэтому трудился с удовольствием. Зато уже в апреле я уходил сначала в отгулы, которых накапливалось очень много, потом в законный отпуск. Осенью подменял некоторых водителей в заводском автотранспортном цехе, а когда начинался сезон, снова садился за руль своего переделанного в заливочную машину «ГАЗ-66».
Автомобиль был рассчитан на три тонны снеговой стружки и полторы-две тонны горячей воды. Утром Шевченко заливал в специальный отсек воду, проводил корректировку ножей на машине и выезжал на площадку. Острые ножи срезали верхнюю часть льда, которая немедленно отправлялась в шнек или шнековый транспортер, а оттуда в кузов. Тут же из другой трубы на место срезанного льда выплескивалась горячая вода, которая разглаживалась сверху при помощи специальной тряпки. Все происходило одномоментно. А для водителя главным было одно – чтобы машина шла по полю ровно и лед заливался равномерно.
В начале своей карьеры ледовара Александр Шевченко работал на четырех площадках: заливал центральное футбольное поле, где сейчас располагается стадион «Юбилейный» с трибунами, два корта неподалеку и так называемый пятачок специально для фигуристов (позднее там сделали теннисную площадку). Так что большую часть времени он проводил на улице, греться приходилось в гараже, который раньше располагался на месте нынешнего магазина «Великан». Когда построили Дворец спорта, то забот у нашего героя прибавилось, пусть и в тепле.
– Нам пригнали из Екатеринбурга новую ледоуборочную машину для закрытых кортов, я лично за ней ездил. Меня оставили при ней на базе «Юбилейного», – говорит Александр Леонидович. – Она, кстати, была переделана из обычного «УАЗика», который в народе называли «головастиком». Пришло еще несколько заливщиков льда, так что у нас появилась возможность работать «день через два». А после мы получили ледоуборочную машину из Чехословакии, которую, правда, немного разграбили по дороге – сняли некоторые запчасти. Помню, полпроспекта с удивлением наблюдало, как я ее перегонял от ЮУМЗ до Дворца спорта!
Наш герой отдал своей профессии десять лет, а потом заливщикам льда урезали зарплату и Шевченко перешел на завод имени Чкалова (сейчас ОНОС), где работает до сих пор.
– Раньше город жил ярко: столько различных мероприятий проводилось! Однажды из моей ледоуборочной машины броневик сделали, чтобы на нем актер, исполнявший роль Ленина, выезжал. Правда, он, увидев мое авто, испугался и к людям вышел пешком, мне пришлось просто за ним выезжать. Так что в жизни ледоваров тех времен даже театральные представления случались! – подытоживает Шевченко.
На хоккейные поединки в восьмидесятых годах прошлого века собиралось порядка двух тысяч зрителей. Игры в основном смотрели стоя. Александр Шевченко наблюдал за матчами прямо со своей ледоуборочной машины «ГАЗ-66», оттуда же частенько болели за своих молодые хоккеисты.
Толщина льда (так называемая подушка) на площадке в ДС «Юбилейный» должна была составлять 5 сантиметров, за этим строго следили. На открытых кортах подушку, наоборот, наращивали: к концу марта ее толщина доходила аж до 23 сантиметров!
Корты заливали горячей водой, поскольку у нее большая теплоотдача, из-за чего лед быстрее застывал и топил все неровности. Водителю ледо-уборочной машины в процессе заливки нельзя было останавливаться, иначе горячая вода могла промыть лед до земли. Во время хоккейных поединков при заливке льда между периодами и после раскатки ледовары той поры хитрили. В пределах ворот каждый вратарь перед игрой «нарезал» коньками ледовую стружку, чтобы шайба мгновенно не проскочила в створ по слишком скользкой поверхности. В границах ворот своей команды ледовары наливали воды совсем немного, а вот в ворота соперников – так, что вокруг вода стояла: к тому моменту, когда она застывала полностью, проходило порой почти полпериода.
Фото предоставлено героем публикации
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024