РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Флотский диагноз: Рубль гривне не помеха

В Севастополе буквально все - и стар и млад - готовятся к небольшому, но все-таки юбилею. Десятилетию со дня первой шефской помощи морякам-черноморцам. Помощи, как выяснилось, настолько серьезной, что моряки – в знак благодарности – не могли не пойти на беспрецедентный шаг. На камне памятника, установленного в самом центре Екатерининского сквера, золотом блестят имена более ста российских городов и регионов.На камне осталось совсем немного места, и вполне вероятно, что в обозримом будущем его заполнят еще одним громким именем – Орск.
Это имя, кстати, с недавних пор украшает один из лучших кораблей боевой Черноморской эскадры – БДК-69…
Удивительно, но факт: несмотря на почти трехсотлетнюю историю Орска, корабля с таким именем никто и не припомнит. И вряд ли эта «традиция» была бы когда-то нарушена, если б не таранный напор Черноусова и его подчиненных. Не раз и не два мэр выходил с просьбой в высокие воинские инстанции, отправлял на флот полномочную делегацию, а с решающим словом «наверху» все медлили. И не потому, что не хотели. Так уж вышло, что орчане прибыли на борт БДК-69 не первыми и даже не вторыми. В лучшем случае – третьими, после Южного муниципального округа Москвы и города Лиски, что в Воронежской области. За последние семь лет и те, и другие перевозили на корабль столько шефского добра, что в одночасье его, наверное, не разместить ни в одном из просторных трюмов.
- Ну, ладно, Южный округ, - признавался командир БДК-69 капитан второго ранга А. Богданов нашему мэру. – Москва, если что, сильно не обидится. К тому же, флагманский корабль носит имя столицы. А вот с Лисками неудобно получается. И консервы оттуда везут, и муку, и сахар мешками… Каждый год меня на день города зовут! Опять же, население немаленькое – сто тысяч. Столько призывников...
- Насчет призывников не беспокойтесь, - увещевал Черноусов. – Гарантируем столько же и еще полстолько. Как-никак, населения побольше. Вот и на наш День города, считайте, уже приглашены. А главное, имя-то какое звучное – Орск! Ни с кем и ни с чем не перепутаешь. Не то, что Лиски. Нет, вроде бы, звучит тоже неплохо, но, как говорится, возможны варианты. Представьте ситуацию. Плывете вы в сумерках или тумане. Видимость, само собой, небольшая, и буквы на борту неразборчивы, даже в бинокль. Особенно первая. То ли «Л», то ли «П»… Конфуз может выйти!
Совпадение это ли нет, но вскоре после подключения нашего мэра к переговорному процессу главнокомандующий ВМФ России адмирал флота В. Куроедов подписал-таки соответствующий приказ, и БДК-69 обретает новое имя. Вряд ли, разумеется, высокопоставленному адмиралу доложили о решающем аргументе Черноусова. Просто, как выяснилось, именно с Орском связаны самые теплые воспоминания Куроедова: в войну его мать, труженицу одного из днепропетровских заводов, эвакуировали в наш город, где она с семьей прожила не один год. Как говорится, мир тесен!
А что же наши невольные оппоненты? Как ни странно, и после переименования помощь не убавилась. Скорее, наоборот. Москвичи по традиции больше напирают на денежные субсидии, дизтопливо и бытовую технику, вроде холодильников и стиральных машин. Лискинцы (или все-таки лисичане?) предпочитают поставлять провизию собственного производства, в особенности – тушенку, сгущенку, овощи, минеральную воду и муку.
На их фоне орчане, если откровенно, выглядят весьма бледно. И в темпах, и в объемах поставок. Про ассортимент говорить вовсе не приходится. С одной стороны, этому мешает расстояние: как-никак, от Крыма до воронежской глубинки - вдвое, если не втрое короче. Попробуй, найди у нас попутку, да недорогую, да большегрузную, чтобы подарки в целости и сохранности довезти. С другой стороны, не следует забывать, что общественное мнение в Орске абсолютно никем не подготовлено. А надо бы. Не верите? Подойдите ради интереса к любому прохожему и поинтересуйтесь, желает ли он помочь, хотя бы в счет городского бюджета, братскому Севастополю. Боюсь, пошлют вас подальше…
Вот почему мэр принципиально старается не брать ни рубля из бюджета любого уровня. И он, и его заместители при случае напирают либо на крепких хозяйственников, либо на удачливых бизнесменов, либо на патриотичных коммерсантов: «Помогайте нашим призывникам!»
И в результате за последний год на корабль, где служат четверо орчан – Виталий Лебедев, Дмитрий Хисамов, Иван Леонов и Вячеслав Климанов – удалось собрать кое-что ценное. В посылках, отправляемых на «Орск» не чаще раза в квартал, - канцтовары, минеральная вода, лари-морозильники, краска, электроды, рабочая одежда, носки, ботинки, металлический уголок, светильники, обои… В среднем - на сто, максимум, сто пятьдесят тысяч рублей. И то – за счет немногочисленных спонсоров, среди которых мэр особо выделяет руководство ОАО «Орскнефтеоргсинтез», филиала сотовой связи «Кронекс» и Орского хлебокомбината…
То ли дело – Москва! В это трудно поверить, но, как говорится, факты – вещь упрямая. Так вот. Юрий Лужков сделал все возможное и даже невозможное, чтобы спасти Черноморский флот от тотальной разрухи. Севастополь публично объявлен очередной, двенадцатой по счету, московской префектурой со всеми вытекающими отсюда последствиями. Только за последние семь лет инвестированы более полумиллиарда (!) рублей. Построены и безвозмездно переданы севастопольцам свыше полутора тысяч благоустроенных квартир, лечебно-оздоровительный центр для ветеранов войны, детский сад на 90 мест и две общеобразовательные школы - на 660 и 1200 мест. Капитально отреставрированы здание штаба флота, Владимирский собор, дом офицеров и флотский музей. Открыт Севастопольский филиал МГУ имени М.В. Ломоносова, что позволило не только российским офицерам, но и их детям получать дипломы ведущего вуза страны. Каждому из 10 тысяч ветеранов флота ежегодно помогают и деньгами, и лекарствами, и продуктовыми наборами. Из Москвы приезжали свыше 50 театральных и эстрадных групп, в том числе – под руководством О. Газманова, И. Кобзона и А. Абдулова…
Без внимания не осталась и боеготовность флота. Не раз и не два Лужковым выделялись солидные средства на корабельное горючее. На деньги Москвы снарядили в дальнее плавание и недавний флагман – большой противолодочный корабль «Керчь». Первое со времен гражданской войны появление Андреевского флага в Средиземном море, а также на океанских просторах имело, без преувеличения, мировое политическое значение. Вот и нынешний флагман флота – гвардейский ракетный крейсер «Москва» еще недавно стоял у стенки Николаевского судоремонтного завода, готовясь к разделке на куски металлолома. И как знать, если б не 42,6 миллиона, «конфискованных» московским правительством у ряда столичных коммерсантов и банкиров для проведения экстренных восстановительных работ, сумел бы крейсер после 14-летнего простоя не только успешно выйти в море, но и представлять Россию во время нынешнего визита президента Путина в Италию. Тамошний премьер Берлускони, судя по телевизионным новостям, настолько проникся мощью «Москвы», что тут же предложил Путину постоянно заседать в святая святых - Совете НАТО…
Среди верных друзей черноморцев – краснодарцы и саратовцы, белгородцы и ростовчане, старооскольцы и владимирцы, ивановцы и жители Ямало-Ненецкого автономного округа. Движение дружеского наставничества, по признанию командующего Черноморским флотом вице-адмирала В. Масорина, приняло общенациональный характер. Какие, спрашивается, имена носят уцелевшие после «братского» раздела с Украиной корабли? ГРКР «Москва», БДК «Орск», «Ямал», «Саратов» и «Новочеркасск», МПК «Муромец», «Владимирец» и «Суздалец», МТЩ «Ковровец», РК «Ивановец»… Список можно долго продолжать.
Вклад флотских шефов в боевую готовность кораблей и частей, поддержание в надлежащем виде не только механизмов и технических средств, но и высокоточного оружия, вроде крылатых ракет, конечно же, измеряется громадными суммами. И эти траты чаще всего оправданны. Моряки, как правило, рачительно расходуют каждую копейку со стороны, стремясь максимально продлить срок службы. Не только оружия, но и, в особенности, кораблей. Иного не дано. Как ни печально, но суперсовременную военную технику - в требуемых для защиты национальных интересов объемах - Россия закупать пока не в состоянии. Надеюсь, не выдам страшную тайну, если скажу, что наиболее современным кораблям Черноморской эскадры – РКВП «Бора» и «Самум» - около десяти лет. В то же время СКР «Сметливый», последний из плеяды «поющих фрегатов», на корню проданных Индии, - разменял третий десяток лет, а БПК «Орск» - четвертый… Своеобразный рекорд за БПК «Саратов», который на плаву свыше 37 лет!
И ладно бы нашей техникой вооружались индусы или те же китайцы. Как-никак, общей морской границы пока не наблюдается. Зато с Турцией – намного сложнее. В то время, пока мы с украинцами состязались, кто скорее и дешевле разрежет боевой Черноморский флот на «иголки», турки обошли нас практически по всем параметрам. К примеру, по подводным лодкам соотношение 16 к 1, по танкодесантным кораблям - 40 к 3! Даже по фрегатам у турков тройной перевес, а по эсминцам и ракетным катерам – двойной. В один день Турция, как активный член НАТО, может направить к нашим берегам 202 корабля. Их встретят две дюжины наших. Ну, ладно, пока что турки претендуют максимум на то, чтобы без ограничений и опаски ловить рыбу в наших территориальных водах. А если потребуют обратно Крым и прочие отвоеванные у них земли?
Вопрос, конечно, в большей степени риторический, но складывается ощущение, и не только у меня, что братья-славяне, в основном – киевского розлива, делают все, чтобы в сопредельных странах когда-нибудь проснулся территориальный аппетит. К морякам-черноморцам, в особенности к тем, кому предлагалась украинская присяга, крымские чиновники относятся как к иностранцам. Прописаться в Крыму практически невозможно, на работу принципиально не устраивают, пенсии не ждите, а налоговую ставку, напротив, заплатите двойную… Если морякам направляют деньги, пусть даже в виде зарплаты, их конвертируют в гривны с солидным дисконтом. Если направляют груз, в том числе – спонсорскую помощь, то таможне полагается до 50 процентов «навара» от стоимости груза. Вот почему российские моряки, узнав о том, шефы хотят сделать очередной подарок, как правило, просят приехать в Севастополь и купить то же самое в местных магазинах. Или, на худой конец, привезти деньги и позволить распорядиться морякам.
Наша делегация, разумеется, приехала на «Орск» не с пустыми руками. Помимо многочисленных сувениров и подарков, адресованных прежде всего нашим призывникам, имелась кругленькая сумма. Часть в рублях, другая часть – в свободно конвертируемой валюте. И то, и другое, как выяснилось, элементарно меняется на гривны и на рынках, и в обменных пунктах, и даже севастопольских магазинах. Деньги, собранные в Орске, буквально с шапкой по кругу, предназначались для самого нужного - естественно, с точки зрения командира и замполита.
Как выяснилось, запросы не такие уж и большие. К военно-морскому параду, который отмечали в ближайший выходной, морякам хотелось помощи, по крайней мере, в трех направлениях - убранстве праздничного стола, подготовке фотоиллюстраций и нейтрализации, хотя бы частично и на время, небывалого - даже по крымским меркам - зноя.
С первым управились проще всего. Матросский стол украсили лимонад, торты и конфеты, офицерский – салаты, колбаса и вино. Шикарный японский фотоаппарат, с помощью которого можно проиллюстрировать в цвете не только корабельную стенгазету, но и«дембельские» альбомы, появился чуть позже. А вот с кондиционером пришлось попотеть, как в прямом, так и переносном смысле. Одни дилеры предлагали товар сомнительного качества, другие – без серьезной гарантии, третьи – без монтажа…
В конце концов вариант нашелся. Депутат Лебедев, знающий толк в коммерции, добился столь изрядной скидки, что вместо одного запланированного кондиционера получилось два. Да каких! Японские сплит-системы «Мицубиси хэви» с десятилетним гарантийным сроком. Один, самый мощный, при нас смонтировали в матросской столовой, а второй, чуточку попроще – в офицерской кают-компании. Эффект получился настолько мощный, что в первый же день несколько матросов, не рассчитав силы и здоровья, слегли с простудой, ну, а суровый старпом, который - в отличие от командира и замполита - не подходил к шефским делегациям из Москвы, Лисок и Орска, как говорится, и на пушечный выстрел, улучил минутку и каждому орчанину пожал руку: «Спасибо за бесценный подарок!» Уже позже нам рассказали, что аналогичные сплит-системы установлены разве что на украинском и российском флагманах – «Гетьмане Сагайдачном» и «Москве»…
Вот так и живут на Черноморском флоте. Конечно, уже не то время, когда на всех российских кораблях действовал приказ, разрешавший офицерам и мичманам, отправлявшимся ночевать на берег, брать с собой бесплатно одну (!) буханку хлеба. Вовремя, пусть и в гривнах, стали выдавать зарплату, причем по севастопольским меркам, очень солидную. К примеру, командиру «Орска», по признанию самого Богданова, в месяц положено от шести до семи тысяч рублей, что, к слову, вдвое весомее, чем на аналогичном украинском судне. Наши корабли - в отличие от братьев-славян - больше не стоят у стенки или на бочках, а, напротив, регулярно, почти как встарь, выходят на боевые дежурства в открытое море. Две принципиально важные расходные статьи – на топливо и зарплату – государство потихоньку закрывает. С остальным, по-прежнему, проблематично. Увы, но после визита в Севастополь следует все-таки признать: обеспечить каждому моряку абсолютно комфортный быт, полноценный отдых, а то и немудреные развлечения в перерывах между учебными, но оттого не менее напряженными «боями» государство не может. А значит, как ни крути, не удастся обойтись, хотя бы - в обозримом будущем, без всенародной подмоги. Всесторонней и разнообразной. Где шефы, глядишь, провиантом помогут разжиться, где с ремонтом кают и кубриков подсобят, где телевизором или видеомагнитофоном осчастливят…
Да и как иначе? Людское неравнодушие, забота о служивых людях и посильный вклад в многотрудное дело Черноморского флота когда-нибудь да вернутся, причем сторицей. Уже возвращаются. По крайней мере - для четырех орских семей, чьи дети нынче попали служить в Севастополь, на БДК «Орск». Впрочем, это не может не коснуться и других. Кого – раньше, кого – чуть позже. Не зря же говорят: "Тот, кто не хочет кормить свою армию, будет когда-нибудь кормить чужую…"

Материалы по теме

Флотский диагноз: Рубль гривне не помеха

В Севастополе буквально все - и стар и млад - готовятся к небольшому, но все-таки юбилею. Десятилетию со дня первой шефской помощи морякам-черноморцам. Помощи, как выяснилось, настолько серьезной, что моряки – в знак благодарности – не могли не пойти на беспрецедентный шаг. На камне памятника, установленного в самом центре Екатерининского...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.