РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

«Буржуазный» поэт или слуга народа?

«Буржуазный» поэт или слуга народа? «Буржуазный» поэт или слуга народа?

Имя орского золотопромышленника Закира Рамиева, татарского поэта Дэрдменда, сейчас мало кому известно. Но в последнее время все чаще общественники поднимают тему его жизни и творчества. О нем говорят как о человеке, который делал многое, чтобы в будущем видеть свой народ образованным и культурным. 

Писатель Лирон Хамидуллин, кропотливо изучавший биографию Дэрдменда, в своей книге сказал о нем, что «поэт еще в молодости осознал: чтобы будущее нации стало многообещающим, чтобы пробудить народ от беспечного средневекового сна, в первую очередь необходимо дать ему образование». 

Закир Рамиев родился в 1859 году в селе Зирган, Стерлитамакского уезда, Оренбургской области. Ему не исполнилось и трех лет, когда семья перебралась на окраину Орского уезда – в село Юлук. Там юный Закир получил первоначальное образование от матери. В частности, она обучала его и второго своего сына Шакира русскому языку. Позднее, уже в среднем классе Орского медресе, будущий поэт Дэрдменд изучал арабскую грамматику и арабский язык. Писатель Фатих Карими говорил о братьях Рамиевых: «В те времена было много татарских купцов вроде Бурнаевых в том же Орске и даже в Казани. За всю жизнь они не научились говорить правильно по-русски, не могли пользоваться русскоязычной литературой и периодикой. Придерживаясь узких взглядов на мир, жили в строгом религиозном фанатизме. Шакир и Закир Рамиевы оказались совсем непохожими на них. Они мыслили широко».

Главной своей целью братья считали служение народу. Жить, преклоняясь богатству, они не хотели. Об этом говорили открыто и помогали тем, кому была так необходима поддержка, в первую очередь материальная. 

После завершения учебы в медресе Орска Закир больше года пробыл в Турции, где учился в университете. Уже тогда он пробовал сочинять стихи. Их он писал и после возвращения в Орск, где у купцов Рамиевых был свой магазин мануфактуры и галантереи, а также золотые прииски. Чуть позже Закир женился на дочери крупного местного торговца Мустафы Бурнаева и вместе с молодой супругой уехал жить в Оренбург, где занимался благотворительностью. Братья Рамиевы активно выступали за равные права татар, башкир и других народов тогдашней России. А после событий 1917 года Дэрдменд принимал участие во II Всероссийском съезде мусульман в Казани, где его избрали членом министерства финансов будущего временного национального правительства. Но Октябрьская революция внесла свои коррективы, многие планы рухнули. Закира Рамиева стали считать «буржуазным» поэтом. Хотя, по мнению некоторых исследователей его биографии, Дэрдменд был на стороне простого народа. К примеру, будучи депутатом первой российской Думы, еще в 1906 году поставил свою подпись под знаменитым Выборгским воззванием, суть которого сводилась к ограничению самодержавия. 

К тому же Закир Рамиев – Дэрдменд – собственноручно передал в 1918 году новой власти типографию «Вакыт», имущество газеты «Вакыт» и журнала «Шуро», которые были открыты на средства братьев Рамиевых. Позже его семья добровольно отдала советскому государству все золотые прииски, в том числе расположенные в Орском уезде. А потом семья вновь перебралась в Орск, где разместилась в доме Бурнаевых. Он, как писала краевед Татьяна Черкас, до наших дней не сохранился – сгорел в конце семидесятых, на его месте в 1983 году было выстроено здание Орской типографии. 

А самого поэта Дэрдменда не стало 9 октября 1921 года. Он умер от тифа, который подхватил в холодном вагоне по пути в Орск из Оренбурга, где похоронил свою дочь.

Закир Рамиев выбрал для себя псевдоним Дэрдменд, что в переводе означает «опечаленный». У него немного стихов – порядка 700 строк, но каждое из них, по мнению специалистов, совершенно.
Братья Рамиевы участвовали в создании национальных школ на местах, привлечении к работе учителей, приобретении книг и оборудования для классов, а также выделяли средства для помощи перспективным студентам-мусульманам высших учебных заведений. Ее получил и один из первых скульпторов среди татар – Мирзаджан Байкиев, который после окончания Петербургского специального училища работал в Эрмитаже скульптором-реставратором. 
Фото предоставлено Орским краеведческим музеем

Памятник Дэрдменду был произведением искусства


9 октября ровно сто лет со дня смерти Закира Рамиева. Сегодня, в годовщину, на мусульманском кладбище Орска состоится мероприятие, приуроченное к этой дате. 

Общественники планируют вбить колышки на месте будущего памятного знака татарскому поэту Дэрдменду. Хотя сначала речь шла о закладке камня и открытии мемориальной доски на доме № 86 по улице Советской. С мемориальной доской по каким-то причинам ничего не получилось. 
– Мы хотели установить такую доску на доме № 3 по улице Поля Лафарга, где арендовал жилье Закир Рамиев в последний год своей жизни. Однако в администрации нам сказали, что доказательств того, что именно там жил Дэрдменд, нет, – говорит общественный деятель Тагир Нагин. 
Еще в этот четверг не было на руках общественников и разрешения от муниципалитета на установку памятного знака поэту на мусульманском кладбище, хотя бьются за это представители местного татаро-башкирского культурного Центра «Туган Тел» с 2014 года. При этом орчане готовы увековечить память Закира Рамиева за свой счет. 
– Дэрдменда в далеком 1921-м похоронили не на городском мусульманском кладбище, а на правобережье Урала, которое не затапливалось во время половодья, – говорит Расим Валетдинов, руководитель татаро-башкирского культурного Центра «Туган Тел». – Там было еще одно кладбище. Однако уже в тридцатых годах прошлого века здесь начали возводить завод «Локомотивстрой», потом стройка остановилась, в дальнейшем на месте кладбище появилось сразу несколько промышленных предприятий. Могила Закира Рамиева находилась между заводами легких металлоконструкций и механическим. Памятник ему, как говорили старожилы, был настоящим произведением искусства. Уверен, что этот камень и сегодня лежит в фундаменте какого-либо здания одного из предприятий. Так что могилы у Дэрдменда до сих пор нет. Мы хотим установить памятный знак и хотя бы таким образом искупить вину перед незаслуженно обиженным государством Закиром Рамиевым – человеком, который много сделал в том числе для нашего Орска. 
Кстати, исследователи биографии татарского поэта уверены: Дэрдменд предвидел свою судьбу. В одном из его стихотворений есть такие строки: «Хоть и значился в Отчизне, но признания не знал. В доле был, страну объездил, славы не завоевал… Много лет искал колодец, страсть мою не утолил. Час настал – на саван бязи для себя не отбелил»…

Одна из тех, кто активно занимается увековечиванием памяти поэта Дэрдменда, – орчанка Гульфия Маркварт. Она уверена, что о таких людях, как Закир Рамиев, нужно говорить чаще и знакомить с их творчеством новые поколения.

Материалы по теме

«Буржуазный» поэт или слуга народа?

Имя орского золотопромышленника Закира Рамиева, татарского поэта Дэрдменда, сейчас мало кому известно. Но в последнее время все чаще общественники поднимают тему его жизни и творчества. О нем говорят как о человеке, который делал многое, чтобы в будущем видеть свой народ образованным и культурным. Писатель Лирон Хамидуллин, кропотливо изучавший биографию Дэрдменда, в...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.