Как развлекались орчане в начале XX века
- Город
- 24-11-2021
К концу позапрошлого века население уездного Орска заметно увеличилось. Сюда переезжали из других губерний главным образом потому, что земли здесь раздавались бесплатно. Город постепенно заселялся, и в конце семидесятых годов XIX века у его улиц появились первые названия, а у его жителей – потребность в досуге.
Поедемте в нумера!
Нынешняя улица Советская называлась Торговой. Тут располагались многочисленные магазины.
Практически к каждому купеческому дому была пристроена лавка. Строения были, как правило, двухэтажными. Мещане с состоянием, приближающимся к пяти тысячам рублей, возводили здесь дома, в которых первый этаж был капитальным – кирпичным, а второй – из круглых бревен. В отличие от слободок это был самый что ни на есть центр города. По данным первой всероссийской переписи населения 1897 года, в Орске насчитывалось чуть больше 14 тысяч человек. Как проводили досуг жители города различных сословий, ведь тот же театр и синематограф появились здесь позже?
Те, кто был побогаче, посещали рестораны и не только, где играли на бильярде, в карты, другие коротали время в чайной, опрокидывали чарки в трактирах. Известно, как минимум, о двух орских ресторанах той поры. Один – на 50 посадочных мест – размещался в двухэтажном здании торговой лавки с гостиницей на пересечении нынешних улиц Советской, 71, и Льва Толстого, 33. Его возвели в 1902 году на совместный капитал будущих владельцев Литвака, Дядина, Гумерова, Ураева и других состоятельных горожан. В ресторане подавали обеды и ужины, торговали крепким алкоголем и пивом. Здесь же посетители имели едва ли не единственную в городе возможность сыграть в бильярд: в помещении находились сразу два стола.
Была и еще одна «ресторация» – доходный дом купца Маца, располагавшийся на пересечении улицы Степана Разина, 72 (раньше именовалась Комендантской), и улицы Декабристов, 5 (первоначальное название – Азиатская). С конца XIX века на первом этаже дома размещался ресторан, на втором – комфортабельная гостиница «Европейские номера». По некоторым сведениям, часть этих самых номеров была отдана под неофициальный публичный дом.
В доме у сквера на улице Советской на рубеже XIX – XX веков располагались чайная и гостиница купца II гильдии Фазлы Шагиахметова. Стандартная чайная состояла из трех комнат: кухни, собственно чайной и «народной канцелярии», где писарь за небольшую плату мог составить прошение или жалобу. Чайная Шагиахметова была рассчитана на 40 посадочных мест. Посетителям подавали обеды и ужины, азиатские блюда и чай. Здесь же предлагались и гостиничные номера для приезжих. По соседству с чайной Шагиахметова (на месте памятника А. Пушкину) в XIX веке находилась стоянка извозчиков, любой кучер в свободную минуту мог заглянуть в заведение, чтобы согреться или быстро перекусить.
Фото Кристины Ещенко
Немного продажной любви
Официальные публичные дома находились на окраинах города. Так, в Старом Форштадте, сформировавшемся в конце XIX столетия, располагался публичный дом мещанина Саратовцева (здание не сохранилось).
По «Правилам содержательниц борделей», утвержденным министром внутренних дел в 1844 году, публичные дома дозволялось открывать только с разрешения полиции, нельзя было принимать в них женщин до 16 лет, а содержатель мог подвергнуться «строгой ответственности» за доведение «живущих у него девок до крайнего изнурения неумеренным употреблением». Мужчин несовершеннолетних, «равно воспитанников учебных заведений ни в коем случае не допускать в бордели». Однако на деле большая часть выявленных нарушений официальных запретов решалась простой взяткой городовому. Каждая девушка, поступившая в подобное заведение, была обязана встать на учет в полиции, сдать паспорт и получить вместо него «желтый билет» – официальное свидетельство того, что эта женщина больше не относится к числу «порядочных». Имея на руках такой документ, женщина могла зарабатывать на жизнь только своим телом. Вернуть себе паспорт было довольно сложно: владелец заведения мог выставить счет за траты на платье, белье и алкоголь для проститутки, обязав ее отработать их. Малограмотные (а иногда и вовсе неграмотные) женщины едва ли могли разобраться в том, что они чисто физически не сумели бы истратить столько денег, находясь в публичном доме.
По донесению орского врача И. Гурвича, на 1 января 1897 года в городе насчитывалось 18 домов терпимости, где велся врачебный контроль и учет проституток, коих, по официальным сведениям, насчитывалось 22.
Плата за веселье
Официальная статистика считала проституцию главным источником сифилиса, ей отводили до 70 – 80 процентов случаев заражений. В Орском уезде и Орске, по данным врачей, в 1916 году сифилис был четвертым заболеванием после гриппа, дифтерита, туберкулеза. В 1892-м в Оренбургской губернии сифилис также занимал 4 «почетное» место после холеры, малярии и тифа.
Крестьяне, конечно, вряд ли посещали публичные дома, поэтому жертвами «срамной болезни» становились, покурив одну трубку, выпив из одной кружки, помывшись из одного корыта… И отпущенные на волю с острозаразной стадией болезни сифилитики заражали свои семьи или товарищей по артелям. В народе к сифилису относились довольно просто, чаще всего принимали за пустяк, простуду и т. д. А посему обращались с ним к знахаркам.
Ситуацию усугубляло то, что медицина в то время была не в состоянии лечить запущенный сифилис. Да и лечить особо некому было. В 1913 году больничная помощь обеспечивалась недостаточно. Одна кровать в городе приходилась на 529 человек, а в уезде – на 7090. Распространению болезни способствовало пьянство, напрямую связанное с развратом и антисанитарией. А выпивать в Орском уезде умели уже тогда. Не случайно стали популярными попечительства как место нового культурного проведения досуга, где свободное время использовалось для просветительной работы среди населения. Так, орским уездным комитетом попечительства о народной трезвости проводились чтения светского и духовного содержания. Была ли от этого прямая польза, неизвестно.
К лету 1913 года в Орске работали четыре трактира с продажей спиртного, две пивные лавки, ренсковый погреб. Это помимо 7 чайных и прочих лавочек, где крепкий алкоголь разливали или продавали из-под полы. Известно, что при местном лазарете была койка для алкоголиков, где допившихся спасал уже врач.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Кошачьего лемура не дали вывезти в Казахстан
12-09-2024 -
Отличился – получи стипендию губернатора
09-09-2024 -
В городе работают 10 каналопромывочных машин
06-09-2024 -
Расширен список получателей выплат
06-09-2024 -
Женились чаще, чем разводились
06-09-2024