Как говорю, так и пишу
- Родительский калейдоскоп
- 21-10-2021
К сожалению, у детей нередко встречаются нарушения речи. Когда детсадовец не выговаривает буквы и слова или его речь в принципе слабо развита, взрослые могут уповать на то, что есть время, чтобы все наладилось. Однако дни летят быстро. И когда ребенку нужно идти в первый класс, а с речью проблемы – это тревожный звоночек. Сегодня расскажем, как помочь таким детям и почему важно сделать это как можно скорее.
Нарушена речь – страдают письмо и чтение
В школьной программе многое взаимосвязано. Специалисты уверяют, что нарушения устной речи приводят к проблемам с чтением и письмом.
– Родители первоклассника верят, что он будет учиться успешно. Если надежды не оправдываются, то причину начинают искать в самой школе. При этом проблема может быть связана с нарушениями устной речи, – говорит логопед Ирина Оськина. – Они могут проявляться в бедности словарного запаса, неточном понимании значения слов, неумении грамматически правильно соединять слова, в дефектах произношения (отсутствии или замене звуков), в нарушении фонематической стороны речи (неумении различать звуки на слух, выделять их из слова).
В детских садах, где к устной речи начинают предъявлять высокие требования, у ребенка с проблемами возникают трудности в обучении, овладении письмом и чтением. К примеру, нарушение фонематической стороны речи приводит к тому, что малыш долго читает по слогам, заменяет или путает буквы, искажает окончания, пропускает или переставляет буквы или слоги, когда пишет.
Бедность словарного запаса и неточность понимания значений слов не позволят ребенку овладеть многими грамматическими правилами. Например, дети могут не улавливать различий между словами «лес» и «лиса», «горит» и «гора» и допускать ошибки в написании из-за неправильного подбора проверочных слов. Неумение выразить мысли, непонимание причинно-следственных связей приводят к тому, что в будущем дети не смогут грамотно писать изложения и сочинения.
Нарушения устной речи ведут еще и к снижению учебной мотивации. Ребенку приходится переживать неприятные эмоции из-за неудач на уроках.
В активном ритме слов
Что делать, если у ребенка проблемы с речью? Справиться поможет логопедия. Какими бы ни были нарушения, ими обязательно нужно заниматься, считают специалисты.
Одна из форм коррекции речевых нарушений – логоритмика.
– Она состоит из упражнений, при выполнении которых музыка, голос ребенка и его движения объединяются, – рассказывает педагог Кристина Ещенко, специалист по логоритмике и арт-терапии. – Логоритмика включает ритмические разминки, упражнения на расслабление, дыхательно-голосовые зарядки, пение. Дети также выполняют упражнения на развитие внимания и артикуляции, регулирующие мышечный тонус, формирующие чувство музыкального темпа. Все это способствует развитию речи.
Как показывает практика, ребенок воспринимает происходящее как игру и с удовольствием ходит на занятия. Правильно составленная программа обучения может помочь детям с заиканием, афазией (локальным отсутствием или расстройством уже сформировавшейся речи с нарушением восприятия речи при сохранении слуха), дизартрией (нарушением произношения, обусловленным недостаточностью иннервации речевого аппарата) и другими нарушениями речи.
Научно доказано, что движение и речь взаимосвязаны, а именно моторный и речевой ритмы. Ритмичные движения легче запомнить. А их ритм связан с темпом произношения слов. Если научить ребенка ритмично двигаться и произносить слова в нужном темпе, он в принципе сможет размеренно и спокойно говорить.
Логоритмика нужна для профилактики и коррекции нарушений речи, выработки темпа речи и ритма дыхания, развития общей моторики, слуха, речевой памяти, укрепления костно-мышечного аппарата, формирования чувства равновесия.
Как работает логоритмика? Например, упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Работа над артикуляцией способствует правильному произношению звуков, развивает подвижность языка, челюстей, губ. Музыкальные упражнения помогают работать над темпом речи, что важно для детей, страдающих заиканием или нарушениями темпа речи.
Упражнения на фонематическое восприятие помогают учиться различать слоги и слова, близкие по звуковому составу, похожие по звучанию звуки.
Как покинуть страну невыученных уроков?
Мой сын – младший школьник. С математикой дела обстоят более-менее нормально, а вот писать под диктовку ему сложно. Да и чтение дается трудно. У мальчика нет серьезных отклонений в развитии, чтобы бить тревогу. Но проблему надо решать! Учитель уделяет должное внимание моему сыну, я вечерами сижу с ним за книгами, но серьезного прогресса нет. Наверное, со стороны кажется, что ребенок дома не учит уроки. Как нам быть?
Мария Толкунова.
Елена Антипова, нейропсихолог Центра развития и нейропсихологии «Ключ к успеху»:
– Вам нужно обратиться к специалисту, который профессионально и объективно оценит ситуацию и даст рекомендации.
Судя по тому, что Вы рассказываете, можно предположить, что у ребенка дислексия. Это специфическое расстройство способности к обучению, для которого характерны сложности с точным и быстрым распознаванием слов при чтении, а также письмом под диктовку. Такое расстройство встречается у 5 – 10 процентов школьников и приводит к трудностям понимания прочитанного и недостатку объема изучаемого материала, а в дальнейшем – к ограничению словарного запаса и объема знаний.
Дислексия проявляется уже в раннем детстве и при отсутствии коррекции может сопровождаться нарушением психического развития.
Важно знать, что дислексия никуда не денется, но при своевременной диагностике и лечении не приведет к снижению уровня интеллекта. С ней можно бороться, если объединить усилия родителей, педагогов, психологов, нейропсихологов и врачей. И тогда дети могут успешно учиться. Чем раньше дислексию диагностировать, тем больше шансов раскрыть потенциал человека.
Кстати, именно в октябре во многих странах мира проходят мероприятия Международной недели осведомленности о дислексии. А в Орске с 2019 года инициатором и организатором таких мероприятий является Центр развития и нейропсихологии «Ключ к успеху», который на своей площадке проводит информационно-просветительскую работу с родителями и специалистами, а также коррекционную работу с детьми.
Если вы видите, что у ребенка трудности в развитии и обучении, ни в коем случае не ругайте, не обвиняйте его в лени и нежелании учиться, поскольку за проблемами может стоять дислексия. Тогда нужна помощь в виде упорной и длительной коррекции.
Учимся говорить правильно
Дочь картавит, но это не режет слух. В моем детстве не смеялись над речью товарищей, разве что могли пошутить. Но ведь сейчас другие времена, я переживаю, что ребенок может столкнуться с насмешками, когда пойдет в школу, поэтому подумываю обратиться к профессионалу. С другой стороны, девочка и так загружена дополнительными занятиями, стоит ли добавлять к ним посещение логопеда? Что скажет специалист по этому поводу?
Наталья Филатова.
Ольга Топоркова, психолог:
– Нередко родители не придают значения логопедическим проблемам первоклассника, считая их незначительными и надеясь, что со временем все пройдет. Но проблемы с речью могут стать причиной трудностей в общении со сверстниками и вызвать недопонимание между учителем и учеником. В итоге ребенок может начать испытывать скованность при ответах на уроке или вовсе отказываться отвечать у доски. А ведь от этого зависят успеваемость и желание учиться. Если у дошкольника или первоклассника есть проблемы с речью, стоит обратиться к специалисту.
Фото предоставлены Центром развития и нейропсихологии «Ключ к успеху»
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024