РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Арендный беспредел, или кто распоряжается деньгами школ

Не секрет, что муниципальные учреждения финансируются из городского бюджета не в полном объеме. Эта проблема появилась несколько лет назад, не теряет она актуальности и сегодня. Чтобы школы, больницы, детские сады и клубы могли продолжать работать, руководителям муниципальных учреждений разрешили сдавать городские помещения в аренду. И в школах заработали цеха по изготовлению мягкой мебели, частные столярные мастерские, парикмахерские, в больницах и поликлиниках открылись аптеки, Дома культуры распахнули двери перед торговцами, и пошло, поехало. Директора городских учреждений занялись коммерческой деятельностью.ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ…
Финансовое управление администрации города ежегодно проверяет муниципальные учреждения, сдающие в аренду помещения, и, как водится, находит нарушения. Однако в СМИ они не отражаются: линчевать “своих” не принято. Однако на прошлой неделе произошел беспрецедентный случай: результаты проверки были оглашены на одном из совещаний администрации в присутствии журналистов. Что спровоцировало приступ гласности - до сих пор остается загадкой. Серьезные нарекания прозвучали в адрес учреждений управления образования. «Бухгалтеры школ не осуществляют учет и контроль за поступлением средств от аренды», - говорится в акте. Также выяснилось, что далеко не все вырученные средства поступают в централизованную бухгалтерию. К примеру, директора школ № 2, 29, 38, 52, 53 и ряда других учреждений сдают помещения частникам, при этом арендная плата, согласно документам, не взимается. В некоторых школах помещения арендуются без согласования с начальником управления образования А. Пожаром. Ревизоры также выяснили, что фактически занимаемые арендаторами площади превышают размеры, указанные в договорах. Арендуя помещения в школах, многие частники не платят за коммунальные услуги: отдельные тепло-, электросчетчики, водомеры установлены лишь в 30% школ. В итоге затраты на коммунальные услуги осуществляются за счет бюджетных средств по завышенным хозрасчетным тарифам. Об этом свидетельствует и тот факт, что показатели использования электроэнергии в апреле и июле равны, а в некоторых школах июль принес даже большие расходы. К примеру, в школе № 10 весенний месяц “съел” 1 тыс. кВт, а летний – 1282 кВт. Или в школе № 21 по показаниям счетчика в апреле расходы составили 18600 кВт, а в июле - 27 КВт. В свою очередь, централизованная бухгалтерия не в полной мере контролирует электропотребление в дошкольных и школьных учреждениях. Этот вывод сделали контролеры, определив ошибку в подсчетах специалистов «Энергосбыта». Энергетики завысили оплату, а в бухгалтерии управления образования ничего не заметили, оплатив 418 тысяч рублей.
Еще в прошлом году пожар запретил проводить в учебных учреждениях свадьбы и поминки, однако до сих пор в школах и детских садах можно услышать: “Горько!” и “Пусть земля ему будет пухом”.
По данным финуправления, задолженность управления образования по арендной плате за первое полугодие текущего года составила более 450 тысяч рублей.
Обнаружены нарушения и в учреждениях управления здравоохранения. В список нарушителей попали горбольницы № 2, 4, на базе которых работают аптеки, а арендаторы не платят наличными. Кроме того, задолженность автохозяйства, на территории которого расположилась стоянка, составляет более 10 тысяч рублей. Нет серьезных нарушений лишь в учреждениях культуры.
Самое время вспомнить о законности сдачи в аренду помещений в детских учреждениях. Как утверждают юристы, арендовать помещения школ и детских садов не запрещает Закон “Об образовании”. Противоположная точка зрения у главного санитарного врача России, который против коммерции в учебных учреждениях и считает, что это противоречит санитарным нормам и правилам. Какому закону отдать предпочтение, пока не решено. Известно лишь, что прокуратура Ленинского района начала проверку школ и детских садов, сдающих помещения в аренду. О ее результатах мы сообщим позже.
ОТ НАШЕГО СТОЛА – ВАШЕМУ
Понимая, что результаты проверки попадут в “Орскую хронику”, начальник управления образования Пожар тоже решил быть открытым для прессы. И вскоре в здании администрации прошло совещание, на которое были приглашены директора школ города, специалисты централизованной бухгалтерии, начальник финуправления А. Погорелова. Александр Иванович отметил, что ему нечего скрывать от общественности, а огласки пусть боятся виновные. Само выступление главного педагога города было исполнено в стиле “от нашего стола – вашему”. Оказалось, финансисты напрасно отметили, что управление образования не разработало договор аренды нежилых помещений. Такой договор был представлен на суд экс-председателя КУИ В. Бережного в 2001 году, однако документ до сих пор не подписан. Пожар отметил, что действительно в нескольких случаях есть нарушения, связанные с переводом средств в бухгалтерию. Параллельно с финансистами ревизионный отдел управления образования организовал проверку подведомственных учреждений, по результатам которой был подписан приказ о наказании ряда руководителей, а директора школы № 56 и вовсе решили уволить, поскольку он, несмотря на многочисленные замечания, не отреагировал на них.
От общего перешли к частностям. Пожар предоставил слово директору каждой школы, и вот какая картина предстала перед нами. Школа № 25 – два договора аренды, счетчики арендаторы не установили. В то же время учреждение нуждается в капитальном ремонте, а сделан лишь косметический. Помещения школы № 30 по дешевке сданы в аренду на 20 лет! В школе № 32 частники арендуют три помещения, вырученные средства не сдаются в централизованную бухгалтерию. На территории школы № 15 идет строительство объекта, его уже арендуют, в то время как здание не принято. “Я не видел ни одного договора аренды, никаких бумаг не подписывал”, - отчитывал Пожар. Средства, полученные от аренды помещений школы № 29, в централизованную бухгалтерию тоже не поступают, договоры начальником управления образования не подписаны и так далее, и тому подобное. Свои действия директора объясняют просто: школы недофинансируются, и чтобы выжить, приходится сдавать помещения в аренду. А деньги в централизованную бухгалтерию не перечисляются из-за того, что наличные позволяют дешевле и вовремя приобрести стройматериалы, отремонтировать трубы и т. д. Кроме того, собранные за аренду деньги облагаются налогами, которые отнимают более 50% средств. Возьмем, к примеру, школу № 4. Арендодатели получают здесь 1500 рублей, минус налог с продаж (75 руб.), НДС (250 руб.), налог на прибыль (360 руб.), земельный налог (30 руб.). В итоге на нужды учреждения остаются 715 руб. Вычтем отсюда стоимость коммунальных услуг… В общем, занимательная арифметика получается.
Что делать? Как выжить? Эти вопросы задавали директора школ. Кто-то даже пригрозил, что вовсе откажется от аренды и будет требовать от города финансирования в полном объеме. Было и предложение “поделиться” – 70% средств сдавать, а 30% оставлять на счету школы. Примечательно и то, что два депутата горсовета тоже выступили за обход централизованной бухгалтерии.
Подвести общую черту в этом разговоре попыталась А. Погорелова: “По-человечески я вас понимаю, но как финансист должна требовать соблюдения законности, потому что в случае серьезной проверки директорам вряд ли удастся оправдаться перед контролерами записями в тетрадях и чеками на приобретенные материалы. Поэтому все средства должны перечисляться на спецсчет, наличных быть не должно. Кроме того, арендатор обязан платить за коммунальные услуги, договоры должны согласовываться. В учреждениях нельзя проводить свадьбы и поминки”.
Погорелову поддержала главный бухгалтер централизованной бухгалтерии, которая предложила провинившимся руководителям общеобразовательных учреждений объявить выговор, руководителям заключить договоры, вести централизованный учет средств, вопрос по наведению порядка в аренде помещений поставить на контроль. Пожар согласился с этим решением и отметил, что лучше бедность, чем дурная слава.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Выслушав все “за” и “против”, сложно сказать, что одни правы, а другие нет. И, тем не менее, результаты проверки показали, что в течение длительного времени управление образования не контролировало в полной мере аренду помещений. А если и контролировало, то покрывало нарушение норм и законов. До сих пор не выработана схема, которая бы позволила жестко контролировать приход и расход арендной платы. Какие-то выводы относительно восстановления законности и порядка в этом вопросе делать рано, поскольку проблема - то с бородой. Но и утверждать, что никакого результата не будет, тоже не стоит. Посмотрим…

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.