За воду спросят строго и по-новому
- Репортаж
- 18-09-2003
Вчера на заседании Правительства России рассматривался проект нового Водного кодекса. Примечательно, что одним из содокладчиков и, соответственно, соавтором столь масштабного документа является экс-мэр Орска, а ныне – первый заместитель министра природных ресурсов
Н. Тарасов. Вот его предварительный комментарий.- Анализ действующего Водного кодекса, вступившего в силу в далеком 1995 году, показывает, что он далеко не в полной мере соответствует реалиям. Есть, по сути, принципиальные разночтения не только с международным водным законодательством, но и Гражданским кодексом, не говоря уже о Конституции. За последние восемь лет правоприменительная практика неоднократно выявляла потребность в усовершенствовании, а по большому счету - коренной модернизации Водного кодекса, заключающейся, в том числе, в приведении отдельных статей в строгое соответствие с изменившейся законодательной базой.
С другой стороны, законопроект, предложенный кабинету Касьянова, предусматривает не только правовое совершенствование, но и более рациональное использование, восстановление и охрану водных объектов на всей территории Российской Федерации. К примеру, детально оговорены положения, закрепляющие федеральную собственность на водные объекты, устанавливающие порядок переоформления лицензий на соответствующие договоры водопользования, а также регулирующие проведение торгов, аукционов или конкурсов на право заключения договора водопользования в случае дефицита водных ресурсов в том или ином субъекте РФ. Подробно прописаны нормы, определяющие границы водного объекта, устанавливающие направление неналоговых доходов (платежей) за использование водных объектов, предусматривающие заключение гражданско-правовых договоров между уполномоченным федеральным органом и конкретным водопользователем - как юридическим, так и физическим лицом.
Но главная новация все же в другом. Не мудрствуя лукаво, мы предложили, чтобы любой водный объект, за исключением, быть может, полностью обособленого, находился исключительно в федеральной собственности. И не только потому, что порой трудно определить, где начинаются «удельные» реки и озера и кончаются общероссийские. Наш вывод основан на определении бассейна водного объекта как территории, включающей в себя водосборные площади гидравлически связанных водоемов и водотоков, главный из которых непременно доходит до моря или хотя бы озера. Бассейн, характеризующийся такими признаками, как правило, располагается на территории сразу нескольких субъектов РФ и, соответственно, не может не подпадать под федеральную юрисдикцию. Исключения из правила, конечно же, есть. К примеру, крайне немногочисленные водные объекты в Приморском и Краснодарском краях, Сахалинской и Камчатской областях, а также Чукотском автономном округе. Там, действительно, протекают небольшие реки, впадающие в море, но при этом водный бассейн ни на йоту не выходит за локальную территорию. Что ж. Погоды, как говорится, они не делают. Зато львиная доля водных ресурсов, составляющих, так сказать, неприкосновенный запас государства, останется под контролем федералов.
Соответственно, пришлось упорядочить сбор и прохождение документации на получение прав для специального водопользования. Мы предусмотрели, чтобы водопользователь сначала направлял в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти (как правило, территориальное подразделение) заявление по установленной форме. В случае положительной резолюции в кратчайшие сроки подписывается двусторонний договор, но непременно - с указанием предельного лимита на изъятие водных ресурсов, их стоимость и обязательств по охране водного объекта.
Вместе с тем, в соответствии с протокольными решениями совещания под руководством вице-премьера В. Христенко, предусмотрена норма, разрешающая заключать договоры водопользования не только письменно, но и в форме оферты и последующего акцепта. Указанный подход распространяется, в основном, на водопользование, осуществляемое без изъятия водных ресурсов из водных же объектов. Конкретнее – на водопользование в целях осуществления пассажирских и грузовых перевозок, а также дноуглубительных работ на внутренних водных путях РФ. При этом судоходство разрешается лишь после согласования с федеральными структурами условий размещения и эксплуатации сооружений по перевалке, частичной разгрузке или погрузке грузовых судов, проведения русловыправительных и дноуглубительных работ, судоходства с учетом ежегодно прогнозируемых расходов воды, расчетных и фактических режимов наполнения и сработки водохранилищ, сроков и порядка ремонтно-восстановительных работ на гидротехнических сооружениях, регулирующих уровневый режим на водных объектах, используемых для централизованного водоснабжения населения, орошения, энергетики, рыбного хозяйства, промышленного и сельскохозяйственного производства, не говоря уже об экологически допустимой нагрузке на водные объекты в условиях существующей и планируемой интенсивности судоходства.
С другой стороны, если где-нибудь водные ресурсы – в неизменном дефиците, то могут быть назначены торги. С победителем, предложившим самые выгодные условия, подписывается протокол, дающий преимущественное право на заключение договора водопользования. Введение торгов, конечно же, не может не привести к использованию рыночных механизмов в условиях ограниченного доступа к воде. Вместе с тем торги не допускаются, когда речь заходит о питьевом и хозяйственно-бытовом водоснабжении, а также рыболовстве.
Да, законопроект в значительной мере ужесточает нормы водопользования. Но прежде всего – для нерадивых хозяйственников, привыкших считать воду дармовым и, к тому же, никем неконтролируемым добром. Так вот. Основным принципом регулирования использования и охраны водных объектов должна стать обязательная платность, которая, в свою очередь, стимулирует рациональное использование и охрану водных ресурсов. Сверхлимитное изъятие воды или, что еще хуже, дополнительный сброс сточных вод будут наказываться рублем. И очень строго. При этом штрафные санкции пополнят, вплоть до последней копейки, исключительно бюджеты разных уровней.
Новый кодекс, разумеется, заработает далеко не сразу. Для того, чтобы обеспечить преемственность и стабильность законодательства, предусмотрен переходный период. Все, кто имеет соответствующую лицензию, должны обратиться в уполномоченный территориальный орган с просьбой заключить новый договор. Ответ придет не позже, чем через шесть месяцев. Если выяснится, что водопользование осуществлялось без каких бы то ни было нарушений - договор автоматически продляется на срок, первоначально указанный в лицензии. Что характерно, продляется безвозмездно, без проведения торгов, будь то конкурс или аукцион.
Одним словом, от имени министерства в правительство внесен, на мой взгляд, актуальный и, что самое важное, выгодный для простых россиян законопроект. Он не только не позволит растащить остатки народного достояния, которым наряду с землей всегда была вода, но и непременно пополнит оскудевшую было казну.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024