За рюмкой водки и кофе с пирожными
- Общество
- 10-04-2022
Продолжаем знакомить читателей с известными музеями нашей страны. На очереди два ярчайших представителя, один из которых является самым первым собранием редкостей в Санкт-Петербурге, а второй – его молодой «коллега», отмеченный правительством за особые заслуги по сбору материала о жизни народов нашей страны. Читатели уже, наверное, догадались, что речь пойдет о знаменитой Кунсткамере Петра Первого и Музее этнографии.
В разгар Северной войны царь Петр повелел перевезти из Москвы в новую столицу Российской империи личное собрание коллекций, собственную библиотеку и коллекции «натуралий» Аптекарской канцелярии, в том числе купленные во время Великого посольства в Европу. «Натуралиями» тогда называли заспиртованных в особых сосудах уродцев, животных с двумя головами, раздвоенными мордами или шестью лапами. До сих пор их можно увидеть в одном из залов музея. Годом основания Кунсткамеры, как и Библиотеки академии наук, большинство историков считает 1714 год. Но экспонаты публике долго не показывали, лишь в 1719-м посетители впервые смогли их увидеть в Летнем дворце Петра Первого.
Позже царь распорядился создать публичный музей и построить для него здание. Одновременно с организацией музея было начато проектирование и строительство (1718 – 1727 годы) специального здания для него. Возведенное на берегу Невы в стиле петровского барокко, оно соседствовало с наиболее важными постройками столицы: зданием Двенадцати коллегий, Биржи, дворцами ближайших сподвижников и членов царской семьи.
Здание Кунсткамеры по праву считается одним из самых ранних музейных сооружений в мире. Оно символ и логотип Российской академии наук. Его отлично видно с противоположного берега Невы, так как оно выделяется не только красотой и цветом, но и куполом, внутри которого находится сегодня нечто очень занимательное. Об этом позже.
Но если вы думаете, что посетители валом повалили в музей, то ошибаетесь. Многие считали лицезрение уродцев делом безбожным и не понимали, к чему царь выставляет их напоказ. Нужно было как-то привлечь публику. По легенде в дело вмешался Александр Меншиков, обладавший недюжинным талантом, как бы сегодня сказали, маркетолога. Он предложил при посещении музея дамам подавать кофе с пирожными, а мужчинам подносить рюмку водки. И дело пошло!
Музей как часть Академии наук
Через 10 лет император воплотил в жизнь вторую часть своего музейного проекта. В 1724 году указом Сената была учреждена Академия наук. Кунсткамера передавалась в ее ведение. Это событие в судьбе музея сыграло решающую роль.
Сосредоточение в его стенах богатейших коллекций, введение научной обработки и систематизации, а также надзор лучших ученых за экспозицией превратили Кунсткамеру в знаменитый музей и научное учреждение, равного которому не было в Европе. Именно здесь соединились наука и практическая деятельность, а коллекции пополнялись каждый год. Петр издал указ о том, что от населения за особую плату музей может принимать «каменья необыкновенные, кости человеческие и скотские, старые надписи на каменьях, железе или меди, старое ружье, посуду, все, что зело старо и необыкновенно». Удивительно, но у народа оказалось такое количество этих экспонатов, что коллекция музея быстро пополнялась. Кроме того, в Кунсткамере трудились известные ученые, в том числе Михаил Ломоносов, составивший описание хранившихся здесь минералов. В музее оборудована экспозиция кабинета ученого, собраны личные вещи и образцы созданной им мозаики.
Что под куполом?
Если смотреть на здание Кунсткамеры с другого берега Невы, ориентиром непременно станет его купол. Он почти круглый. Такая форма называлась армиллярной сферой, представляющей модель солнечной системы. Внутри башни, к которой ведут чугунные ступени винтовой лестницы, огромный полый глобус с особым механизмом. Если вы войдете внутрь, можно сесть на маленькую скамью и увидеть вокруг себя звездное небо. Специальный механизм будет так поворачивать небесную сферу, что станет казаться, будто вы внутри космического пространства. Если уже захотелось посетить Кунсткамеру, запоминайте адрес: Санкт-Петербург, Университетская набережная, 3. Находясь у Зимнего дворца, вы ни за что не ошибетесь, посмотрев на другой берег Невы, где своим куполом Кунсткамера обязательно привлечет внимание. Билеты взрослым обойдутся в 400 рублей, школьникам, студентам, пенсионерам – 100 рублей. А вот чтобы попасть в святую святых – башню, нужно предварительно записаться на экскурсию. Но тот, кто хочет, всегда найдет возможность осуществить мечту. Поверьте, оно того стоит!
Один рождает многих
В тридцатые годы XIX века на основе коллекций Кунсткамеры было создано семь самостоятельных академических музеев: Этнографический, Азиатский, Египетский, Анатомический, Зоологический, Ботанический, Минералогический и Кабинет Петра I. В 1879-м учредили Музей антропологии и этнографии. Таким образом, это учреждение стало не только одним из старейших этнографических музеев мира, большая часть которых создавалась в 1870 – 1910 годах, но и получило в наследство от Кунсткамеры бесценные и старейшие этнографические коллекции, многим из которых нет аналогов в музеях Европы и Америки. Так небольшая Кунсткамера стала родоначальницей целого музейного семейства. В наши дни первый музей носит гордое название Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук.
Не путать!
В Санкт-Петербурге есть не только Музей антропологии и этнографии, но и Российский этнографический музей. Их часто путают, хотя располагаются они в разных местах. Музей этнографии (как кратко его называют) находится рядом с основным зданием Русского музея по адресу: Санкт-Петербург, улица Инженерная, 4/1е. Днем основания Российского этнографического музея принято считать 10 января 1902 года. Он был основан как этнографический отдел Русского музея императора Александра III, учрежденного 13 апреля 1895 года указом императора Николая II. Если вы хотите посмотреть этнографическую коллекцию народов мира – вам в Кунсткамеру, если народов нашей страны – покупайте билет в Музей этнографии. Билеты на постоянную экспозицию стоят для взрослых 350 рублей, для всех категорий льготников – 200 рублей, дети могут посетить музей за 100 рублей.
Экспозиция и гастролеры
Когда вы подходите к зданию Музея этнографии, хочется достать телефон и сделать фото, потому что своей красотой и монументальностью это здание может поспорить со многими дворцами.
Огромные классические белоснежные колонны, деревянные и очень тяжелые двери с коваными ручками невероятной красоты – только это само по себе произведение искусства. А крыша представляет собой застекленную галерею, через которую льется поток света. На портике здания возвышается трехфигурная скульптурная композиция «Афина – покровительница искусств и ремесел».
Внутри музей потрясает мощью в сочетании с невесомостью второго этажа, создаваемой открытым пространством и большим количеством проникающего из-под стеклянного потолка солнечного света. А какие здесь собраны коллекции! Даже маленьким детям музей доставляет радость новых открытий, а взрослые уходят из него в полном восторге.
Здесь часто гостят экспонаты из других музеев мира. Так, музей Катара предоставил большую коллекцию своих собраний, погружающих посетителей в мир неизвестного ему искусства восточного народа. Одним словом, вы не пожалеете, если побываете в Музее этнографии. Обязательно откроете здесь для себя что-то новое и прекрасное.
Фото предоставлены автором
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024