Как в Орске на Первомай устраивали колхозный базар
- Город
- 01-05-2022
В последние десятилетия традиционные первомайские демонстрации стали малочисленными. Привычный лозунг «Мир! Труд! Май!» приобрел несколько иное значение, чем имел в советское время. «ОХ» решила рассказать о том, как встречали 1 Мая в прошлом веке, начиная с тридцатых годов и даже раньше.
Транспаранты с лозунгами, красные флаги на жилых зданиях развевались в Орске тридцатых годов, когда народ отмечал Первое мая. Причем с размахом. Сведения об этом можно почерпнуть из документов, которые, к счастью, сохранились в архиве и газете «Орский рабочий».
Подготовкой к 1 Мая занимались в советские годы все. Местный горсовет, как правило, принимал накануне соответствующие постановления.
– В честь международного пролетарского праздника обязать все организации, в том числе кооперативные, а также жильцов коммунальных и частных домовладений вывесить 30 апреля в четыре часа дня красные флаги. Они должны соответствовать стандарту, – сообщалось в одном из постановлений президиума Орского горсовета. – Ширина каждого флага – 90 сантиметров, а длина – полтора метра. Вывешивать их должны по улице на одной вышине, ровняясь по угловому дому правой стороны квартала.
Стандартные флаги продавались в магазинах Горпотребсоюза, а в целом на проведение мероприятий и создание хорошего настроения у народа выделяли немалые по тем временам деньги. За счет хозполиткомпании. Уже в конце апреля в городе устраивали большие ярмарки, куда съезжались колхозники со всей округи. Точнее, их сюда привозили. Объявления о предпраздничных базарах размещали в «Орском рабочем».
Бойкая торговля в магазинах и лавках начиналась в последних числах апреля с восьми утра и заканчивалась в десять вечера, а 1 и 2 мая продажи вели с обеда аж до двенадцати ночи. В эти дни усиливали подвоз молокопродуктов до четырех тонн и более в сутки. А вот мясокомбинат был обязан реализовать колбасных изделий не менее 45 процентов от квартального плана и около 45 процентов мяса от него же. Рыбсбыт к майским обязывали обеспечить покупателей свежемороженой рыбой и предоставить для продажи консервов и сельди до двадцати бочек. Во время проведения самой демонстрации на площади III Интернационала вовсю торговали кондитерскими изделиями, баранками, прохладительными напитками и детскими игрушками.
В те годы в детских садах проводили первомайские утренники. Традиция сохранилась и в сороковые годы.
– Воспитанники старшей группы и воспитатели детсада № 11 пригласили много гостей, – писал в одном из номеров 1947 года «Орский рабочий». – Мамы, бабушки, папы, дети с нетерпением ждут «демонстрантов» с «парадом». Вот с красными флажками, на которых написано близкое и понятное каждому слово «Мир», в русских и украинских национальных костюмах выходят они в зал и запевают песню «Здравствуй, Май!». Концерт начинается русской пляской, затем дети читают стихи о Первомае, о весне, исполняют танцы мотыльков и цветов, а матросская полька и русская пляска с балалайками вызывают восторг.
В 1957 году «Орский рабочий» опубликовал статью И. Бородина, который вспоминал про 1 Мая 1919 года.
– Накануне праздника мы одержали большую победу над белогвардейцами, – писал Бородин. – Бой произошел в устье реки Салмыш при ее впадении в Сакмару. Рельеф местности был выгодным для наступления и обороны белогвардейцев и невыгодным для Красной Армии. Белые находились на возвышенности и рвались к Оренбургу. Салмышский бой начался 27 апреля. Орский полк показал в нем чудеса храбрости и стойкости: он бесстрашно дрался с врагом, несмотря на численное превосходство. Корпус противника был разбит, и полк удостоили ордена Красного Знамени. Вот почему Первомай в том году мы встречали с особым чувством радости и гордости.
В сороковые и пятидесятые послевоенные годы орские рабочие к Международному дню всех трудящихся старались ставить новые стахановские рекорды. Даже организовывали предмайские вахты. А на сами демонстрации, которые длились до трех часов и более (только один Ленинский район шел единой колонной целый час), выходило тогда около 35 тысяч человек.
О празднике мира, труда и весны
Орчанин Олег Объедков в советские годы выходил на демонстрации сначала с коллективом ЮУНК, а затем с коллегами из прокатного цеха ОЗОЦМ. Это были семидесятые-восьмидесятые.
По словам Объедкова, на каждом предприятии тогда создавались штабы подготовки. Ими руководили, как правило, заместители директоров. Инструкции до участков и бригад доводили уже заместители начальников цехов и партбюро. Но изначально все шло от горкома партии.
– Вынимались из шкафов знамена, шлифовались древки, художники и спецбригады готовили плакаты и транспаранты. Но особой честью каждого завода считалось сооружение специальной сценической автомашины, которая бы представляла предприятие, а если надо, то и крупное его подразделение, – рассказывает Олег. – В цехах каждого работника спрашивали, выйдет ли он. Коммунисты и комсомольцы-активисты, а я был одним из них, конечно, кивали головой. Тогда, наверное, мало кто отказывался, ведь некоторые ждали получения квартиры от предприятия, иные хотели путевку детям в профкоме взять. Думаю, многие считали это мероприятие большой показухой. Но никто не говорил такое вслух. В то время демонстрации были идеологизированными и проходили под девизом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Сейчас этого нет. Но есть всенародный Праздник Мира, Труда и Весны. Вот и разница.
Впрочем, как отмечает собеседник, плюсы у праздника советской эпохи тоже имелись.
– Тогда лучшего массового развлечения народ просто не знал! – говорит Олег. – В конце пятидесятых отец брал нас с братом за руки, сажал в трамвай. В толкотне мы доезжали до главной площади города, а раньше ею считался проспект Сталина (ныне проспект Мира у ДК «Серп и молот»), где развевалось много флагов, а из репродуктора доносились песни, здравицы и призывы. Было очень интересно. Позднее я ходил на демонстрации с коллегами. Наша колонна ЮУНК, к примеру, формировалась в проезде Металлургов. Железнодорожники вроде бы добирались пешком до ДК энергетиков и оттуда шли к общей колонне. По крайней мере, некоторые из них так вспоминали.
Орчанин Виктор Анисимов в те годы играл на трубе в оркестре ДК машиностроителей под управлением Самуила Исааковича Гуткина.
– В оркестре я с пятого класса, на демонстрации стал ходить в этом же возрасте, – вспоминает Анисимов. – Так что впечатлений о тех мероприятиях у меня много, и все они очень хорошие и теплые. Словами их не передать, надо прочувствовать. Мы стояли на Комсомольской площади, где было четыре оркестра, которые играли по очереди. Получается, что демонстрацию мы видели от начала до конца. Люди шли с флагами, транспарантами и радовались празднику искренне, ведь принимали в нем участие добровольно, с удовольствием. Никого тогда не заставляли в приказном порядке. А как были счастливы дети! Очень жаль, что этот праздник забыли. Хотя в последние годы вроде пытались возродить что-то похожее, но все не то. Не тот масштаб, ну и настроение, конечно, – подытоживает собеседник.
Материалы по теме
Обсудить материал
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Авторизация:
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Мосты скоро откроют
13-09-2024 -
Кошачьего лемура не дали вывезти в Казахстан
12-09-2024 -
Отличился – получи стипендию губернатора
09-09-2024 -
В городе работают 10 каналопромывочных машин
06-09-2024 -
Расширен список получателей выплат
06-09-2024