Летопись
- Город
- 03-05-2021
Так называемые приветы из далекого военного прошлого в последнее время приходят довольно редко. Но когда их получаешь, испытываешь непередаваемые эмоции. Как в случае с письмом Людмилы Лосевой из Воронежской области, которая разыскивает могилу своего отца, погибшего в Орске в 1944 году.
Последний круг над городом
Как в одной авиакатастрофе погибли сразу двадцать военных
В начале этого года в Орский краеведческий музей пришло необычное письмо. Пенсионерка из Воронежской области просила сообщить, где находится могила ее отца Василия Нестеровича Лихушина, который погиб в небе над Орском в годы Великой Отечественной войны.
Авиакатастрофа произошла в январе сорок четвертого, об этом «ОХ» писала в мае прошлого года. В ней погибли, по разным сведениям, от восьми до двадцати человек. В музее хранятся воспоминания орчанина Александра Оберемюка. По его словам, в авиационных мастерских, которые располагались в нашем городе в военное время, ремонтировали и советские самолеты, и трофейные немецкие.
«Катастрофа произошла в феврале 1943 года, когда испытывали вражеский четырехмоторный трофей. В полет отправились три летчика и десять техников. После взлета самолет направился в сторону станции Никель, развернулся в сторону Тукая и повернул назад к аэродрому на мясокомбинат. Но в полутора километрах от поворота дороги от мясокомбината на Гудрон вдруг резко накренился и рухнул на пустырь. Погибших летчиков хоронили на старогородском кладбище, ближе к Коровьему озеру, вместо памятников установили 13 звездочек», – писал Оберемюк.
А вот старожил поселка Нагорного Борис Егунов вспоминал о том, как в июне 1944-го такой же четырехмоторный самолет с 13 – 14 людьми на борту упал в районе улицы Перегонной на пустыре. Как все случилось на самом деле, теперь уже не скажет никто: очевидцам тех событий, которые еще, к счастью, живы, на тот момент было не так много лет. Людмиле Лосевой, которая разыскивает могилу своего отца, в 1944-м исполнилось всего четыре. Но кое-что она все же помнит.
– До войны наша семья жила в Воронеже, отец трудился на механическом заводе мастером по ремонту авиационной техники, – рассказала Людмила Васильевна. – В первый день Великой Отечественной предприятие перевели на военное положение, работникам приходилось круглосуточно ремонтировать самолеты и другую технику для фронта. Когда летом сорок второго немцы подошли к нашему городу, завод срочно эвакуировали. Оборудование и станки вместе с работниками вывезли большим составом. В Орске мастера сразу приступили в ремонту самолетов, за которыми с фронта приезжали летчики.
Семьи эвакуированных разместили, по словам Лосевой, в домах у местных жителей.
– Двадцатого января 1944 года два летчика, приехавшие в Орск за очередным самолетом, решили сделать на нем пару кругов над городом, – продолжает Людмила Васильевна. – С ними на борт поднялись еще восемнадцать человек, в том числе инженеры, техники. Сделав несколько кругов, машина рухнула на землю в стороне от жилых домов. Помню, был ясный морозный день. Мы, дети, видели этот самолет в небе, слышали гул мотора и звук самого взрыва. Но тогда никто из нас ничего не понял. Лишь к вечеру в наши семьи пришла страшная весть о смерти родных.
Военные, работавшие на месте крушения, с большим трудом собрали останки погибших. Специалистов 164 стационарных авиационных мастерских, а их было восемнадцать, хоронили каждого в отдельном гробу на орском кладбище. А вот судьба двух летчиков, прибывших за техникой с фронта, Лосевой неизвестна. Но, стоит предположить, что их погребли там же.
Отыскать могилу помогла фотография
Сотрудники Орского краеведческого музея, получив от Людмилы Лосевой письмо с просьбой помочь отыскать могилу ее отца, сразу на него откликнулись. Женщине хотелось узнать, перезахоронили или нет останки работников авиамастерских.
Оказалось, что она писала в Орск еще в 1975 году. Тогда ей ответили учащиеся школы № 11, которые ухаживали за могилами погибших и умерших в госпиталях. Побывать на могиле отца Людмила Васильевна так и не смогла: летом 1944-го она вместе с матерью вернулась в Воронеж. Мама много рассказывала дочери о тех событиях, встречалась с вдовами погибших. Но их давно нет в живых, да и самой Лосевой уже 81 год.
– В 1975 году ученики школы № 11 сфотографировали могилу Василия Лихушина и других военнослужащих. Мы попросили жительницу Воронежской области переслать этот снимок нам. Получив его, вместе с волонтерами отправились на закрытое Покровское старогородское кладбище, – рассказывает Елена Нижник, сотрудник Орского краеведческого музея.
Принял участие в поиске и журналист «ОХ». Правда, бродить среди старых погребений долго не пришлось. Волонтер Светлана Подвигина быстро нашла нужное место прямо на центральной аллее.
– За братской могилой, которую удалось отыскать, по всей вероятности, кто-то долгое время ухаживал, поскольку она не в таком удручающем состоянии, как остальные, – отметила Виктория Заруба, руководитель местного отделения Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы» из техникума транспорта. – Тем не менее наши студенты и даже преподаватели придут сюда накануне 9 Мая, чтобы убраться. Приведем в порядок, покрасим и другие солдатские погребения. Будем работать также на закрытом кладбище поселка железнодорожников.
Волонтеры подчеркнули, что если бы ученики и студенты каждого образовательного учреждения города обустраивали ежегодно по две-три солдатские могилы, то тогда можно было бы сказать о том, что память о тех трагических событиях действительно жива.
Один на всех…
Большая ограда голубого цвета с красными поблекшими звездами по бокам и один на всех памятник – так сегодня выглядит захоронение авиамастеров. Прежде, судя по фотографии 1975 года, здесь на месте каждой отдельной могилы стояли штыри.
Всего, если верно удалось посчитать не совсем еще сровнявшиеся с землей холмики, тут в далеком 1944-м похоронили не больше десяти человек. Предположительно, погибших в той авиакатастрофе в небе над Орском было восемь-десять. А тот самый единственный памятник установлен на месте, где погребен Михаил Иосифович Гольдфарб, техник-лейтенант, старший техник по приборам 164 стационарных авиационных мастерских.
Согласно данным сайта ОБД «Мемориал» он, рожденный в 1917 году в Киевской области, погиб при исполнении служебных обязанностей 20 января 1944-го. Брат его, А. И. Гольдфарб, после войны жил в Чкалове, ныне Оренбурге. Вероятно, именно его силами или по его просьбе была установлена на старогородском кладбище та самая небольшая бетонная стела.
Удалось выяснить, что тогда же, 20 января 1944 года, в результате крушения самолета погибли еще четыре военнослужащих стационарных авиамастерских № 164, дислоцированных в годы Великой Отечественной войны в нашем городе: Алексей Добрынин, Василий Лихушин (отец Людмилы Лосевой), Никита Шерстяных и Петр Щербаков.
В тот же день в список погибших, кстати, были занесены еще три фамилии: рядового Василия Волохина, чья могила находится на Покровском кладбище, младшего сержанта Ивана Кольпина и рядового Романа Скрыльникова, чьи останки позже перезахоронили с Покровского кладбища в братскую могилу в сквере Славы. Может, это простое совпадение? Сейчас, увы, об этом уже никто не расскажет.
Фото предоставлены Орским краеведческим музеем и автором
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024