В День города «ОХ» решила открыть для читателей Орск с необычной стороны, опираясь на воспоминания писателей и журналистов, либо родившихся здесь в прошлом веке, либо побывавших. Помогли нам в этом сотрудники Центральной городской библиотеки имени Горького Централизованной библиотечной системы Орска.
Деревянные домики Старого города, громадные корпуса никелевого комбината, дымящие трубы теплоэлектроцентрали, стройные ряды новых улиц и утопающий в зелени мясокомбинат. Таким в сороковых годах прошлого века увидел Орск с горы Преображенской журналист Борис Любимов, а уже в 1949-м была издана его книга «В устье Орь-реки», которая бережно хранится в Центральной библиотеке имени Горького.
Когда Любимов приехал в Чкалов (ныне Оренбург) и собрался в наш «захолустный уездный городок, считающийся самой отсталой частью Оренбургской губернии», старожилы его выбор поддержали, сказав, что «без Орска и его окрестностей трудно понять, что собой будет представлять область через несколько лет». И Орск послевоенный действительно вдохновил журналиста.
В свое время ссыльный поэт Тарас Шевченко, подъезжая к Орской крепости, тяготился одним лишь ее видом. Но перед Кобзарем тогда, в 1847 году, простирались бескрайние голые степи, а перед Любимовым – новые жилые кварталы и гиганты промышленной индустрии.
– Как обрадовался бы гениальный борец за справедливость тому, что здесь, в крепости, расцветает жизнь, свободная, счастливая, что вместо «мертвого молчания» здесь кипит созидательный труд людей, преображающих этот край! – написал Борис Любимов.
Когда он знакомился с природой и людьми нашего города, ему часто вспоминались слова одного архитектора о том, что «Орск мало посмотреть, увидеть и понять – его надо почувствовать». Это испытал на себе журналист, для которого Орск показался «городом больших огней».
– Орск можно назвать городом никеля. Но почему, собственно, никеля? – вопрошал Любимов. – Разве тяжелые механизмы с орской маркой, которые можно встретить на всех широтах и долготах нашей Родины – в металлургии и строительных трестах, на электростанциях и цементных заводах, – не дают права назвать Орск городом тяжелого машиностроения? Саратовский газ, поступающий в Москву, хранится в газгольдерах, сделанных в Орске, на реках Украины и Белоруссии сооружены мосты, изготовленные тут же, в устье реки Орь. Нет, вернее Орск – город стальных конструкций! Как определить профиль города, из которого поезда ежедневно увозят в различные уголки страны машины, медицинские препараты и копченые колбасы, нефтяные продукты и кобальт, цветной прокат и мясные консервы?
И далее продолжал:
– Многим могут поделиться, о многом могут рассказать приезжему человеку в этом многоликом городе. Но прежде всего обязательно вспомнят о желтой акации и пирамидальном тополе, о клене и цветах. О них будут говорить с таким же вдохновением, как о заводах и комбинатах.
А самыми одержимыми страстью к деревьям автор назвал работников мясокомбината, которые свой сад разбили в первый год Великой Отечественной войны. После напряженных дней на производстве, несмотря на усталость, люди брали в руки лопаты, лейки, саженцы желтой акации, клена, тополя и шли к свалке, чтобы превратить ее в цветущий парк…
Любовь к малой родине в каждой строчке
Книг об истории и развитии Орска, как художественно-публицистических, так и документальных, в городских библиотеках немного. Но те, что есть, сотрудники берегут как зеницу ока, поскольку о нашем городе, в принципе, писали мало.
Издание 1949 года «В устье Орь-реки» Бориса Любимова в Центральной городской библиотеке имени Горького дошло до нас в единственном экземпляре. А вот небольшая книга «Орск», которую написал Архип Кузьмич Бочагов, историк, общественный деятель и заместитель председателя Оренбургского облисполкома, – в двух. Датированы оба издания 1954 годом, и оба подарены читателями. Хранятся здесь и современные труды.
– Краеведение – одно из приоритетных направлений в нашей работе, – подчеркивает Татьяна Коченкова, заведующая методико-библиографическим отделом Центральной библиотеки имени Горького. – Все, что мы сами узнаем из книг, стараемся донести до горожан в том числе при помощи социальных сетей. Так люди узнали про Игоря Сахновского, известного российского писателя, который родился в нашем городе. В его романе «Насущные нужды умерших» узнаваемо присутствует Орск.
Но мало кто знает, что свой путь Игорь Фэдович начинал в местной юношеской библиотеке.
– Мне нравятся произведения Сахновского, который говорит об Орске мало, но ярко. Река Урал, старогородские пирожки и даже его бабушка – все близко нам, – добавляет Виктория Марченко, заместитель директора Централизованной библиотечной системы города. – Хотя образ Орска чаще встречается в творчестве еще одного орчанина с мировым именем – Владимира Маканина. Герои его повестей и рассказов являются выходцами то из Ковыльска-на-Урале, то из Кукуевска, но в описании городка на берегу небольшой неназываемой реки четко просматривается образ Орска и родного для Маканина поселка Победа.
Но особо выделили библиотекари произведения Майи Моховой, родившейся в семье краеведа Николая Хлебникова в селе Таллы и перебравшейся сюда в 1963 году с мужем и детьми. Здесь она преподавала в институте, работала научным сотрудником краеведческого музея, публиковалась в «Орском рабочем» и выступала на радио.
– В каждой строчке ее коротких рассказов – огромная любовь к малой родине, ее природе и истории, – говорит Людмила Шилова, заведующая сектором библиографии Центральной библиотеки имени Горького. – Когда люди, в том числе школьники, спрашивают, что почитать об Орске, я всегда советую начинать с произведений Майи Николаевны.
Майя Мохова. «Природные рубежи Орска»:
«До середины третичного периода река Урал с севера, а Орь с юга впадали в Орскую озерную котловину, пока в горном хребте не произошел разлом. В эту образовавшуюся трещину, круто изменив свое первоначальное направление, и устремляется водный поток соединившихся рек, будто рассекая горное препятствие. Как раз здесь и открываются Орские ворота (другое название – Ущелье). Теперь это легендарное место, где Урал течет «меж крутых берегов», всего в нескольких десятках метров от крайнего домика нашего города».
Борис Любимов. «В устье Орь-реки»:
«Большая часть населения живет в поселках, стихийно возникших вокруг заводов и комбинатов. Но в стороне от промышленных районов уже вырисовываются контуры нового города, с прямыми, стройными улицами и большими домами… «Знаете, как наш город раньше называли? – спросил председатель горисполкома. – Гиблым местом… Когда ехал сюда на работу, в Чкалове многие удивлялись: «В такую яму?». А мне эта «яма» очень полюбилась».
«Пройдет немного времени – и этот зеленый кружочек превратится в парк, вечерами здесь будет играть музыка, а днем в усыпанных песком тенистых аллеях орские мамаши будут укрывать своих детей от палящих лучей знойного солнца. У нас (слова главного архитектора города Ивана Александровича Калиновского. – Прим. автора.) частенько припекает, и здорово! Большой квадрат в центре – это главная площадь. Я вижу здесь здание театра…. Мраморные колонны, лепные украшения, обитые красным бархатом кресла в партере, в ложах, на балконах – ну чем не Большой театр! В миниатюре. Вы вышли на галерею и видите утопающий в огнях город. Перед вами красивое здание. Это Деловой клуб – дом инженеров и техников. Вы видите подъезды гостиницы, высокие деревья на краю тротуаров, над арками скверов – гирлянды разноцветных электрических лампочек… Мечтатель? Нет… Эта мечта претворена в чертежи и планы».
«Однажды я вышел из гостиницы в Старом городе, перешел деревянный мост через Урал и очутился в небольшой роще… Когда я вышел из рощи, то увидел множество больших зданий с громадным количеством труб, из которых валил черный, серый и даже, казалось, голубой и желтый дым. Я свернул на улицу из двухэтажных каменных домов. В глубине дворов еще стояли бараки – первое жилье строителей. За холмом на голой равнине раскинулся поселок индивидуальных домиков с небольшими усадьбами. От теплоэлектроцентрали во все стороны по долинам и курганам на громадных стальных фермах тянулась линия высоковольтных передач».