Разместить рекламу, поздравление, соболезнование
можно по телефону(Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Открываем Россию заново

Открываем Россию заново Открываем Россию заново Открываем Россию заново Открываем Россию заново Открываем Россию заново Открываем Россию заново

Весной в природе наступает период обновления. Человек как ее часть нуждается в духовном росте. Россия – удивительное место, где мирно сосуществуют разные религии, а духовное обновление возможно для любого верующего. В старину православные, даже царствующие особы, для необходимой духовной подпитки совершали паломничества по монастырям. Предлагаю повторить маршрут, по которому в свое время мне довелось пройти. Возможно, кому-то информация окажется полезной уже в этом году, ведь в нашей стране достаточно мест, куда можно отправиться за обновлением души и яркими впечатлениями.


На могиле царицы

Мое паломничество включало посещение трех монастырей и одного скита. 

Если ехать из Санкт-Петербурга, то первым на пути будет Тихвинский Введенский женский монастырь. Есть предание, что после разгрома монголо-татар на Куликовом поле на новгородской земле была обретена икона Богородицы. На этом месте был построен храм Пресвятой Богородицы по образцу Успенского собора Московского Кремля. А уже в 1547 году его посетил Иван Грозный, восхитившийся красотой места и собора. Под влиянием поездки царь повелел основать Введенский женский монастырь, что и было сделано в 1560 году. 

Сегодня это здание сильно нуждается в ремонте, но есть в этом и своеобразное преимущество: можно увидеть монастырские стены именно такими, какими их построили в XVI веке. Поражает стойкость здания перед временем, непогодой и историческими перипетиями. Основательные стены красного кирпича внутри украшены иконами разного происхождения: есть древние, написанные в традиции русской иконописной школы Андрея Рублева, а есть и более современные, выполненные в иной манере. 

В монастыре сохранилась могила Анны Колтовской, четвертой супруги царя Ивана Грозного, которая была сослана сюда и подвизалась на иноческом поприще 22 года. Погребена царица на паперти монастыря, а позже рядом похоронили двух ее племянниц, которые стали схимонахинями. Уже в XX веке монастырь стал известен как место, где начала свой иноческий путь будущая игуменья-писательница Таисия Леушинская (в миру Мария Солопова), устроительница многих женских обителей, духовная дочь Иоанна Кронштадтского. Ее мать принадлежала к роду Пушкиных, а сама Таисия знала наизусть все Евангелие на церковнославянском языке, чем потрясла комиссию на выпускных экзаменах в Павловском женском сиротском институте. Перед самым закрытием монастыря в 1926 году его настоятельница игуменья Иоанникия была казнена вместе с несколькими священниками, позже ее причислили к лику новомучеников Церкви Русской. 

В наши дни за большой территорией монастыря ухаживают всего несколько насельниц. Они успевают не только служить церковные службы, но и выращивать прекрасные розы особого сорта, цветущие до самых морозов.


Святой источник

Недалеко от монастыря в деревне Сенно находится Свято-Троицкий женский скит. Слово «скит» происходит от названия одного из пустынных мест в Египте, в котором в IV – V веках были уединенные поселения монахов. 

Сейчас это просто удаленное от городской суеты место, где тебя очаровывает красота природы и гармония, в которой живут монахини. Когда ты оказываешься в скиту, поражают тишина и спокойствие, так несвойственные городским кварталам. Уже через пару минут твоя душа успокаивается и начинает жить в особом ритме, когда ты видишь, как медленно падает с дерева лист, кружась в воздушном потоке, как в траве ползают муравьи, не обращая внимания на людскую суету. А если спуститься вниз от деревянной церкви, окажешься у чистого источника. Он забил по молитвам монахинь в 1999 году – мой ровесник. Вода в нем очень холодная, даже ломят зубы, когда пьешь. Многие верят в ее чудотворные свойства. Возможно, это и так, ибо сказано: «По вере вашей дано вам будет». 

На меня же большое впечатление произвело то, как, стоя на небольшой полянке между каменной и деревянной церквями, закрыв глаза, можно ощутить, что мира вокруг тебя не существует. Словно ты один стоишь где-то посреди вселенной, нет ни тревог, ни экзаменов, ни обязательств. Есть только щебет птиц, шелест деревьев и колокольный звон, что время от времени оглашает округу приветственным звуком. Хорошо! Спокойно! То, что нужно для обновления души. 


И дух не возмущается соблазном

Дальше мой путь лежал к Антониево-Дымскому мужскому монастырю. Вход в него обозначен арочными воротами красного кирпича с надвратной иконой Антония Дымского. 

Основатель монастыря остается единственным в России святым, совершившим подвиг столпничества на водах: он творил ежедневную молитву за Россию, стоя на большом камне посреди озера. Если вы видели картину, изображающую преподобного Серафима Саровского, молящегося на большом камне, можете представить примерно то же, но только камень находится посреди озера. Обитель была основана в 1243 году, подвергалась набегам как татаро-монголов, так и разорению после 1917 года. Мощи Антония Дымского были вторично обретены уже в наше время и находятся в Казанском храме монастыря рядом с ковчегами с частицами мощей древнехристианских подвижников, отцов Киево-Печерской лавры. С 2008-го монастырь реставрируется и отстраивается практически заново. Паломники тянутся сюда со всей страны, чтобы искупаться в чудотворном озере и поклониться мощам святого Антония, помогающего в разных земных нуждах всем, кто искренне верит и просит его помощи. 

При посещении этого монастыря мне особенно запомнились слова священнослужителя, сопровождавшего нас на экскурсии по его территории: «Где чувствами человеческими руководит вера, там умирают страсти и дух не возмущается соблазном».


Чудотворный образ

Последним пунктом моего маршрута был Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь. Именно здесь находится чудотворная икона Тихвинской Божией Матери. 

Она является одним из наиболее чтимых списков иконы Богоматери, упоминания о которой начинаются примерно с 439 года, когда икона была перенесена из Иерусалима в Константинополь. Согласно «Сказанию о Тихвинской иконе Богоматери» ее, скорее всего, написал сам евангелист Лука. Появление иконы в новгородских пределах относится к 1383 году, когда она была найдена на берегу реки Тихвинки. По указу и на средства великого князя Василия Иоанновича специально для поклонения иконе был построен каменный Успенский собор. Интересно, что в 1812 году архимандрит монастыря благословил тихвинскую дружину, отправлявшуюся на войну с Наполеоном, со списком с чудотворной иконы. Список сопровождал дружину в победоносных боях и получил название «Тихвинская Ополченная икона Божией Матери». 

Когда ты проходишь по двору монастыря, слева и справа высятся соборы, купола которых напоминают кадры из известного фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Это потому, что именно здесь сохранились постройки истинно русского стиля, когда зодчие использовали местные природные материалы и строили, что называется, на века. Толщина стен входных ворот поражает своей мощью, а высота и пропорции говорят о хорошем знании мастерами архитектурного дела. Интересен и тот факт, что русские государи всегда получали благословение при восшествии на престол именно Тихвинской иконой. 

А еще на территории монастыря я набрел на интересный камень, на котором выбиты слова святителя Луки: «Чтобы возвратить сердца отцов детям». Именно они вдохновляют многих людей на посещение этого места. И сегодня в монастыре по-прежнему много паломников, желающих поклониться святыне. Можно по-разному относиться к этому, но невозможно отрицать, что поток людей, желающих получить благословение и утешение вблизи иконы, не становится меньше. Возможно, пришло и ваше время посетить этот уголок Северо-Запада России.

Фото предоставлены автором

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.