РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

СИНДРОМ УСТЬ-ЛУГИ

В известном проекте строительства порта в Усть-Лужской губе Финского залива, первая очередь которого намечается к сдаче осенью этого года, монопольное право поставки погрузочно-заборного оборудования принадлежит зарубежным фирмам. Почему так произошло, если российский машиностроительный концерн ОРМЕТО-ЮУМЗ (ранее «Южуралмаш», г. Орск Оренбургской области) производит аналогичное оборудование и стоит оно как минимум в три раза меньше? Вопрос тем более интересный, что согласно некоторым источникам в проекте «Усть-Луга» задействовано не менее 20 млн. долл. средств бюджета Российской Федерации. О системе стимулирования импортных закупок и положении дел на российском рынке тяжелого погрузочно-заборного оборудования размышляет Первый вице-президент концерна ОРМЕТО-ЮУМЗ Сергей Шевцов.- Погрузочно-заборное и усреднительное оборудование предназначено для эффективной работы складов сыпучих материалов (уголь, руда, окатыши, цемент). Это сложные и крупные машины – вагоноопрокидыватели, укладчики-заборщики (стакер-реклаймеры), питатели и др. Концерн ОРМЕТО-ЮУМЗ является лидирующим российским поставщиком и экспортером данного оборудования с 1965 года. Нашу продукцию покупают Пакистан, Египет, Казахстан и многие другие страны. Качество производимых нами машин полностью соответствует мировым стандартам, при этом стоимость продукции ОРМЕТО-ЮУМЗ значительно ниже стоимости импортных аналогов и никакой загадки в этом нет – стоимость производственных ресурсов у нас в России пока еще объективно меньше, чем, скажем, в Германии.
То, что проект «Усть-Луга» реализуется без нашего участия и основным поставщиком оборудования выступают немецкие компании, как минимум странно и заставляет задуматься о будущем нового российского «окна в Европу». Призванная стать инструментом повышения экономической безопасности России, развития нашей транспортной и энергетической инфраструктуры, «Усть-Луга» может стать символом зависимости от зарубежных поставок оборудования, запчастей, сервисных услуг и связанных кредитов.
Разумеется, импортным закупкам нет альтернативы, если в России, скажем, вообще не производится тот или иной вид оборудования, или, как это бывает во многих случаях, его качество оставляет желать лучшего. Однако при наличии полноценного российского аналога закупка по импорту имеет право на существование, только если импорт обходится дешевле. Сравнение должно быть квалифицированным и комплексным. Во-первых, следует знать, что значительную часть доходов зарубежные поставщики оборудования планируют получать от поставки запчастей и сервисного обслуживания механизмов, сажая покупателей «на иглу» все новых и новых закупок. Во-вторых, надо адекватно оценивать эффективность сделок, финансируемых так называемыми «связанными кредитами».
Именно связанными кредитами зачастую объясняют желание российских промышленников, наученных за годы реформ экономить и считать деньги, приобретать втридорога оборудование за границей. Проценты по этим кредитам сверхльготные, и это вроде бы оправдывает заложенную в кредитные договоры высокую цену закупаемого оборудования. Конечно, иногда эти схемы прикрывают интересы вороватого менеджмента, использующего заграничные фирмы для отвода краденых капиталов, но на эту удочку может попасть вполне добросовестный руководитель, заинтересованный в скорейшей и на первый взгляд необременительной реконструкции производства. Ни видимого движения денег, ни особых проблем – иностранные специалисты смонтируют машину и продемонстрируют новые производственные возможности. Все замечательно – пока. Потом начинается выплата процентов, а потом новые кредиты на покупку запасных частей и новые проценты. В результате предприятия легко попадают в долговую кабалу к иностранным банкам. Я уверен, что стремительная экспансия иностранных продавцов оборудования на российском рынке связана с целенаправленной и продуманной политикой правительств некоторых европейских государств по захвату машиностроительного рынка.
- А что же наше правительство?
- Увы, оно необдуманно поощряет практику импортных закупок, в том числе в кредит, хотя на словах декларирует стремление уменьшить долговое бремя России и государство должно не только экономно расходовать свои средства, но и ограничивать необоснованное движение российских частных капиталов.
Сомнительно, когда частная компания находит какие-то причины, чтобы тратить на зарубежные закупки в три раза больше денег, чем ей обошелся бы российский аналог. Вдвойне сомнительно, когда в столь расточительном импорте оборудования принимает участие своими деньгами государство. В открытых источниках утверждается, что на тот же проект «Усть-Луга» израсходовано 24 млн. долл., их них 20 – средства федерального бюджета. Основной поставщик погрузочно-заборного оборудования – немецкая фирма. В свое время мы подавали в правительство бумаги о ценовых диспропорциях в проекте и наших возможностях поставить свыше 60% оборудования, но дело кончилось отписками.
Еще более серьезные опасения в плане экономической безопасности связаны с реформой энергетики, которую задумало правительство России. Цель – экономия газа как источника поступления валюты, а значит, соблюдения бюджетных ориентиров. Для этого продекларирована программа экономии энергоресурсов, в том числе за счет перехода от потребления газа к потреблению других видов топлива. Программа призвана решить и проблему перебоев с электроснабжением в отдаленных регионах, например, в Приморье – через резервирование для этих регионов значительных запасов угля. Так, некоторыми специалистами-энергетиками предлагается решить эту задачу, организовав несколько десятков складов угля – сырьевых баз – по всей России при теплостанциях и даже в портах. Это масштабный национальный проект, в котором концерн ОРМЕТО-ЮУМЗ закономерно рассчитывает участвовать как единственный в России производитель тяжелого оборудования для складов сыпучих материалов. При этом мы сможем не только использовать свои производственные мощности, но и организовать производственную кооперацию с другими отечественными машиностроительными заводами – многие из них способны производить запчасти и даже отдельные узлы механизмов по нашим чертежам.
Близорукое отношение к проблеме реконструкции энергетики со стороны правительства может привести к тому, что уже через несколько лет во многих регионах страны – теплостанциях, угольных терминалах в портах и т. д. будет установлено оборудование исключительно зарубежного производства. После этого, хотим мы этого или не хотим, российские энергетики будут оплачивать запчасти и проценты по кредитам западноевропейским фирмам и банкам, обусловливая тем самым необоснованный отток капитала из России и финансирование рабочих мест за границей.
- Чем же, на Ваш взгляд, объясняется столь странная политика правительства?
- Скоре всего, правительство уделяет меньше внимания отраслям, которые не считаются локомотивными. Скажем, нефтяникам улучшают инвестиционные условия, и это оправдано необходимостью форсировать социально-экономические реформы в стране. Между тем, в прошлом году темпы развития машиностроения у нас в области составили 60%. Только у нас выручка в 2000 году в сравнении с 1999-м выросла с 24 до 31 миллиона долларов. Развитие таких отраслей, как тяжелое машиностроение, определит будущее реформ не на 5 лет, как это планируется правительственной программой, а на 20 и более лет. Кстати, та разница в ценах отечественного и импортного аналогичного оборудования, про которую мы говорили, - источник финансирования реформ. Этим нужно пользоваться, так как только для данного исторического периода характерны относительно низкие расходы на зарплату и энергоресурсы.
Иностранцы эффективно борются с российской промышленностью не только «на своем поле», организуя антидемпинговые расследования, но и внутри России. Кредитный демпинг в системе стимулирования закупок импортного оборудования сродни таким способам захвата рынка, как широко известные «гуманитарные интервенции» на рынке потребительских товаров, будь то помощь зерном или «ножками Буша».
- Пытаетесь ли Вы как-то изменить ситуацию?
- Мы обратились в правительство через оренбургских депутатов Госдумы с просьбой тщательнее контролировать эффективность расходования государственных средств и предложением обращаться в том числе к нам, если речь идет о приобретении оборудования, которое только мы в России и производим. При этом мы не требуем ни дотаций, ни льготных кредитов, ни запретительных пошлин на импортное оборудование. Мы просим трезво взглянуть на ситуацию, когда в проекты национального масштаба и значимости, имеющие последствия для национальной безопасности и независимости, государство должно привлекать на рыночных условиях(!) российские предприятия. Мы также планируем от имени администрации области передать просьбу председателю правительства М. Касьянову о включении концерна в состав участников программы энергоснабжения.
- Как, кстати, относятся к вашим проблемам местные власти?
- Областная администрация занимает взвешенную и грамотную позицию в вопросе развития нашего концерна, являющегося крупнейшим в регионе машиностроительным предприятием. Поддерживает и политически, и финансово – выделили кредит в размере 3 млн. долл. на новую технологию выплавки стали – уже в июле-августе мы произведем первую качественную сталь и начинаем гасить этот кредит. В совете директоров концерна два представителя обладминистрации, так что областное руководство имеет весь объем информации о деятельности концерна и планах развития.
- Какие проекты сейчас для вашего предприятия наиболее значимы?
- Самый крупный проект сейчас – контракт с челябинским меткомбинатом «МЕЧЕЛ» на поставку 2-х тысяч тонн усреднительного оборудования, предназначенного для реконструкции рудного двора. Судя по всему, это будет самый грандиозный проект организации склада шихтоподготовки у российских металлургов.
Другой важный проект – поставка укладчиков-заборщиков на теплостанции, потребляющие уголь, и на склады угля на шахтах. На Рязанской ГРЭС – одном из мощнейших энергетических блоков в Европе – недавно состоялась презентация нашего концерна для энергетиков со всей России. С 1999 года на Рязанской ГРЭС работает наш укладчик-заборщик, способный забирать и укладывать уголь с производительностью 1500 кубометров в час. Сейчас проектные работы полным ходом идут по целому ряду электростанций и ТЭЦ.
Крупный долгосрочный проект реализуется в Индии, где наше оборудование представлено с 1956 года. Недавно нами сформирован консорциум с фирмой «Элекон», крупнейшим производителем погрузочно-заборного оборудования, которому принадлежит более половины индийского рынка этого оборудования. До сих пор «Элекон» работал по устаревшей немецкой технологии, а благодаря нам рассчитывает получить доступ к новейшим конструкторским разработкам.

Беседовал Дмитрий ДОРОГИН.
(«Известия» от 20 июля 2001г.).

Материалы по теме

СИНДРОМ УСТЬ-ЛУГИ

В известном проекте строительства порта в Усть-Лужской губе Финского залива, первая очередь которого намечается к сдаче осенью этого года, монопольное право поставки погрузочно-заборного оборудования принадлежит зарубежным фирмам. Почему так произошло, если российский машиностроительный концерн ОРМЕТО-ЮУМЗ (ранее «Южуралмаш», г. Орск Оренбургской области) производит аналогичное оборудование и стоит оно как минимум в...

НОВЫЕ ТАКСОФОНЫ ЛЮБЯТ ПЛАСТИК

Те, кто прибегает к услугам уличных телефонов, были несколько удивлены появлением в центре города новых серебристо-синих таксофонов. Первый телефонный автомат нового типа был установлен недели две назад на здании городской телефонной сети. Затем они появились в главной восьмиэтажке города, у бара «Арлекин», в крытом торговом комплексе «Авангард», на проспекте Мира....

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.